Семнадцать мгновений после боя 6-й роты
В ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 года бойцы 6-й сводной парашютно-десантной роты 104 гвардейского полка 76-й ВДД вступили в бой с крупным бандформированием в Аргунском ущелье Чечни на рубеже Улус-Керт-Сельментаузен. Тогда 90 псковских ребят более суток сдерживали натиск порядка 2 тысяч чеченских боевиков, которыми командовал террорист Хаттаб. В бою погибло 84 десантника, в том числе 13 офицеров. Потери боевиков составили, по разным оценкам, от 500 до 700 человек.
С тех пор во всех уголках России, откуда родом герои-десантники о них вспоминают: в школах, в вузах, в спортивных клубах и секциях. Многие улицы в больших и малых населенных пунктах наречены их именами, высажены аллеи деревьев. Ни один человек не пройдет и не проедет по трассе Петербург-Псков-Киев мимо огромного белого парашютного купола, вознесшегося памятником у КПП 104-го полка, чтобы не вспомнить о подвиге наших современников. В Пскове на территории части в Черехе, где служили и откуда уходили в свой последний поход каждый год 1 марта собираются родные, близкие, друзья-однополчане, простые псковичи.
В этот день здесь обычно многолюдно. Люди приходят к воротам части, откуда уходила к своему бессмертию шестая рота, чтобы положить цветы к подножию огромного застывшего парашюта и к памятному камню, поставленного тут в год гибели десантников, услышать торжественные слова, чтобы успокоить душу и просто, понять, что кто-то есть рядом.
На территории полка в Георгиевской часовне горят свечи. В казарме 6-й роты тихо: дневальный на тумбочке, дежурный по роте, надраены полы, заправлены койки… В комнате отдыха на одной из стен ряды с цветными портретами погибших на той высоте ребят.
Если считать всех погибших офицеров легендарной 6-й роты псковичами, что можно сделать по праву, поскольку все они служили в Пскове, здесь же жили и живут их семьи, то псковичей в составе бессмертной роты было 32 человека - больше трети личного состава. Из 22 Героев России, ставших ими за одни сутки с 29 февраля по 1 марта 2000 года - 14 - тоже жители нашей области. И это многое говорит о Псковской земле, о большинстве живущих здесь парней и мужчин. Дух у нас такой - земной, твердый, настойчивый; характеры, воспитанные традициями предков. Владимирова дружина - полки Александра Невского - князя Довмонта - красногвардейские роты - пограничные отряды 1941 года – партизанские бригады - это все этапы одного пути.
В Псковской области 22 захоронения десантников из 6-й роты, самое крупное – в псковских Орлецах, остальные в разных районах, в деревнях и посёлках. Накануне первой годовщины гибели псковских десантников, в составе большой группы вместе с членами Общественного комитета города Пскова по увековечению памяти героев-десантников мы посетили все захоронения псковских десантников, которые находятся в разных уголках Псковской области. Организовать такую поездку очень сложно и дело не только в средствах на транспорт, другие расходы, но и потому, что дальность таких переездов значительная и за один день получается проехать один-два района. Возможно, что и тогда из идеи ничего не вышло, если бы не энергия и воодушевленность членов общественного комитета, не поддержка этой инициативы со стороны совершенно различных людей, коллективов псковских предприятий, руководителей разных уровней, командования 76-й дивизии и 104-го парашютно-десантного полка.
Мы встречались с родителями, членами семей десантников, с их учителями и друзьями, с местными властями, с простыми людьми. И сейчас я напомню лишь о некоторых из тех встреч, чтобы вспомнить обо всех.
Дедовичи
Отсюда ушел на службу в армию симпатичный парень Сергей Бакулин. Ушел служить Родине. И это вовсе не громкие слова: солдаты срочной службы далеки от политики и денег - они как раз просто... служат. Гвардии младший сержант Сергей Бакулин, получивший воинскую специальность пулеметчика и звание десантника в 76-й дивизии ВДВ, не думал о подвигах. Ему еще не было и двадцати двух, и как все в этом возрасте, он мечтал о любви, строил планы, как, закончив службу, возвратится домой и будет жить. Он не думал о подвиге и в тот момент, когда на роту вдруг вылилось море огня, забили очереди, и пули противно зацокали о камни. Он лишь знал, что рядом друзья, а там - враги, и чтобы жить, надо драться...
В Дедовичах о Сергее помнят, и не только в семье. В поселковом краеведческом музее есть стенд, посвященный ему и подвигу десантников.
Порхов
На городском кладбище здесь покоятся гвардии рядовые Владимир Архипов и Михаил Загораев. «Аллеей Памяти» когда-то порховичи назвали это место. Десантники из 6-й роты здесь не одиноки, рядом лежат военные, также погибшие в горячих точках. И этот уголок городского кладбища действительно превратился в Аллею Памяти, ставшей священной, точно так же, как и мемориал воинам, павшим в Великую Отечественную войну. Памятники на могилах десантников помогали установить работники районного военкомата, точно так же, как это сделали военкоматы и в других районах.
В Дубровенской школе, в которой учился Володя Архипов, некоторое время спцстя после гибели десантников, был открыт памятный стенд.
Опочка
Здесь похоронены гвардии рядовые Денис Шевченко и Дмитрий Иванов. Им обоим было по 19 лет, когда они вступили в свой последний бой. И это стало самым главным делом их короткой молодой жизни, которую, кстати, очень хорошо помнят в школе, где учились ребята. Их первая учительница Лариса Степановна Макарова вспоминала несколько лет назад: «Денис был всегда спокойным и уравновешенным, а Дима - очень добрым и отличным другом. Они были мальчики как мальчики». А классный руководитель Димы Иванова В.П. Парамонова рассказывала, как Дима во время игры «Зарница» вызвался быть разведчиком и пришел с самодельным ружьем, вырезанным из дерева. Он всегда был заводилой в классе, не терпел лжи и несправедливости, защищал слабых и нравился девочкам. Стараниями всего школьного коллектива в школе оформили красивый памятный уголок и ребята-десантники всегда остаются в гуще школьных событий.
Героические традиции этой школы идут издалека: немало выпускников сложили головы в боях Великой Отечественной войны. И сама школа № 1 - самая старая школа Опочки, которая уже отметила свое восьмидесятилетие, носит имя Тамары Калнин, выпускницы, спасшей во время Великой Отечественной войны 15 раненых советских солдат.
Мечты ребят не успели исполниться, их жизненные планы остались незавершенными. Но и такие короткие жизни останутся в памяти их земляков и в Опочке, и в Пскове, где Дима Иванов после окончания школы поступил в строительный колледж. Но доучиться не успел, оставив окончание учебы на то время, когда отслужит.
Остров
В этом городе умеют чтить героев. Это здесь в Островской школе-гимназии, бывшей школе № 6 на прилегающей территории, первыми из всех районных центров области поставили обелиск в память о псковских десантниках 6-й роты, в числе которых находились Володя Бирюков и Алексей Шукаев, учившиеся в этой школе. Скромный обелиск был построен из камня самими учениками школы с помощью руководителей гимназии, при поддержке всех местных жителей и администрации района. Школьники и педагоги Островской гимназии высадили вокруг обелиска около пятисот саженцев. И это значит - память о ребятах, ничего не успевших в жизни и сделавших так много, будет в Острове жить всегда.
Бежаницы
На высоком холме Бежаницкой возвышенности, в окружении сосен, в верхушках которых гуляет вольный ветер и плещется кругом океан чистейшего воздуха, в русской земле лежит восемнадцатилетний паренек Алеша Нищенко. Кладбище села Борок раскинулось на таком красивом месте, что просто описать его невозможно, как ни старайся, картина будет неполной. В этой красоте Алексей Нищенко родился и рос, и здесь же довелось ему лечь в землю. Очень больно, когда уходят юные, не пожившие, ничего не увидевшие... Рассказывали, как мама Алексея Надежда Григорьевна Нищенко почти каждый день за несколько километров добиралась из Бежаниц к заветной могилке сына: ей нужно было говорить с ним.
Школа, в которой учился Алексей, с тех пор носит его имя. Он очень любил свою школу, здесь помнят и парту на «камчатке», за которой сидел Алексей, обычно развернувшись вполоборота к окну.
Знаю людей, которые живут и трудятся в Бежаницком районе, и с каким уважением и любовью здесь относятся к солдатам, ко всем тем, кто воевал с врагом, будь то ветеран Великой Отечественной или герои современных войн. В центре Бежаниц есть сквер Псковских десантников, здесь были высажены сотни деревьев, построен обелиск в честь 6-й роты, в которой служил Алексей Нищенко. Все это было сделано за счет средств администрации района при личном участии Анатолия Яковлевича Трофимова, который тогда работал Главой района. Интересно, что место в центре поселка, где сейчас разбит сквер, было отдано одному из местных предприятий для постройки здесь комплекса гаражей, но когда руководитель этого предприятия узнал об идее сквера и обелиска 6-й роте, он, недолго думая, отдал для этого именно этот участок. Памятник и сквер уже давно пришлись по душе жителям. Сюда приходят и молодожены, и бывшие солдаты, и просто прохожие. Здесь хорошо. По-человечески тут все.
Новоржев
Это родной город десантника Сергея Михайлова. Здесь он жил вместе с мамой Татьяной Павловной Михайловой и младшим братишкой Лёней в квартире в двухэтажном типовом кирпичном доме. Память о Сергее, похороненного на кладбище в самом центре Новоржева, в городе жива: в СПТУ, где учился Сергей Михайлов, была открыта мемориальная доска. В Новоржевском районе очень близко воспринял трагедию 6-й роты: в те давние уже дни, школьники района одними из первых собрались и поехали в Псков, в расположение 104-го полка, чтобы всем лично прикоснуться, побыть в тех местах, где выковывали свой характер героические ребята.
Пушкинские Горы
Недалеко от райцентра в местечке Чертова Гора, на воинском захоронении воинов, павших на этом рубеже во время освобождения района от фашистов, по желанию родителей похоронен и Алексей Храбров, десантника из 6-й роты.
Деревня, где жил с родителями Алексей, называется Стречно. За домом, стоящем рядом с одноименным озером, открывается вид на Чертову Гору, через которую в годы Великой Отечественной проходила немецкая оборонительная линия «Пантера». В этих местах при освобождении Пушкиногорского района от фашистов полегло более двух тысяч советских бойцов. Сама местность наикрасивейшая, настоящий русский, пушкинский пейзаж. Окруженный этими холмами, полями, озерами, лесами, полными воинского духа наших дедов и отцов, и рос Алексей. Думал ли он, когда бегал в детстве на воинский мемориал, что и сам сможет повторить подвиг тех восемнадцатилетних, двадцатилетних парней, которые нашли приют под кронами сосен? Конечно, он в детстве и юности не мог подумать, что его могила окажется рядом с могилой тех ребят. Но так вышло... И теперь надпись на обелиске, поставленном в честь героев той войны и открытом 12 июля 1969 года на средства колхозов «Новый путь» и «Октябрь», звучит и над могилой десантника Алексея Храброва: «Вы участи легкой себе не искали, вы смертными были - бессмертными стали».
Мы часто задаем себе вопрос: а могло ли тогда, семнадцать лет назад быть по-другому? Возможно ли, было сделать так, чтобы не погибали юные солдаты, которые кроме запаха пороха, разбитых дорог, крови и смерти ничего не успели увидеть в своей жизни. И сами себе честно отвечаем: конечно, все могло быть по-другому. Ведь всему виной ошибки, которые, может быть, когда-то давно были допущены. И гибель 6-й роты тоже, наверное, произошла из-за чьих-то ошибок и непродуманных действий. И мораль тут только одна: помнить об ушедших и в будущем не допускать таких ошибок.
Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Поделиться с друзьями: