Где живёт настоящий Дед Мороз?
Считается, что главный Дед Мороз в России один. Живёт и работает он хотя и не в Кремле, но сама должность появилась по распоряжению Москвы, точнее – бывшего мэра города Юрия Лужкова. Но так повелось, что в большой стране проблемы решаются на местах, и раз уж до бога высоко, а до дедушки Мороза далековато – даже от центра ехать больше 400 км , – для исполнения праздничных ритуалов в регионах привлекли старых духов – тех, к которым обращались ещё предки. Вскоре получилось так, что герои старых легенд последовали примеру Деда Мороза из Великого Устюга: обзавелись собственными резиденциями и стали участвовать в массовых мероприятиях. Иногда они выступают как официальные представители родного региона, и делают это, кстати, с полным правом – почти по всему Северо-Западу действительно были уникальные местные обычаи встречи Нового года. Кое-где они отчасти сохранились.
Мурманск
Северный край связывают со страной Лапландией, где Дед Мороз будто бы живёт летом. Собственно говоря, такой страны, как Лапландия, никогда не существовало – название придумали соседствующие с коренным народом севера скандинавы и русские. Исконно территория, на которой жили саамы, звалась Сапми, что на одном из диалектов означает «Земля саамов». До революции народность занимала почти весь Кольский полуостров, сейчас большая часть живёт в Норвегии и празднует новый год по-европейски вместе с Санта Клаусом. На территории России в Кольском, Терском, Ловозерском и Ковдорском районах, осталось около полутора тысяч человек и старые сказания о Мунь Каллсы, исконно саамском лесном духе, который призывают на помощь заблудившиеся в тундре путники. У саами был свой Новый год – он отмечался осенью, точной даты не было – когда сделали всю работу, тогда и праздник, в который было принято ездить на соседние погосты. Воскресший из старых сказаний Мунь Каллса стал «лицом» севера в социальном проекте по поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. После выступления на телевидении вместе с Дедом Морозом из Великого Устюга и норвежским Дедом Морозом Мунь Каллсы запомнили и теперь его резиденцию в Мончегорске тоже часто посещают гости.
Коми
В Коми нет Деда Мороза, но есть собственный новогодний Дед – Кёдзыд Пёль (Холодный парень, если дословно). Выглядит он непривычно: он худощавый, высокий, носит не красную шубу, а бело-голубую и приходит к людям через лес на охотничьих лыжах. Кёдзыд Пёль ещё достаточно молод, чтобы петь, играть на барабане и ходить на охоту, а в праздничные дни участвовать в детских играх и забавах. Несколько лет назад новогодний Дед народа коми обзавёлся собственной резиденцией в селе Ыб Сыктывдинского района.
Архангельск
Поморский Новый год – это праздник урожая. Отмечается он в сентябре, когда заканчивается сезон промыслов и рыбаки возвращаются домой с уловом. Традиционно празднование начинается 14 сентября зажжением плавучего Маяка счастья и фейерверком в честь наступившего Новолетия. Под колокольный звон шествие морских лоцманов, которых называли вожжами, и факельщиков, направлялось к Северной Двине. Огонь зажигали у корабельной пристани Архангельска, напротив мыса Пур-наволок. Когда загорался маяк, на берегу раздавался пушечный выстрел - для всех горожан это был знак: пришла осень. В этот же день на берегу открывалась Маргаритинская ярмарка, где торговля велась прямо с судов. .Избы в домах в праздник держали открытыми, чтобы в них вошло новое счастье, а на порог клали веник (килу): считалось, что перешагнув килу, человек оставлял все беды и невзгоды в прошлом.
Сегодня Новолетие или Поморский Новый год отмечают как праздник проводов лета – возродилась эта традиция в 2001 году. Деда Мороза как обязательного персонажа у поморов не было, появился он в советское время. В 2000-х на берегу р. Соломбалки был выстроен архитектурно-парковый комплекс «Деревня Деда Мороза», где живёт верный товарищ дедушки - архангельский Снеговик.
Вологда
Тысячу лет назад города ещё не было, но на его месте находилось старое селение, жители которого поклонялись «скотьему» богу, Уже потом на месте языческого капища поставили храм, посвященный св. Власию, а вот Новый год ещё долго праздновали с наступлением весны – 1 марта. В этот день было принято задабривать хозяина тайги – за околицу несли блины, подношение медведю.
Местом рождения Деда Мороза в его нынешнем обличье Вологодская область «стала» только в 1998 году: побывавший тогда в Великом Устюге Юрий Лужков предложил жителям идею для привлечения туристов – так, по крайней мере, объясняет свершившийся факт устное предание. Устюг уже без малого 20 лет воспринимается как место, где живёт Дед Мороз, там есть две его резиденции, одна в городе, другая в лесу, музей почты, открыток и ёлочных игрушек. Туда же, в Устюг можно отправить свой привет или просьбу – письмо дойдёт, даже если человек не знал точного адреса.
Карелия
Главный герой праздника здесь – молодой парень по имени Паккайне. По легенде он родился в дороге – купец вместе с семьёй переезжал из одного города в другой, и в ночь на 1 декабря в семье родился крепкий и здоровый малыш, за отменное здоровье его и прозвали Морозцем. Рос Паккайне очень быстро – за неделю стал, как трёхлетний ребёнок, а через месяц смог продолжить дело отца и заняться торговлей. Дела спорились, но где бы он ни бывал, везде стремился полюбоваться на собственное отражение. Тот, зазеркальный Паккайне тут же оживал, превращаясь в очередного двойника Морозца. Так во всех городах у настоящего героя появились братья-двойники. Паккайне от них отличался только одной приметой: каждый год 1 декабря он превращался в младенца, чтобы к Новому году вырасти.
Сегодня Морозец живёт в г. Олонец Республики Карелия – оживили его сотрудники Олонецкого национального музея карелов-ливвиков и районной библиотеки по старым рисункам и сказаниям. У нового Паккайне есть свой добрый обычай: если 1 декабря в городе рождается мальчик, он становится крестником ребёнка и дарит ему веселый характер и удачливость.
Санкт-Петербург
Петру Первому хотя и удалось заложить новый обычай – праздновать Новый год 1 января с иллюминацией и ёлками, но после кончины императора праздник как-то забылся. Вернулся он только в 1825 году благодаря жителям немецкого квартала в Петербурге – они наряжали деревья и жгли огни, и русские переняли у них эту привычку. Люди, которые жили в близлежащих сёлах, думали не о том, как украсить дом к празднику, а о том, чтобы сберечь припасы. На 31 декабря по церковному календарю приходился день св. Меланьи. К этому дня разбирали кладовые и чуланы, всё, что испортилось, отдавали на корм скоту, и доедали сами, что было пригодно в пищу. Поэтому отчасти изобилие на столе было не данью духам на счастье в новом году, но и необходимостью.
Калининград
Вайннахтен, Рождество по-немецки, в Кёнигсберге считалось главным, по сравнению с Новым годом, праздником. Готовиться к нему начинали загодя, за четыре недели до Сочельника. В доме вешали адвенткранц, рождественский венок из еловых лап и на него ставили четыре свечки, чтобы зажигать их по одной каждое предпраздничное воскресенье. Для детей заранее были приготовлены сладости – и дети хорошо знали, что можно и чего нельзя делать до Рождества. В доме протягивали верёвку, на которой висело две дюжины носков, в каждом из которых была спрятана сладость. Каждый день можно было отрезать по одному и съедать очередную конфету или пряник. Было ещё такое устройство, как адвенткалендер, маленький шкафчик с 24 дверками (тоже по количеству дней, которые остались до праздника). Система поощрения была та же –каждый день можно было открыть только одну дверку, потом с нетерпением ждать до завтра – и так до 24 декабря, когда съедалась последняя сладость и наступало время рождественских подарков.
Дед Мороз появился в советском Калининграде в середине XX века, но не прижился: по крайней мере, своей резиденции в городе у него до сих пор нет. Жители отмечают декабрьские и январские выходные по-домашнему, как в Европе, а театрализованное представление заказывают для детей через частные фирмы.
Новгород
Переход от старого года к новому в старое время занимал не одну ночь, а две недели – время святок. В эти дни было принято символическое общение крестьян с умершими предками – считалось, что они помогут благополучию семьи в будущем году. Колядующие и изображали духов – их полагалось одаривать за неустанную заботу над живущими. Среди ряженых часто был один человек, которому запрещалось говорить, одет он был страшнее всех и представлял самого старого и грозного духа, которого в народе величали просто Дедом. Чтобы нарядить такого персонажа, выворачивали мехом наружу шубу, привязывали бороду из льна или шерсти, на лицо натягивали чулок, на голову шапку, а под неё подкладывали соломенные волосы — так, чтобы торчали во все стороны, иногда подвязывали ещё горб.
Псков
Обычаи Псковской губернии похожи на новгородские – здесь тоже ходили ряженые и тоже задабривали предков. В человеческом обличье изображались здесь и природные силы. Так мороз, которого так боялись крестьяне, превратился в седобородого старика, одним стуком своей палки насылающего холода. Память о культе Мороза сохранилась в песнях-колядках и в старом обычае «кормления». В святки хозяйки оставляли на улице или в сенях еду – кутью, овсяные блины или кисель и приговаривали:
Дед Мороз, Дед Мороз!
Приходи блины есть и кутью!
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и ребятишек не гоняй!
В Гдовском районе было по-другому – там ужин нарочно оставляли на столе и «кричали Мороза», призывая его не губить будущий урожай.
Мороз, Мороз!
Бабу Стюниху заморозь!
А гречу и овёс ни морозь!
Дед Мороз, хозяин леса, покровитель зверей и птиц, древний старик, одаривающий за добрые дела и наказывающий за злые – персонаж исключительно городской. Сложилось такое представление у жителей Новгородской и Псковской губернии, судя по всему, только к концу XIX века. В сопровождении Снегурочки дедушка стал появляться ещё позже – только к 1950-м годам, когда в Советском Союзе уже сложилась своя традиция празднования Нового года.
Кирилл ГРАДОВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Поделиться с друзьями: