Дети в военной форме – вопрос не новый
В последнее время часто говорят и пишут о детях, которых принято наряжать в стилизованную детскую военную форму. В России многие магазины, даже крупные торговые сети, продают такие изделия в многочисленных вариантах. Хорошо или плохо наряжать детей и на патриотические мероприятия, и на детские утренники в военную форму? Это вопрос совсем не простой. И уж точно не новый, и точно нуждающийся в дискуссии. Как и то, что основывается он на воспитании в семье и в обществе в целом, на особой детской психологии. Так происходило в разных странах и в 19, и в 20 веке, и сегодня. Ниже лишь несколько исторических фактов периода Первой мировой войны.
В сентябре 1914 года жандармы проверили остановившийся поезд на железнодорожной станции в Пскове и обнаружили сто детей, которые пытались попасть на фронт недавно начавшейся в Европе Первой мировой войны. В то время, Псков ещё не был прифронтовым городом, как это случится несколько позже, когда войска кайзеровской Германии приблизятся к городу вплотную. Но именно из Пскова многие российские воинские части отправлялись уже непосредственно на фронт. Детей, которых жандармы обнаружили в поезде, сняли и всех через некоторое время отправили по домам. Но часть из них сбежала опять. И вновь направились на фронт.
Корней Чуковский в 1915 году в статье «Дети и война» описывал «детские игры», где «убивали» германского императора Вильгельма II, «травили» немцев ядом или громили «игрушечных врагов». Тема войны попала тогда и в детские сочинения. Ученик начальной школы Евгений Полханов описывал последние дни перед войной: «У нас на даче была манифестация. Один господин держал в руках телеграмму. Он прочел, если Россия не кончит мобилизацию, то Германия объявит войну. После этого воздух огласился криками: Долой Германию! Да здравствует Россия!».
В самом начале войны школьники и студенты писали прошения послать их на фронт. Заявления поступили от всех учащихся восьмого класса Либавской гимназии, от восьмиклассников Рижской гимназии, от восьмиклассников Казанской гимназии. 6 добровольцев отправились на фронт из Пензенского рисовального училища, 5 - из Пермской духовной семинарии, 13 - из Чувашской учительской семинарии… Больше половины из них погибли в боях.
О детских подвигах в то время писали еженедельник «Искра» и газета «Военный вестник». Последний в номере от 15 мая 1915 рассказал о юном герое, 16-летнем добровольце казаке Семёне Вихрове. Он воевал на передовой и был захвачен в плен. Немецкий кавалерист, проезжая мимо группы пленных русских солдат, среди которых был и Семён, решил поиздеваться над ними. Поймав момент, юный казак сдёрнул врага с седла, сам запрыгнул на коня и поскакал к своим. Ему удалось уйти и передать командирам секретную информацию. Вихрова награждал лично верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич и вручил ему медаль «За усердие».
Иван Казаков в 15 лет был разведчиком. Он в одиночку отбил у немцев пулемёт, вытащил из плена прапорщика Юницкого, обнаружил замаскированный немецкий артиллерийский расчёт. Казакова наградили тремя «георгиями» - 2-й, 3-й и 4-й степени, а также погонами унтер-офицера. Впрочем, в разведчики рвались и девушки. Не раз писали в те годы о 16-летней Кире Башкировой, ученице шестого класса Мариинского женского училища. Кира раздобыла военную форму, взяла у двоюродного брата подруги удостоверение ученика военного училища и отправилась на фронт, где представилась Николаем Поповым. 20 декабря «Николая» отправили с напарником в разведку - они должны были привести языка. Однако во время выполнения боевого задания напарник был ранен, и в итоге «Попов» делал всё в одиночку. Храбрость молодого солдата оценили – «Николай Попов» получил Георгиевский крест 4-й степени.
Пытались ли не пускать подростков на фронт? Да. Их ловили жандармы, о них были предупреждены другие учреждения, но ручейки юных беглецов, желавших геройствовать на благо Отечества, продолжали течь в сторону военных действий.
Лада Баумгартен
Фотоиллюстрации предоставлены автором
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам может быть интересно:
Поделиться с друзьями: