Если забыть про Саласпилс, то ужас может вернуться
9 мая многие жители Латвии отправились в Саласпилс, чтобы посетить территорию бывшего концентрационного лагеря, существовавшего в 18 километрах от Риги с осени 1941 года по конец лета 1944 года. Здесь, по данным из разных источников погибли десятки тысяч человек – говорится о ста тысячах узников, которые не пережили страшных мук, на которые были обречены. Среди них – 7 тысяч детей.
В лагере содержались и пленные красноармейцы, и взрослые девушки и женщины, а также многочисленные дети, попадавшие сюда из оккупированных фашистами Псковской, Ленинградской, Новгородской областей, из Белоруссии и самой Латвии. Из 30 бараков детский был самым большим. Официальное название лагеря – Саласпилсская расширенная полицейская тюрьма и лагерь трудового воспитания. Но по свидетельствам выживших малолетних узников, сами фашисты, не скрывая, называли лагерь «фабрикой крови». Помимо множества медицинских экспериментов, которым подвергали узников, фашисты сделали из детей живые хранилища крови. Из них брали кровь для госпиталей, в которых лечились немецкие солдаты. Многие дети в результате стали «полными донорами» - из них выкачивали всю кровь до последней капли. Потом безжизненное тело уничтожали.
В лагере были и газовые камеры, и печи, где сжигали тела. Узников расстреливали, вешали, травили – способы умерщвления узников в Саласписле записывали в столбцы. В окрестностях найдены многочисленные могилы, где тела хоронили штабелями.
Многие свидетельства чинимых фашистами в Саласпилсе зверств были установлены на основании данных, которые получила Чрезвычайная госкомиссия Президиума Верховного Совета СССР по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Уже в мае 1945 года, после осмотра только пятой части территории лагеря смерти, члены комиссии были шокированы увиденным. Кадры кинохроники показывают штабеля маленьких трупов. Одну из самых страшных фотографий назвали – «Саласпилсская мадонна» - на ней заживо погребённая мать, прижимающая к груди ребёнка. Вообще, читать даже небольшие выдержки из заключения комиссии, невыносимо тяжело.
Обелить и оправдать преступления фашизма невозможно – такой вывод делали и продолжают большинство посетителей Саласпилса, когда узнают историю этого места. Люди не просто не забывают о жертвах, но эта память охватывает всё больше людей молодых, многие из которых узнают об ужасах войны и фашизма только здесь, случайно завернув с трассы. А потом уже специально приезжают сюда, чтобы показать детям, чтобы вместе вспомнить и поплакать о детях и взрослых узниках этого лагеря. И минувшим 9 мая люди шли сюда и группами, и поодиночке. Приезжали из Риги, из других окрестных городов Латвии, из России.
Когда мы стояли у мемориала, заметили даже группу итальянских туристов, которую привела сюда гид. Несли цветы. Приходили, чтобы вспомнить, как были здесь в своём детстве, когда их приводили сюда родители. Приезжают, чтобы увидеть, как выросла берёзка в центре мемориала, как она из маленькой превратилась в большое дерево, и теперь стремится своими ветками укрыть, спрятать от смертельной опасности памятник матери и ребенку, боясь, что всё в этом мире может повториться.
Анна СПИРИДОНОВА, фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Поделиться с друзьями: