И родина их - Марсель
От Марселя до заветного острова в поисках Эдмона Дантеса. Продолжение истории. Часть вторая.
Одним из самых любимых и самых таинственных героев прошлого во всем мире остается граф Монте-Кристо. А, уж, тем более в России, где историю моряка Эдмона Дантеса, которую поведал Александр Дюма в бессмертном романе, с детства знали и знают большинство граждан и в девятнадцатом, и в двадцатом, и нынешнем веке. И как бы ни закончилась та история, какой бы конец не придумал гениальный автор, насколько бы фантастичным ни казался сюжет истории, и как бы ни спорили исследователи о существовании в реальности этого героя или его прототипа, он останется среди людей на веки вечные… Потому что олицетворяет мечту миллионов людей: наказать зло, восстановить справедливость, отдать долги, воздать добром за добро. И в этом отношении «Граф Монте-Кристо» - самая массовая революционная книга.
В первой части нашего путешествия мы задались вопросом: почему автор поселил своего героя в Марселе, сделав город не только одним из героев книги. И начали знакомиться с далёкими эпохами, в которые уходят корни современных марсельцев. Сегодня мы продолжаем знакомиться с городом и искать в нём следы Эдмона Дантеса.
Каждое утро марсельские мужчины старшего возраста, исполняя ежедневный ритуал, выходят в ранние часы на набережную Старого Порта, здороваются друг с другом, закуривают, подходят к пирсам, где уже кипит работа и их преемники чистят, драят, ремонтируют, подкрашивают, копаются в моторах лодок... Глаза у этих поживших марсельцев загораются при виде моря, кричащих бакланов, леса корабельных и лодочных мачт, и тогда в них сразу узнаешь тех, кто немало за свою жизнь пробороздил морей и океанов.
Именно в этом месте началась, и долгие годы жила Массалия – поселение и порт, основанные древними греками.
Карта Средиземного моря
Корабли древних греков подошли к берегу, где и начали строить город Массалию
Макет развития города Массалии
И, наверное, с тех самых пор и остается Старый Порт, который стали так называть после строительства нового, современного морского порта, центром всей общественной жизни Марселя с раннего утра до ночи.
Здесь, на набережной в Старом Порту и окрестностях развивались все начальные главы романа Александра Дюма. По этим камням мостовой спешил, сошедший с корабля новоиспеченный капитан «Фараона» Эдмон, к своей невесте. В одном из этих домов, окаймляющих порт, располагалась контора судовладельца Мореля, с жилыми комнатами на втором этаже.
В доме на выходящей в порт улочке жил и сам Эдмон с отцом, недалеко квартировало семейство его невесты. Здесь же, в одной из портовых таверн встречаются главные недруги Эдмона, в голове которых созрел коварный замысел: Фернан, Данглар и Кадрусс – здесь они составляют донос. В таверне Старого Порта, где проходила церемония обручения Эдмона и Мерседес, главного героя и арестовывают.
Что удивительно, но таверна, в которой это могло произойти, и где, как говорят, не раз бывал автор романа - работает до сих пор. Все эти сюжетные ходы и бурная завязка романа произошли в голове Дюма именно здесь, он не раз приезжал в Марсель и прогуливался по набережной порта, сидел за бокалом вина в портовых кабачках, захаживал в здание марсельского муниципалитета, где по всему и заседал королевский прокурор.
Дюма видел лица моряков, смотрел, как снаряжаются в море корабли, как открывается рыбный рынок.
Так это происходит и сегодня, прямо к набережной ранним утром спешат пришвартоваться рыбацкие боты, наполненные свежей рыбой, для ежеутреннего рыбного рынка, запах которого с этого места уже никогда не выветрится. Но для приходящих сюда седых мужчин этот запах лучше любой французской парфюмерии – это запах их жизни. И каждый из них будет приходить в порт до тех пор, пока им хватит сил передвигать ноги. Так делали до них все многочисленные поколения марсельских моряков и рыбаков.
И молодым парням, копающимся на лодках с ежедневной матроской работой, пока и в голову не приходит, что они видят в мужчинах на берегу свой портрет в будущей старости.
После рыбного рынка, который заканчивается к полудню, мостовые тщательно моются сильными струями воды, а в ресторанчиках, расположенных вокруг Старого Порта уже начинают готовить свежую рыбу, в том числе знаменитый марсельский буйабес – суп, или, как привычнее для русского человека - уху из нескольких видов рыб и морепродуктов. И обязательно свежие мидии, сваренные в луковом бульоне с добавлением провансальских пряностей. А также всевозможные рыбные блюда под соусами или поджаренные в пастисе, местным анисовым аперитивом, бурриду - уху с чесночным соусом и т.д.
Все эти лица, колорит красок, запахов, звуков, великолепие морского пейзажа, особый романтический настрой, который присущ именно этому месту во Франции, вероятно и подтолкнули Дюма к развитию сюжета в этих естественных декорациях. К тому же, в Марселе и в марсельцах всегда жил дух независимости и игнорирования властей – последствия богатой и свободной Марсельской республики. Чем кстати, судьба Марселя напоминает российские Великий Новгород и Псков, с их Вечевыми республиками, существования которых закончились после присоединения вольных городов к Москве в конце 15 и начале 16 века. Марсельская республика перестала существовать двумя веками ранее – в XIII веке. И не случайно спустя столетия марсельские отряды были одними из самых активных во время французской революции 1792 года. Вспомним, что именно песня марсельцев из этих отрядов, с которой они шли в Париж на помощь революционерам, стала национальным гимном Франции:
Дрожите, подлые тираны,
и ты, чужой наёмный сброд,
к вам за ваши чёрные планы
по заслугам кара придёт…
(Перевод Наума Сагаловского)
Продолжение уже скоро…
Игорь ДОКУЧАЕВ,
фото автора, Старые фото и иллюстрации из группы VieuxMarseille в facebook.com
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Начните читать с первой части:
Поделиться с друзьями: