Труд творчества, или Почему креативщиков всегда будет не хватать
170 человек на место. Такой конкурс в Петербурге на должность режиссёра. Чуть меньше конкуренция среди журналистов - 86 резюме на вакансию. На продюсера отклик 51 резюме, на психолога — 47.
На предложения о работе парикмахером, портным, маляром, слесарем, токарем, поваром откликаются в среднем два человека, а на продавца, автомеханика и дворника — один. Молодые (и не только) люди заинтересованы работать в творческих индустриях — их к этому всячески поощряют, создавая моду на творческие профессии, обещают высокий доход, свободный график и свободу самовыражения.
На днях стало известно, что Госдума приняла закон о поддержке креативных индустрий. В перспективе стремление молодежи в эту отрасль получит дополнительную поддержку. А пока ситуация такова, что увлеченность творческими профессиями обесценила труд. Для молодых заниматься творчеством означает возможность избежать необходимости трудиться самим. Творчество сейчас противопоставлено труду: слишком простому, монотонному, однообразному, требующему усилий и временных затрат. Многие виды работ воспринимаются как бессмысленные, неприятные, утомительные, чему свидетельство — падающий спрос на одни вакансии и растущий на другие.
Не хочу учиться...
Молодежи транслируется образ инноватора, предлагается присоединится к сообществу таких же активных, творческих, готовых развиваться в самых разных сферах. Несомненно, образ привлекательный. Но новаторов ни в одной сфере много быть не может, а любое конструктивное творчество, которое может привести к развитию общества, науки, культуры и так далее, даже к каким-то изменениям в регионе проживания или в организации где, человек работает - это труд, и очень нелёгкий, требующий усилий, сосредоточенности, мобилизации всех сил. Готовы ли люди в большинстве своем постоянно учиться, узнавать что-то новое, прилагать усилия к решению каких-то нестандартных задач? Смысл творческого труда именно в этом.
Постоянная нехватка специалистов даже в востребованной сфере IT наводит на мысль, что дело не только в стремительном развитии отрасли, но и в неготовности молодых специалистов работать в ней. В действительности для многих легче трудиться не творчески, чем искать способы, как сделать свой труд более эффективным, освободить время, потратить это время на получение новых знаний, необходимых для личного и профессионального развития. Для этого должны быть другие стандарты в обществе, а пока востребованы «лёгкие профессии с хорошей зарплатой». По открытой наудачу ссылке по этому запросу находится статья, в которой пользователям рекомендуется попробовать себя в роли тайного покупателя, менеджера маркетплейса, киберспортсмена, блогера, стилиста-имиджмейкера, фотографа, сторисмейкера и почему-то консьержа (!). Легкие это профессии или нет? Опять же тут вопрос отношения человека к тому, что он делает. Экспертность стоит дорого в любом деле, но ее надо наработать, а это не бывает ни быстро, ни просто. Автор обзора по профессиям подписался солидно - как карьерный консультант, юрист и «независимый журналист», но текст, который он написал, вызывает сомнения в его экспертности. Результат творчества, будь то текст, рисунок, проект - что угодно - говорит о его создателе больше, чем тот хочет. Но сегодня на первое место ставится не содержание, а подача, красивая «упаковка». Сейчас платят не за ценность продукта, а за идею — за то, что кто-то это придумал.
Что там в трендах?
Оценить содержание, и по возможности, сделать это объективно, могут люди, не чуждые культуры, с образованием и развитым вкусом — но уровень культуры в нашем обществе принято считать низким. Большинство людей развлекаются не чтением и походами в театр, а смотрят ролики на YouTube, «ВКонтакте», Телеграм, ТикТок. Самые распространенные в России платформы сейчас поощряют пользователей снимать и выкладывать короткие видео, shorts, или другой формат — сторис. В ролике длительностью до минуты проблемных тем, естественно, никто не поднимает: обычно показывают моменты из жизни, какие-то новости, шутки. Кто-то показывает, как проходит игра, некоторые пытаются делать даже научпоп или рассказывать, как научиться что-то делать — готовить, шить, рисовать. У молодой аудитории, которая смотрит такой контент — а она огромная - формируется установка, что если ты сам не можешь сделать что-то столь же «быстро», то не стоит и пытаться, и незачем вкладываться. Если человек видит, что некий творческий процесс можно осуществить в пределах видео длительностью до минуты, то он воспринимает это как нечто, что он может при желании повторить. Ведь и правда материал создается быстро, набирает много просмотров, приносит каналу хороший охват и возможность заработка.
Психологическую уверенность в легкости и доступности творчества подкрепляют технические возможности. Есть масса сайтов, приложений, виртуальных проектов, где можно присоединиться к группе людей, занятых творчеством. Например, к тем, кто создает современную прозу — фанфики или фанатскую прозу. Это выдуманные истории про героев уже известных произведений, исторических личностей, сегодняшних звезд. Или можно сделать кавер — перепеть чужую песню. Или разучить несколько движений и присоединиться к популярному сейчас танцевальному челленджу — снять на видео и выложить в сеть, как ты двигаешься под чей-то хит. В интерактивном искусстве произведение создается «здесь и сейчас», в режиме реального времени и вместе с другими людьми, а теперь и с помощью искусственного интеллекта.
Мечты о будущем
В научном и бизнес-творчестве — то же самое. Алгоритмы делают то, что не могут сделать люди даже сообща. Разработаны и активно используются во всём мире инструменты для проведения виртуальных совещаний и эффективных командных встреч. Существуют онлайн-платформы и мобильные приложения, функционал которых позволяет собрать и обобщить идеи участников совещания, провести голосование и расставить приоритеты. Задача договориться между собой и прийти к какому-то соглашению упрощается. Искусственный интеллект помогает в анализе информации и поиске эффективных решений и по конкретной проблеме, и в разработке стратегии развития бизнеса. Работать над научным проектом участникам куда легче, когда им доступна вся накопленная информация по теме, и не просто доступна, но и обработана и систематизирована алгоритмом. Использование ИИ уже дает значимые результаты в самых разных областях.
В чём проблема — в том, что личность всё менее значима. Важна команда и технологии. А что остаётся человеку? Наше мышление рискует стать непродуктивным, а деятельность превратиться в механическую работу с информацией, которая только имитирует творческий процесс. Хочется верить, что будущее оставит людям другие задачи — использовать информацию, полученную с помощью искусственного интеллекта, для решения глобальных проблем — экономических, социальных, экологических и так далее. Это творчество, достойное человека будущего.
Для того чтобы такое будущее наступило, нужно не только оснащение компьютерами, средствами связи и обработки информации, но и повышение качества образования, развитие науки, наукоемкости производства, качества управления. Ещё это постепенное уменьшение доли ручного труда и формирование нового социального класса, сейчас условно называемого «когнитариатом». Это люди-носители знания, интеллектуалы, элита будущего. При создании таких условий специалисты прогнозируют переход от экономики товаров к новой «информационной» экономике. В течение какого времени это случится, пока никто точно сказать не может.
Есть прогноз на смену ценностей — собственность потеряет значение, какое ей придаётся сейчас, и появится запрос на знания и творческую деятельность. То есть цениться будет сам человек и его способности, а не товар, который он производит и который может пользоваться кем и как угодно, и его нематериальные активы будут способствовать его благосостоянию.
Владимир Шабашев, доктор экономических наук, профессор КемГУ, объясняет: только переход к обществу, построенному на других принципах, нежели рыночная оценка, вполне может создать условия для освобождения творческих способностей людей и устойчивого развития общества. Повышение эффективности экономики Владимир Шабашев видит в переходе к более совершенному уровню управления — за счёт лучшей информированности людей, стоящих у власти. Разговоры о решающей роли информации в управлении государством напомнили дискуссии из советской эпохи.
В 1960-е обсуждалось, как сделать управление народным хозяйством более эффективным — как раз на основе анализа данных. Виктор Глушков, выдающийся ученый-кибернетик, предлагал проект Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС). Он задумывал создать сеть вычислительных центров для автоматизации советской экономики, чтобы исключить человеческий фактор в принятии решений государственной важности. По задумке, планирование тогда стало бы эффективнее. В СССР идея так и не была реализована, а сегодня она отчасти реализована в сетевой розничной и онлайн-торговле, где управление процессами невозможно без компьютерных систем. Так что пока подобная система, как и все достижения цифровой эпохи, работает на получение кем-то прибыли за счёт расширения рынка, массового производства товаров и их продвижения.
Общество будущего на первое место будет ставить нематериальные ценности, богатство, по прогнозу профессора Шабашева, будет творческая деятельность всех членов общества. С опорой на теории современных марксистов он называет ряд мероприятий необходимых для преобразования общества нынешнего в общество будущего. И первое среди них - ликвидация рыночного механизма, который работает не на удовлетворение потребностей людей, а на обеспечение воспроизводства механизма рынка. Еще из главного, по его мнению, культура и необходимость её повышать. Людям надо прививать тягу к знаниям и творчеству, и объяснять, что это ценности несравнимо большие, чем вещи и потребность в них. Нам предстоит поменять отношение к труду, осознать, что как умственный, так и физический труд необходим. Надо, чтобы люди осознавали, что их деятельность важна, нужна и приносит видимые результаты, и это станет для них лучшей мотивацией к действию.
Homo creator
Человек будущего — новый тип, Homo creator, человек творческого труда. Но он еще не родился. Нынешний человек Homo economicus совсем другой. Он трудится в условиях рынка, создаёт товар, который продаётся на рынке и является частной собственностью. Результат труда ему не принадлежит, только зарплата, поэтому есть желание «выбить» для себя как можно большую зарплату (или получить деньги другим способом — скажем, на рекламе в блоге) и как можно меньше работать. Человек не развивается, а «потребляется» существующей системой, и труд не создаёт для него возможности для личностного роста.
Возможность заниматься творчеством после школы/университета — сейчас вопрос не только способностей, но заработка. Если не нашлось способа зарабатывать на увлечении, нужно как-то встраиваться в рыночную экономику, искать для себя нишу, которая обеспечит необходимый заработок. Допустим, выбор сделан в пользу ИТ-профессии. Творческие усилия придется направлять на исполнение проектов компании. Конечно, это тоже профессиональный рост и развитие, с этим сложно спорить. Работа в креативных индустриях неслучайно сегодня так востребована у молодых, она закрывает потребность в самореализации. Но туда не могут пойти все в силу склонностей, способностей, возможностей (даже получить соответствующее образование стоит немалых денег).
Да и требование рынка постоянно создавать что-то новое, чтобы быть востребованным, человека изматывает, опустошает. Все время соответствовать модным трендам и быть востребованным на рынке трудно. Креативность в современном понимании — это прежде всего ориентация на создание нового на рынке продукта (или умение преподнести как новое нечто хорошо забытое старое). Столкнувшись с выгоранием, творческим кризисом - потому что проблема никуда не делась – люди даже от хорошей зарплаты уходят из отрасли.
Если идут в свой бизнес или во фриланс, там другие проблемы. Свободный тип занятости не обеспечен стабильным доходом и социальными гарантиями, и для кого-то это драйв, а для кого-то — серьезный стресс. Тех, кому комфортно, всё-таки меньшинство, для большинства понятный, рутинный тип работы в силу привычек подходит больше. Люди постарше ностальгически вспоминают так называемую эпоху застоя. Тогда она мало кому нравилась, но ретроспективно оказывается для многих более комфортной, потому что связана со стабильностью, а не постоянным стрессом и переменами.
В 2000-х навязывалось мнение, что сокращение производств и увеличение сферы услуг откроет для людей, особенно молодых, возможность перейти в творческие профессии. Но сейчас очевидно, что страдает и сохранившиеся производство, которому не хватает рабочих рук, и молодежь занята неквалифицированной и совсем не творческой работой - в службах доставки, в индустрии красоты, клиентских сервисах, в колл-центрах. А это многочасовые смены, работа на износ и отсутствие свободного времени. И, что самое важное — люди в большинстве своем не понимают перспектив, не видят возможностей для роста, тратят свой потенциал на зарабатывание денег. Если и остается ресурс, то это творчество для себя, для души, но с отягощающим душу ощущением, что кроме тебя и близкого окружения оно больше никому не нужно.
У человека, так уж сложилось, нет никакого другого способа самовыражения кроме культуры, и надо чтобы в обществе была эта культура — чтобы другие люди могли адекватно воспринимать наши посылы. Начинать переход в будущее, вероятно, стоит с образования — распространить на школы удачный опыт элитных учебных заведений, где детей учат видеть закономерности, критически мыслить, наблюдать, делать выводы, учат социальным навыкам, самостоятельности, умению принимать решения и находить выход из кризисных ситуаций. И еще им объясняют, в чём ценность классической музыки, живописи, литературы. Когда воспитанные таким образом дети вырастут, быть может, настанет время подлинного творчества.
Кристина БОРИСОВА
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Фото автора
На фото: малые архитектурные формы у технической школы в Великом Новгороде, повторяющие рисунки мальчика Онфима на берестяных грамотах. Онфим жил в Новгороде в XIII веке
Читайте также:
Игорь Леонтьев: своей головой надо уметь пользоваться
Юрий Леньшин со стеклом может сделать всё, что захочет
Александр Стройло: Причём тут Ленин, Довлатов, почему литографов контролировало КГБ и кто всё-таки скинул царя?
Поделиться с друзьями: