В Псковской области есть театр, где из детей вырастают гении
«Деревенские дети знают, чего хотят в этой жизни, и своего добиваются», – это нам сказал человек опытный – женщина, которая воспитала не одно поколение артистов, и где – в глубинке, в деревне! К Марине ЖАРИКОВОЙ приводят малышей, которые не то что выступать – говорить ещё некоторые толком не умеют. Но народные забавы, песни, танцы быстро становятся и привычным, и любимым занятием, так что смотришь на тех малышей через несколько лет и уже не узнаёшь. Перед зрителем самые настоящие артисты. Только ростом малы, а в глазах уже понимание – зачем они на сцене и о чём хотят людям рассказать. Нам Марина Валерьевна, рассказала, как растит «своих гениальных деток» и чем сейчас занимается её прославленный (без лишнего пафоса!) театр «Балагуры».
На фото: руководитель театра М. В. Жарикова с детьми разагрывают изборские свадебные обряды на фольклорном фестивале «Словенские ключи»
- Марина Валерьевна, насколько я знаю, вы - руководитель музейного театра «Балагуры» и живете и работаете в Изборске.
- Немного уточню: мы уже давно не музейный театр, все «балагуры» теперь учатся в детской школе искусств города Печоры (филиал в Изборске), на отделении «Театральное искусство». Носим звание Народного театра. В репертуаре у нас, как и прежде, значительное место занимают постановки на основе местного краеведческого и фольклорного материала. Мы очень любим устраивать «Хороводные дискотеки». Учим танцевать наши изборские танцы: «Краковяк по-изборски», «Кадриль», «Светит месяц» - с удовольствием танцуют люди любого возраста. Традиции праздников, костюма, ремесел ребята постигают в ДШИ на уроках по предмету «Традиционная культура».
- Скажите, что приготовили к праздникам в этом году? Где можно увидеть ваших артистов?
- В Изборском Доме культуры, где территориально располагается наше отделение, сейчас заканчивается ремонт, это большая радость, но мы пока не можем выступать на родной сцене. Ближайшая наша премьера состоится 8 января в Печорах. Совместно с творческим клубом «Феникс» (воскресная школа Псково-Печерского монастыря) мы выступим на большом Рождественском концерте, покажем спектакль «Про Ангелов», по пьесам питерского драматурга Ольги Зверлиной и сказке Людмилы Сосниной «Кот и Ангел».
- Вы впервые показываете этот спектакль?
- Это премьера. «Случай с Ангелом» наш старый спектакль, первые исполнители ролей уже стали взрослыми. Это новый вариант, можно сказать ремейк. Там очень трогательный сюжет.
Ангел ходит по городу с целью выполнить три желания. Но люди ему не верят, у кого-то нет желаний, даже за мошенника его принимают. Наконец одна девочка, которая приняла его за птичку, высказывает желание: «Ангел, улети на небо!..» - Ангел улетает... Тогда на сцену выходят все участники спектакля и вслед Ангелу произносят свои (не персонажей!) желания. И с надеждой ждут.
На фото: Дети ждут Ангела. Уже практикующий психолог, без 5 мин. психолог, заканчивает ПсковГУ (у обоих золотая и серебряная медаль по окончании школы), менеджер с университетским образованием, доблестный воин Российской армии, учительница начальных классов, ученик Псковского технического лицея.
Эта постановка сложная по сравнению с предыдущими. Ангелов у нас на этот раз 4. И в финале на сцену выходят маленькие ангелочки-дошкольники (будущие «балагуры») и весело танцуют.
Ангелы вернулись, новые, современные. Добавилась еще очень добрая сказка «Кот и Ангел». В спектакле играют уже актёрские династии. Например, в первом варианте играла старшая сестра, теперь она работает психологом в Изборском лицее, 2 года назад её же роль исполняла средняя сестра, она уже закончила школу искусств. Теперь младший брат занят в спектакле.
На фото: «Про маму, папу, бим-бом-бом и войну»
- Любая программа фольклорного театра, народного театра готовится с опорой на тексты, напевы, обычаи прошлого. А вам удается как-то задействовать псковский фольклор? Например, в новогодней или рождественской постановке?
- В этой (рождественской – ред.) постановке фольклор не задействован, а вот в других наших спектаклях: «Изборские байки», «Про старую жизнь», «Про маму, папу, бим-бом-бом и войну», «Хорошо в Изборске!» - звучат местные частушки в записи 1937 года, 1946 года, рассказы изборских старожилов, байки, легенды.
- А если реконструировать новый год, Рождество, святки прошлых, дореволюционных еще лет, как отмечали праздники псковичи? Есть что-то такое особенное в обрядах, чего не было у других?
- Кроме спектаклей у нас много интерактивных обрядовых программ, где инсценируются или импровизируются самими зрителями обряды праздников народного календаря. Есть такая программа «Новый год по-русски», где мы рассказываем о традициях празднования начала нового года.
Начинается всё с Сочельника, когда вся семья готовилась к встрече Рождества, готовили кутью, задабривали мороз.
Потом Рождество. Разыгрываем приход в дом христославов со звездой. Ребята исполняют аутентичные рождественские колядки, славят Христа, желают счастья и благополучия хозяевам дома. У нас есть вертепный театр, разыгрываем представление народной драмы «Сказание о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа, о злом царе Ироде и его ужасной смерти» (в записи Виноградова).
После Рождества Святки. В Печорском уезде никогда не ходили по домам ряженые, это считалось недопустимым в православном Печорском крае, но мы рассказываем о том, как это было в других российских губерниях. На Святки у нас «чудили» – устраивали всякие шутки над хозяевами домов, где были девицы на выданье. Могли поленницу дров раскидать, печную трубу снегом заложить. Это был знак того, что девица кого-то заинтересовала в качестве потенциальной невесты. В этом как раз отличие наших обрядов от других регионов.
И, наконец, Васильев день – начало нового года (по н.с. 14 января). Варили особую кашу из гречки и по ней судили, каким будет грядущий год. Например: горшок полный – год будет с достатком; горшок треснул – к беде, болезни; каша вылезла из-под крышки – к худу. Обязательно в этот день навещали «сирых и убогих» в богадельне, несли угощение, ходили обязательно вместе с детьми, тем самым воспитывали в них милосердие.
- Как думаете, современный зритель готов воспринимать фольклор, скажем так, неадаптированный, вроде народных или псевдонародных песен в попсовой обработке? Или все-таки фольклорным коллективам надо адаптироваться к зрителю и быть современными?
- Могу вас заверить, что многими фольклор воспринимается великолепно, востребован у туристов, например. Лично мне очень по душе фолк-рок. А к зрителю адаптироваться надо всем и всегда. Незаметно так, под видом осовремененного, потихоньку прививать любовь и интерес к нашему подлинному, настоящему народному искусству.
На фото: Хороводная дискотека, одно из любимых занятий «Балагуров»
Беседовала Кристина БОРИСОВА
Фото из архива Марины Жариковой
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Поделиться с друзьями: