Аргументы в пользу Пскова и Нарвы
Спорить о том, откуда вести отсчёт рождения российской Армии можно, кажется, бесконечно. Для одних отсчётом вовсе будут дружины князя Святослава или отряды его сына Владимира. Или полки Александра Невского. Войско, вышедшее на Куликово поле. А ещё был царь Петр со своими военными нововведениями,Суворов, Кутузов...
Сколько людей сведущих, столько и мнений. И все, конечно, будут правы. Как и точка зрения, что современная российская Армия родилась в февральские дни 1918 года под Псковом и Нарвой, о чём ещё пару десятков лет назад знал каждый школьник в Советском Союзе. Не просто родилась, потому что сформировались некие отряды. Нет, большинство из этих подразделений были созданы как раз не здесь, а в Петрограде. А под Псковом они именно вступили в бой, как новые войсковые единицы. Отдельные современные подразделения российской Армии, если заняться составлением схем преемственности, могут и сейчас считать, что рождены именно в псковских окрестностях. Странными кажутся некоторые точки зрения, например, что Псков и Нарва, как место рождения первых отрядов Красной армии – это некий «мыльный пузырь», придуманный большевиками значительно позже исключительно из пропагандистских целей. Мол, не было здесь никаких боёв и противостояний новых воинских подразделений, ставших чуть позже регулярными соединениями Красной армии, и германскими войсками кайзера.
И, конечно, в любом случае никакие доводы не будут приняты во внимание, и продолжат поиск те, кто не согласен. Но, это и хорошо. Пусть ищут, пусть сами приходят к выводам. Мы лишь вносим в этот спор дополнительные аргументы.
Итак, первоначальные переговоры между большевиками и германскими представителями 10 февраля 1918 года были сорваны. А до второй встречи и, подписания хоть и кабального, но всё же перемирия в Брест-Литовске, оставалось ещё несколько дней… Остатки разваливавшейся на глазах Российской императорской армии отходили, а чаще просто бежали от линии российско-германского фронта в восточном направлении. Только некоторые воинские части героически пытались боями удержать немцев. Но линия фронта неумолимо приближалась к Острову, Пскову, а, значит, и к столичному Петрограду. В столице были срочно собраны и отправлены под Псков рабочие боевые дружины, отряды красногвардейцев и небольшие подразделения, составленные из моряков, железнодорожников и активных солдат различных воинских частей. Вот они и вступили в противостояние с германскими силами, которых на этом направлении было порядка пятнадцати дивизий, наступавших широким фронтом.
Формировались красногвардейские отряды в Петрограде примерно так, как изобразил на своём рисунке художник Павел Васильев.
Для сужения направления удара, обороняющиеся сумели взорвать железнодорожный мост у станции Черёха. О характере боёв в те дни хорошо рассказал очевидец событий Иван ТИМОШЕНКО, командовавший в те февральские дни 1918 года особой красногвардейской ротой. Его рассказ хранится в Псковском музее-заповеднике.
«23 февраля разведка отряда железнодорожных войск донесла, что в небольшом лесу впереди наших рубежей на расстоянии трех километров группируются германские войска, а за ними расположена артиллерийская часть. Видимо, германцы намеревались одним ударом разгромить наши отряды, выйти на железную и шоссейную дороги Лопатино-Псков, соединиться с войсками 53-го германского корпуса, этим самым сделать полукольцо, окружить с флангов наши части и основными силами ударить по Пскову.
С заходом солнца они перешли в наступление на наши рубежи... Левый германский фланг был отброшен сильным оружейным огнем железнодорожных войск, после чего быстрым движением пошел в наступление немецкий правый фланг. Наткнувшись на ударную группу моряков и нашу роту, германцы ураганным огнем были прижаты к земле и потом небольшими группами вперебежку стали отступать. На этом закончились наступления германских войск на нашем фронте 23 февраля.
С наступлением темноты я приказал командирам взводов усилить наблюдение за рубежами противника, выставить дозоры, послал своих связных в соседние отряды. Моряки ночью сделали вылазку к рубежам противника, на обратном пути захватили трофеи: несколько германских винтовок. Наша разведка проверила первую линию наступавшей германской цепи, где наткнулась на двух лежавших убитых германских солдат. В эту же ночь командир приданной нам кавалерии, подтянул конников на высокий берег реки Великой, а находившиеся при отрядах пехотные кухни и небольшие обозы от правил в тыл, ближе к шоссейной дороге Лопатино - Псков.
24 февраля рано утром заработала германская батарея, ведя обстрел из трех орудий рубежа расположения железнодорожных войск. Они предполагали, что основное скопление наших войск на восточной части возвышенности и на берегу реки Великой. Артиллерийский огонь был сосредоточен именно туда, этим самым не причинив нам никакого поражения, даже кавалерии, прижавшейся к берегу. В это же время была слышна стрельба и со стороны станции Черёха. Наступление германских войск началось...
После артиллерийской подготовки германцы перешли в наступление тремя цепями. Их пулеметы с левого и правого флангов не большой возвышенности мешали нам вести огонь по наступающим, да и сама возвышенность так же мешала, нужно было ее взять до подхода наступающего противника. Эту операцию более удобно было выполнить четвертому взводу. Я тогда приказал командиру этого взвода Игнатову занять возвышенность и заставить огнем замолчать пулеметы. На выполнение этого приказания добровольно изъявил согласие командир отделения Такмаков. Он со своим отделением по-пластунски направился к этой возвышенности. Германцы заметили пластунов и левофланговый пулемет перенес огонь на них. Но Такмаков быстро пробирался к возвышенности и, наконец, скрылся в овраге. Цель достигнута, возвышенность прикрыла их от пулеметного огня. Тогда Такмаков свое отделение разделил на две группы: одну посылает на левую оконечность возвышенности, а вторую - на правую, и потом ружейными залпами они заставили замолчать оба пулемета противника.
Командир второго взвода Бородинский, он же руководитель большевистской группы, поднял свой взвод - они перебежками заняли середину возвышенности, за ними четвертый и третий взводы. Я тоже оставил свой командный пункт и с первым взводом вышел на передний рубеж. Выдвинулись вперед и моряки, заняв более удобную позицию. Железнодорожный отряд остался на своем занятом ранее рубеже, так как местность, впереди лежащая, хорошо простреливалась и возвышенность не мешала, так как она была по фронту длиной 400-500 метров.
Германские цепи, преодолевая снег, медленно продвигались к нашим рубежам и находились уже на расстоянии около 800 метров. С нашей стороны по наступающему противнику огонь не открывался до тех пор, пока не подпустили его на расстояние 300 метров. Первые открыли по противнику огонь моряки с левого фланга, за тем отряд железнодорожников. На этих участках цепи противника залегли и мелкими группами стали делать перебежки к нашим рубежам. Наша рота не открывала огонь, ждала приближения противника, и когда первая цепь приблизилась на 100-150 метров, по команде рота открыла ураганный огонь, крепко прижав к земле противника. Расположенный левее моряков отряд красноармейцев продвинулся вперед и открыл по флангу противника оружейный огонь, правее железнодорожников по левому германскому флангу заработал еще один наш пулемет. Несмотря на это германцы по-пластунски приближались к нашим рубежам, хотя при этом несли большие потери, и уже приблизились на 50-60 метров... Ударная группа моряков встала во весь рост и пошла в атаку. Поднял и я свою роту. Пошел рукопашный бой. Германская цепь на этом была не только сломлена, но и уничтожена. Вторая цепь повернула восвояси, по ней открыли огонь. Наблюдающий кавалерист дал сигнал кавалерии, что фронт прорван, храбрецы-кавалеристы ворвались в прорыв и беспощадно уничтожили убегающих германцев. На этом участке фронта наши части, преследуя отступающих германцев, вклинись в расположение вражеской артиллерии, уничтожив ее и обоз, продвинулись километра на три в тыл врага. Но наткнувшись на германский резерв, отступили к своему рубежу.
В этом жестоком бою германцы понесли большие и поучительные потери, но и мы без этого не обошлись. В этой штыковой атаке геройски погиб командир третьего взвода Марк Сергодеев, заколовший четырех германцев. Сразила его германская пуля. Я был легко ранен в правую руку рикошетом германского штыка о мою винтовку, и все же парочку германцев и я штыком долбанул.
Из нашей роты убито 9 человек, ранено 24, убитых на двуколке увезли по шоссе в сторону Пскова. Этим же путем отправили и раненых. Из них большинство шли пешком. Потери были и у моряков, и железнодорожников».
Чьи аргументы самые убедительные в таких случаях? Конечно, очевидцев тех дней, участников событий, особенно, если они находились в самом пекле.
Германские войска на улицах Пскова. 1918 год.
Но усилия по обороне подступов к Пскову смогли лишь задержать противника, организованных сил в резерве не было ни в Петрограде, ни в других городах. Германцы ворвались в Псков уже под самый вечер 24 февраля. Обороняющиеся красногвардейцы вели жёсткие уличные бои, разделившись на мелкие группы до глубокой ночи. Практически все они должны были погибнуть, потому что город и окрестности очень быстро стали занимать многочисленные германские части. Есть свидетельства, что умирали красногвардейцы героически, дольше всех держались группы в районе железнодорожного вокзала. Тогда же ночью двое красногвардейцев сумели взорвать вагоны с пироксилином – германские потери, учитывая бои на подступах к Пскову, и гибель целого батальона на псковском вокзале, были огромны. Немецкие газеты, выходившие в Берлине, вынуждены были отдельной новостью сообщить об этом. Позже в оккупированном Пскове немцы даже возвели памятник, погибшим в том взрыве солдатам. Имена красногвардейцев-подрывников, которые тоже погибли, нам, к сожалению, не известны. О том, что под Псковом германские части встретили сильное сопротивление русских, докладывала и ставка германского командования.
Памятник немецким солдатам, погибшим во время взрыва вагонов с пироксилином на вокзале в Пскове. Рисунок Алексеева-Гая. Из книги "Немецкие следы в одном русском городе"
Тем, что под Псковом в течение суток дрались с германцами разрозненные части и группы красногвардейцев и ополченцев, дало возможность задержать германцев на этом рубеже и не пустить ближе к Петербургу. А 3 марта уже подписали Брест-Литовский договор о мире, и боевые действия остановили. Правда, большие территории, в том числе Псков, временно остались под немецкой оккупацией. Но новая регулярная армия у России уже появилась…
Мы лишь внесли свою толику в споры. И надеемся, кого-то убедили, что под Псковом действительно родились регулярные части Красной армии, из которой берут корни и соединения современной российской Армии. И не напрасно у въезда в Псков, в районе Крестов, стоит 47-метровый памятник, напоминающий одновременно и штык знаменитой русской трехлинейной винтовки, и древнерусский меч.
Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора
«Прессапарте»/ Pressaparte.ru
Поделиться с друзьями: