Иван-чай становится национальным напитком в России
В Новгородской области, как и в соседней Псковской, тоже ставят на «своё»
Новгородские производители вслед за псковичами взялись за возрождение народных традиций. В конце июня представители Емельяновской биофабрики, что в Хвойнинском районе Новгородской области сообщили прессе о запуске новой линии пищевой продукции.
На российском рынке фирма с 2012 года как производитель чая, широко известного как копорский.
Знаменитая фабрика в селе Копорье Ленинградской области, откуда, собственно, и пошло ходовое название, положила начало заготовкам и производству чая в масштабах всей страны. Впоследствии там была создана исследовательская лаборатория с целью изучения полезных свойств кипрея. Об итогах тех, довоенных экспериментов нет точных данных – архив был уничтожен во время оккупации фашистами, рвавшихся к Ленинграду. В устных свидетельствах бытует убеждение, что ученые в лаборатории фабрики занимались разработкой рецепта напитка, который бы усиливал выносливость и работоспособность советского солдата. Витаминно-минеральный состав кипрея узколистного, который предполагалось использовать как основу для приготовления напитка, говорит сам за себя.
Возрождение производства на Псковской земле - на ферме Святогорского Свято-Успенского мужского монастыря в Пушкиногорском районе было дальновидным шагом: уже сегодня продукция скита пользуется популярностью не только среди туристов, но и у местных жителей, хотя многие занимаются заготовкой самостоятельно.
Развитию необычного, в общем-то, сегмента производства в регионе способствовали не только целебные свойства чайного напитка, но и конкурентоспособность продукта на отечественном и мировом рынках. Привычные географические ассоциации: чай – это Китай, Индия, Грузия – давно прижились в нашем сознании, тогда как до 1917 года именно с севера России (Вологодская, Архангельская, Новгородская губернии) осуществлялся экспорт чая в Европу. Правда, это был копорский чай. С тем временем народная этимология связывает происхождение обиходного названия кипрея.
Свойства растения, называемого «иван-чаем», достаточно хорошо изучены, чтобы убедить современника в пользе изготовленной из него продукции. Сторонники фитомедицины советуют провести эксперимент: заменить привычный черный чай (кофе) копорским чаем – хотя бы на месяц. Лучшая мотивация к переменам – прогноз на улучшение общего состояния организма. Рецепты народной медицины, по словам специалистов, создавались в расчете на человека другой эпохи. Для поддержания устойчивости иммунитета ему, в самом деле, было достаточно пресловутых «полстакана три раза в день». Ослабленному плохой экологией и воздействием антибиотиков организму современника рекомендуются те же средства – но в других дозах; и лучше, если это будут травы, собранные в местах проживания – как кипрей для жителей северо-запада.
Сегодня спрос на продукт стабильно растет, а поставщики задумываются об укреплении своих позиций на отечественном рынке и расширяют ассортимент.
Как сообщили порталу «Новгород.ру» в региональном департаменте экономического развития Новгородской области, Емельяновская биофабрика планирует начать выпуск джема из кипрея - без красителей, без консервантов, но с натуральными добавками – мятой или имбирем, например, но без плодово-ягодной составляющей.
Так что чаепитие в скором времени можно будет разнообразить и сладостями от местного производителя - в случае успешного старта производства, конечно. Емельяновская биофабрика ориентирована, прежде всего, на приверженцев здорового питания, и продукция, которую планируют выпускать, что называется, на любителя. В торговые точки области обещают поставлять не только джем из кипрея, но и варенье из сосновых шишек, следуя кулинарной традиции Западной Сибири. А таких традиций из прошлого у нас очень много. Главное при этом не заходить слишком далеко в поиске забытых рецептов, ведь были времена у нас и хлеб из коры деревьев пекли и морковный чай заваривали.
Но принцип русской поговорки: «чем богаты, тем и рады» - в регионах начали воспринимать всерьёз и производители, пытающиеся делать что-то своё, и самое главное – потребители. И это уже большой плюс. Видимо, европейские санкции, действительно, помогли…
Кирилл ГРАДОВ
Фото Игоря ДОКУЧАЕВА
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Поделиться с друзьями: