Что раньше для мальчишки: умение построить скворечник или собрать робота?
То, о чём так долго говорили граждане неравнодушные к системе образования и растущим поколениям, кажется, начинает сбываться. Предмет «Труд» возвращается в российские школы с 1 сентября наступающего нового учебного года. Но, если разобраться, то от того понятия «труд», которое закладывали в суть предмета в советской школе мало что останется. И, так как раньше всё равно не будет.
Контекст - авторская рубрика
Если советские учителя труда на уроках пытались вложить в школьников азы необходимых индивидуальных навыков для будущих мужчин и женщин: умение работать руками, сообразительность, понимание основных бытовых операций, начальную профориентацию, технику безопасности в работе с обычными инструментами и механизмами и т.д. То в предлагаемые к возобновлению в школах уроки труда включены в большей степени модные направления, укладывающиеся в общий современный стандарт, в том числе цифровизации жизни. Так, в обязательные к освоению модули входят: «Производство и технологии», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование». При этом, количество часов, отводимых на предмет невелико. В 1-4 классах «труд» займёт один час в неделю, в 5-7 классах - два часа, в 8-9 классах - один час.
Да, в модулях учтены полезные направления. Например, в начальной школе ребят познакомят с видами трудовой деятельности, с различными природными и прошедшими обработку материалами и способами работы с ними, попробуют конструировать и создавать из них различные фигуры и изделия. Но почему-то сюда вошёл и блок по информационно-коммуникативным технологиям, где школьники должны получить представление о методах работы с информацией (Напомню, что этот модуль будет направлен на учеников начальной школы).
Для школьников средней школы – то есть с 5 по 9-й класс, тоже приготовлены полезные составляющие. Им должны рассказать о свойствах материалов, о способах работы с ними, о том, как работает промышленность и сельское хозяйство. Должны научить чертить с помощью компьютерных графических редакторов, разрабатывать автоматизированные технические модули, речь идёт и о беспилотных летательных аппаратах. А далее 3D-моделирование, прототипирование, макетирование и иные цифровые технологии. (И это всё для учащегося средних классов школы!)
В перечни модулей могут зайти варианты в зависимости от специфичности того или иного региона страны. Например, модуль «Животноводство» должен посвятить учеников в способы разводить животных. А «Растениеводство» - погрузить школьников в знания об аграрном производстве и выращивания растений. У разработчиков есть планы дополнять вариативные модули и иными направлениями. Так, может появиться модуль по авиамоделированию, в котором будут учить создавать модели летательных аппаратов. Или медиатехнологий, где научат писать тексты, снимать видео, создавать музыку. Или специализированный модуль по выращиванию продуктов в городе.
Легко ли мальчика научить не просто знать, что есть такие инструменты как молоток, напильник, рубанок, ножовка, но и правильно, и главное, соблюдая безопасность, пользоваться ими? Любой учитель прежнего труда скажет вам, что нелегко. Так же, как научить девочку элементарным навыкам шитья или кулинарии. Нужно немало времени, чтобы это всё нашло место в школьнике. Но это те навыки и знания, которые точно не будут лишними в жизни, если только мы изначально не растим мажоров для «золотого миллиона», но такие в обычные школы, как правило, не ходят.
Конечно, разве до табуреток, скворечников, фартуков и прихваток, сделанных собственными руками из подручных материалов, когда речь заходит о роботах и компьютерной графике. К чему сегодня рванётся и без того закомпьютеризированная душа подростка понятно. Может показаться, что умение держать в руках молоток и не пригодится вовсе, но почему тогда уже какой год подряд продолжаются разговоры, что молодые люди приходят во взрослую жизнь совершенно неподготовленными для элементарного самообслуживания и решения бытовых вопросов. Возникает закономерный вопрос: что раньше должно найти место в человеке – умение построить скворечник или собрать робота?
И зачем, спрашивается, сваливать всё в кучу? Предмет «Технологии», который есть сейчас, и который включает в себя большую часть предложенных тем, и вместо которого теперь предложено ввести новые уроки труда, мог бы остаться прежним. А уроки труда могли нести совсем другую задачу – трудового воспитания, как это и было поставлено в советской школе. К тому же, и компьютерная графика, и робототехника, и 3D-моделирование, и прототипирование и т.д. – это не знания первой необходимости для всех и каждого – по крайней мере в ближайшие годы они такими явно не станут. Это уже профессиональные или полупрофессиональные навыки, которыми люди начнут овладевать, когда поймут, что могут связать с этим дальнейшую жизнь. Или будут знакомиться с ними факультативно, через систему дополнительного образования. Но зачем это навязывать всем без исключения детям? Очень непонятно. Тем более, что раздельного обучения на уроках труда и технологий: мальчики – отдельно от девочек - не предполагается.
Естественно, остро встанет вопрос – кто будет вести уроки. При таком количестве часов это могут быть один-два учителя на школу, иначе на зарплату не заработать. Но какими же широкими знаниями - компетенциями, как говорят сегодня, должны обладать эти 1-2 специалиста, чтобы преподавать по всем, хотя бы, обязательным модулям. Не говоря уже про дополнительные программы. Это, конечно, кажется малореальным. Школа, чтобы соответствовать требованиям, должна быть укомплектована целым штатом учителей труда и технологий или приглашать узких специалистов на время прохождения модуля. Это тоже практически не выполнимо, если школа расположена не в богатом городском округе.
Вот и возникает ещё один вопрос: зачем эти новшества приходят в школы, если изначально возникают сомнения в их целесообразности и результативности?
Александр ФУРМАНОВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Читайте также:
Как объяснить ребёнку школьную программу? В помощь родителям оцифровали советские учебники
Кто и как должен убеждать молодёжь во вреде наркотиков?
Как ИИ родил проблему
Поделиться с друзьями: