В этот день он проигрался в карты и за это благодарил судьбу. А мы за то, что у нас есть Пушкин
Мы увидели эту деревню именно такой, какою увидел её Пушкин в середине осени 1827 года: мокрой, серо-коричневой и приготовившейся к зиме. Поэт, ехавший из Михайловского в Петербург, остановился ненадолго на почтовой станции Залазы. Он только-только вдрызг проигрался в карты, на предыдущей почтовой станции в селе Боровичи, где останавливался отобедать. Причём, в карточную игру с гусарским офицером Пушкин ввязался из-за того, что ему не хватило мелких 5 рублей, и он решил их сходу выиграть. Но вместо этого проиграл огромную сумму – 1600 рублей. Взяв 200 рублей в долг, он отправился дальше. Сытый после обеда, но немало раздосадованный из-за проигрыша. Это было 14 октября – в день, который войдёт не только в биографию поэта, но и в российскую историю.
Почему это место стало знаменитым? Здесь проигравшийся в карты Пушкин случайно днём 14 октября встретился со своим лицейским другом Кюхлей – Вильгельмом Кюхельбекером, декабристом и поэтом. «Кюхлю», как называли его ещё в лицее, и двух других декабристов-арестантов везли под охраной по этому пути из Шлиссельбургской крепости в Динабургскую (Даугавпилс). Пушкин сначала долго не мог узнать друга – содержание в крепости очень изменило того, пока Вильгельм сам не подал знак, что узнал Александра.
Вот это место спустя 190 лет. Деревня Залазы Стругокрасненского района. Нет уже почтовой станции, в которой останавливался поэт и пытался забыться от проигрыша за найденным на полке томиком Шиллера. Немноголюдна и сама деревня, расположенная вдоль тихой асфальтированной дороги. Да и асфальт здесь из нашей современной жизни. В первой половине 19 века дорога была разъезженной и грязной. Даже двадцать вёрст путешествия по такой стоили большого терпения. Но вот какой-то хорошо ощутимый дух времени и сегодня витает в Залазах: краски поздней осени, дождинки на стёклах маленьких окон, набухшие крыши, словно впитывающие в себя идущие дожди со времён Александра Пушкина как минимум. И небогатые крестьянские избы, многие из которых достойны сохранения и внимания хранителей старины – эти ветхие строения продолжают поддерживать тут атмосферу прошлого. Местные жители убеждали нас, что именно здесь на этом месте, где позже была поставлена придорожная часовня, и стояла почтовая станция, включавшая в себя и трактир, и гостиницу, и конюшню. Здесь в 1999 году, когда Александру Пушкину отмечали 200-летний день рождения, установили памятный знак: «Здесь, на этом месте…». Только в дождь практически невозможно прочитать фразу вырезанную на плите. Она как будто собирается растаять вместе с уходящими деревнями.
Жители уверяют, что часовня эта поставлена здесь чуть ли не сразу после того, как Пушкин проезжал. Но это, конечно, выдумки. Квадратную часовню соорудили в 1902 году – это просто сруб, увенчанный маленькой главкой и четырёхскатная крыша под ней. Всё требует капитального ремонта: и стены, и крыша – если, конечно, мы хотим, чтобы часовня продолжала обозначать памятное место. Встреченные нами залазцы уверили нас, что местные власти собираются заняться ремонтом часовни, правда, когда именно не сказали. Как её будут ремонтировать? Скорее всего, разберут - сгнившее дерево выбросят, и соберут новый сруб.
Залазы пока ещё остаётся крепкой населённой деревней, местные жители продают на дороге плоды своих огородов и мелкого хозяйства, ходят за ягодами, благо рядом начинаются большие клюквенные болота.
Сегодня бесполезно призывать бросаться спасать и искусственно поддерживать жизнь в этих деревнях, где нет работы ни для молодых, ни для опытных, где нет ничего, кроме энтузиазма отдельных жителей и уходящей деревенской натуры.
Рядом с часовней есть старый сарай, где размещается Залазская добровольная пожарная дружина – вывеска стёрлась, но из-под закрытых ворот, виден свежий след грузового автомобиля… Без пожарной дружины тут опасно: окрестные леса и болота если загорятся, то без пожарных это будет надолго и с печальными последствиями. Люди тут открыты, хотя и с настороженностью посматривают в сторону пришельцев – привыкли, видимо, что жизнь на дороге сопряжена с разными ситуациями и разными людьми. Так от века к веку и было. Вот почему раньше люди старались селиться подальше от дорог: от бродяг и лихоимцев подальше построишь – подольше и побогаче поживёшь.
Таких деревень в России тысячи, которые чудом ещё сохраняют черты прошлого, передают дух прежних эпох, и …не имеющих будущего. Многие из них «помнят», как через них проезжали, останавливались на почтовых станциях, обедали, соблазняли местных молоденьких девушек известные в прошлом поэты, чиновники, поручики и капитаны. И в большинстве случаев там нет никаких напоминаний об этих случаях. Не было бы и здесь, если бы не Пушкин. Ведь останавливался тут и известный русский композитор Михаил Глинка, да и цари, императоры тоже проезжали мимо. И нет ни про кого из них даже таблички. Но Залазы в любом случае останутся в истории, как место, где в последний раз в жизни обнялись два поэта.
Пушкин ехал на встречу с друзьями-лицеистами, ведь 19 октября – в Царскосельском лицее всегда встречались выпускники. И практически мистическим образом первым лицеистом, с которым он повидался на пути, стал Кюхельбекер. Кстати, два друга в жизни больше так и не увиделись. Это была их последняя встреча. Хотя издали они наблюдали, как могли за жизненной историей друг друга. Через месяц после встречи в Залазах Пушкин узнал, что Кюхельбекер бежал из-под стражи, добрался до Варшавы, но там снова оказался арестованным и пошёл по ссыльному этапу.
Пару лет назад место встречи друзей в Залазах неравнодушные граждане предлагали даже включить в список «15 чудес Псковщины», которые выбирали читатели в Интернете. Но чудесных мест на Псковской земле множество, в том числе, и тех, где Пушкин оставил свой след, все в чудеса не запишешь. Остаётся только удивляться харизме и влиянию великого поэта – где он когда-то появлялся – те места до сих пор имеют необычайную притягательность.
Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Поделиться с друзьями: