Интернет-газета. Псков
16+

Мусорный коллапс в Пскове касается теперь и верхних, и нижних

01 июля 2024 г.

Отходы в отдельных районах города уже вываливаются из переполненных мусоропроводов, и касаются теперь не только тех, кто живёт в непосредственной близости от заваленных слоями отходов площадок с контейнерами, но и жителей верхних этажей домов, которые оснащены мусоропроводами.  

Эти фото на утро 1 июля из домов на Запсковье подтверждают крайнюю стадию проблемы, которая сложилась в Пскове с вывозом отходов. Мало того, что контейнерные площадки остаются заваленными грудами остатков жизнедеятельности людей, так теперь и камеры мусоропроводов не освобождаются. И если до этого от перегруженной площадки местные жители могли хотя бы отвезти глаза и скрасить бытие хотя бы таким образом, то забитый мусоропровод – это вонь, тараканы, крысы и отвратительный вид рядом с квартирами и отвести взгляд от этого зрелища невозможно. Теперь оно касается и жителей, живущих на нижних, и на верхних этажах, то есть всех.

Почему административные силы региона продолжительное время не могут исправить ситуацию с вывозом отходов, вот в чём вопрос? Простому человеку вообще сложно разобраться, как работает вся эта «современная» схема с ликвидацией продуктов жизнедеятельности, и почему, кажется, отлаженный процесс может в одночасье «сломаться»? Как не понять и то: почему мы ежемесячно платим немалые деньги за работу мусорщиков, и при этом должны видеть перед собой эти кучи преющих на жаре отходов, восторгаясь, как привольно живут рядом с людьми мохнатые и хвостатые грызуны, как плодотворно размножаются насекомые разных видов. Одновременно нас просят войти в чьё-то положение, чтобы потерпеть и не обращать внимания… Нам понятно одно, что есть давно отработанные схемы по решению вопроса – есть ближайшие регионы, у которых можно поучиться, есть, в конце концов, соседи-белорусы, которые давно отработали методику и, наверняка могут поделиться, как всё работает. Как известно там работает единый государственный механизм обращения с отходами – государственный оператор вторичных материальных ресурсов. А в каждом крупном городе есть мусоросортировочные линии и заводы. Кроме того действует широкая ответственность производителей за выпущенную продукцию – они должны участвовать в сборе использованной упаковки или отработавших свой век продукции. Освобождены от такой ответственности только те производства, где выпускают социально-значимые товары: хлеб и макароны, крупы и молочные продукты и т.д. В этой стране очень впечатляющий уровень вторичного использования отходов – около 30 %. А собранные средства и от граждан, и от производителей, и от продавцов идут на строительство  новых перерабатывающих комплексов и сортировочных линий, на пункты приёма отходов на создание современного высокотехнологичного  оборудования, на контейнеры по раздельному сбору.

В большинстве же российских населенных пунктов, по-прежнему в шаговой доступности нет возможностей для постоянной сдачи стеклянных банок, бутылок, пластика и т.д. Давно говорилось, что огромное количество тары могло бы вновь быть возвратной. Никаких эффективных решений по замене одноразовой пластиковой посуды, гигантского количества плохо разлагаемой упаковки и т.д. Ничего не делается, чтобы снизить количество потенциальных отходов – наоборот производство полиэтиленовых и пластиковых материалов увеличивается.

И самое главное, нам понятно, что в любом виде деятельности должны работать профессионалы, которые не просто знают, как сделать так, чтобы сбоев не было, без обирания народа «как липку», но и не боятся нести ответственность за свою работу, потому, что уверены в своих силах.

Нам несколько лет назад предносили появление региональных операторов, как панацею при решении мусорных вопросов и сборе отходов, навязывали их как чудесное решение. Но все минувшие годы люди видели, как зрели проблемы и одновременно росли тарифы.  И не случайно у граждан все эти годы возникали вопросы: за что они платят таким операторам, у которых нет возможностей полноценно обеспечивать вывоз, сортировку и переработку отходов? В ответ им твердили, что такие возможности нарабатываются, полигоны и заводы по переработке построить несложно, вы лишь исправно платите… Но результат всем известен – в регионе продолжают расти мусорные кучи, а ответственность за сбой чиновники возложили на регионального оператора и перевозчиков.   

Медиаканалы нам подбрасывают мысли, что во всей ситуации виноват передел «мусорного» бизнеса в регионе. Большинству граждан глубоко всё равно кто из бизнесменов будет «мусорщиками» – люди просто хотят, чтобы отходы исправно убирали и при этом тарифы были адекватными, желательно с индивидуальными договорами в деревнях и городском частном секторе...

И только небольшое число понимают, что при такой схеме устройства этого механизма сбои могут быть всегда, кто бы из бизнесменов не выполнял эту роль, ведь сбор и переработка мусора – выгодная статья доходов. Частные полигоны, заводы по сортировке и переработке, автоперевозчики – это лакомые куски большого «пирога». А возможный очередной коллапс может оказаться всего лишь инструментом давления и на местную власть, и на местных предпринимателей в попытке получить кусочек или повысить его доходность. Не говоря уже о безудержном росте тарифов «на вывоз мусора», который может быть использован как инструмент разжигания эмоций у граждан.

Давно понятно, что проблема сбора, утилизации и переработки мусора – это социальный вопрос, который не может быть просто бизнесом на региональном уровне, и поэтому решений он требует соответствующих, как это сделано у белорусов. И не случайно, что в Пскове прорвало проблему и город продолжает обрастать кучами отходов – просто здесь нарыв созрел в числе первых…

Александр ФУРМАНОВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Читайте также:

Репортаж оттуда, где мусорный вопрос не буксует

По ту сторону мусорного бака

Зампредседателя правительства РФ признала провал "мусорной реформы"

 

1290 просмотров.
Теги: Дом

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу