Интернет-газета. Псков
16+

Культурную столицу Европы открыли недалеко от российской границы

01 февраля 2024 г.

На фото: Скульптура «Целующиеся студенты» в центре фонтана на Ратушной площади Тарту работы Мати Кармина (1998 г.)

Эстонский город Тарту стал культурной столицей Европы наступившего года – пышное открытие состоялось несколько дней назад, на которое, поговаривают, было потрачено около миллиона евро, - оно по замыслу организаторов должно дать старт массе мероприятий, запланированных на весь год.

 

Стадия подготовки к апокалипсису

Кульминация открытия была устроена на берегу реки Эмайыги в самом центре города между Арочным мостом и Мостом мира.  Сценой стал самый большой в Эстонии речной паром. Зрители могли наблюдать за представлением со специальной площадки на берегу, а также на больших экранах, дублировавших происходящее на сцене.

Своеобразные репетиции открытия проводились в Южной Эстонии практически на протяжении всего января. Дело в том, что титул культурной столицы Тарту разделил с 19 муниципалитетами региона – видимо, были опасения, что небольшому, в общем-то, городу самому будет не справиться. И поэтому неделя за неделей открытие знакового события проходили ещё в нескольких небольших населённых пунктах: в Валге  - 5 января, Вильянди – 12 января, Выру – 19 января и в Пылве уже на следующий день после открытия в Тарту – 27 января.

Программа мероприятий, расписанная на весь год, поделена на четыре смысловых блока: «Жизнь и окружающая среда», «Люди и навыки», «Уникальность и Европа», «Наука и технологии» и содержит действительно много разнообразных событий, выставок, встреч, концертов, спектаклей, выступлений на разные вкусы, только успевай посещать. «Балтийские дни кино», «Дни музыки стран Балтии и Эстонии», «Фестиваль Балтийских молодежных оркестров», «Тартуский фестиваль классической гитары», «Улица поэзии города Тарту» и многие друге интересные мероприятия.

Правда, когда листаешь программу, в глаза бросается, что многие пункты отмечены темой «искусства выживания». Почему именно это направление тревожит  культурную столицу Европы нынешнего года и второй по величине город Эстонии – остаётся за рамками имеющихся объяснений. То ли искусство должно научиться выживать в наступающей действительности, то ли публика должна быть подготовлена к искусству выживания. Человек бесспорно всегда должен быть готов к испытаниям, а тем более люди искусства, чьё творчество может оказаться, например, непонятым и это нужно будет как-то пережить. Но когда тема культурных мероприятий предлагается так настойчиво и даже навязчиво – это наводит на конкретные выводы, что искусство выживания – это стадия подготовки публики чуть ли не к апокалипсису.

 

А в прошлом большие провалы

Тарту  всегда был городом наполненным искусством – оно тут, кажется, бурлило во все века. То ли основу для этого создавало большое студенческое сообщество – как-никак, один из самых известных исторических вузов расположен именно тут – Дерптский-Юрьевский-Тартусский университет. То ли сам город и горожане впитали в себя гены многих этносов, которые теперь разными способами просятся наружу, часто даже в буквальном смысле – в виде неконтролируемого street-art на стенах домов, опоров мостов, заборах и бетонных стенках.

В Тарту всегда можно было найти, что посмотреть, чему поучиться, отчего задуматься, с кем пообщаться, посмеяться или поделиться замыслами. И люди были простыми, культурными и внимательными, даже те, кто, казалось бы, ничего кроме науки не замечает. И власти были уважительными к прошлому, осмотрительными в настоящем, и предусмотрительными для будущего. Но в последние годы, как известно, всё поменялось, поддаваясь политическим настроениям, опускаемым из столиц, в Тарту стали быстро стирать память о советской эпохе, в которой на самом деле неплохо жили. А теперь дошло и до того, что пытаются убрать и русский след, в том числе и множественные нити, связывавшие их с соседним русским городом Псковом, с которым до недавнего времени Тарту даже был городом-побратимом или партнёром – тут кому как угодно произносить. Это сюда, где на реке Эймыгу сейчас установлена сцена-паром культурной столицы, в центр Тарту-Дерпта с середины 19 века в ежегодные навигации каждый день без опозданий приходил пароход из Пскова, сюда летали советские «Ракеты» - суда на подводных крыльях, перевозя туда и обратно тартусцев и псковичей. Все были едины, казалось долгие годы... Кстати, известный фонтан со скульптурой целующихся студентов на Ратушной площади (на фото вверху) в 2006 году обложили плитами с названиями городов-побратимов Тарту, среди которых есть и плита с именем - Псков. Или была? Может, уже тоже зачистили?


Мы проиллюстрировали этот материал уличными рисунками, которые можно было встретить в минувшие годы на улицах Тарту. Интересно, все ли общественные пространства теперь проверили и подчистили, а то вдруг что-то русское там проступит.


В день открытия Культурной столицы Европы в Тарту был показан спектакль «Все вместе - одно!», основная мысль которого, как значится в описании, донести до зрителя историю, говорящую о взаимоотношениях людей, регионов и эпох. «Речь идет о Тарту: реальном и утопическом, мечтающем о будущем и вспоминающем прошлое, полном энергии, теплом и безопасном Тарту, где всем есть место и хорошо жить. Пьеса напоминает нам, что мы можем выбрать лучшее будущее или отвернуться», написано в релизе. Не знаем, что у Тарту впереди, но судя по сакраментальной фразе американского философа Джорджа Сантаяны: «Народы, не знающие своего прошлого, обречены пережить его снова» - будущее у Тарту будет непредсказуемым. А в прошлом у Тарту  останутся большие провалы. Как и в самой программе мероприятий «Культурной столицы Европы». Вряд ли эти дни тут будут вспоминать, что когда-то город основали русские, что назывался он Юрьевом, что здесь во все прежние века сохранялось русское присутствие и русская культура была немаловажным составным элементом. Что до последних лет местная русская община тут проводила пользовавшийся немалой популярностью ежегодный Русский бал, который посещало и руководство города – но сегодня Русский бал принудительно переименовали просто в Бал. А Русские школы окончательно уходят в прошлое. Русский язык старательно выкорчёвывается даже из университетских пространств, где он долгие годы был одним из языков обучения, на котором говорили знаменитые учёные и преподаватели, создавшие славу университету и городу – Василий Жуковский, Николай Пирогов, Владимир Даль, Юрий Лотман, Лариса Вольперт… Этих имён столько, что нам не хватит места в этом материале, чтобы назвать даже часть. Но сегодня многих из них в Тарту не хотят даже упоминать. Как и то, что это после решения Российского Императора Александра I в 1802 году, университет получил путёвку в большое будущее, и отлично оборудованные аудитории, медицинские лаборатории, библиотеку, ботанический сад с оранжереей. И в результате стал мощным культурно-образовательным и научным центром, в котором готовили не просто выпускников, а профессоров для других университетов.

 

Чем могут гордиться?

В программе мероприятий «Культурной столицы Европы» в Тарту действительно много интересного. Но было ожидаемо, что организаторы тщательно профильтруют всё, что будет происходить на площадках, видимо, чтобы даже случайно ничего не напомнило о русском следе в истории и культуре этого города и соседних населённых пунктов. А среди того, что проскочило, ещё нужно посмотреть в какой трактовке.

Так летом среди руин средневекового замка Вастселийна, которые расположены в нескольких километрах от российской границы, покажут спектакль под открытым небом по книге Эркки Коорта. Действие происходит в конце XIV века, когда Ливонский орден воевал с Псковской республикой. Главный герой – молодой военный из окружения епископа по имени Маркус, приезжает в крепость Вастселийна с заданием - узнать, кто предал войско, охранявшее границу Ливонии. Обещано, что в спектакле будут звучать эстонский, русский, выруский, латышский и немецкий языки. И можно догадываться, какая роль по сюжету спектакля будет у носителей русского языка. 

Кроме всего прочего программа мероприятий буквально пестрит анонсами творческих продуктов творцов из нетрадиционно-ориентированных сообществ. Часть местных жителей с традиционными взглядами на жизнь с большой тревогой ждут нашествия в город носителей современных европейских ценностей. Ведь в Тарту запланирован не просто парад нетрадиционалов, а продолжительный фестиваль, который выльется на улицы города и в его окрестности, и уже одними планами пугает остальных горожан. И как-то так получилось, видимо, намеренно, что это мероприятие названо «Тарту 2024 Гордость». Чем тут можно гордиться, спрашивается? Что заменили в жизни города Великую русскую культуру на нетрадиционные ценности?

Вообще, надо сказать, что при переводе на русский язык многие названия культурных событий «Культурной столицы Европы» звучат странно: «Мозговой туман V: Фестиваль рождения», «Птицы дурного предзнаменования», «Докторская программа по искусству выживания», «Голая правда», «Фестиваль гибридных ужасов в Тарту и Европе» и т.д. Может быть, конечно, сказываются неточности перевода, или авторы проектов очень хотят эпатажным названием привлечь внимание горожан и гостей именно к своему мероприятию. Но, когда начинаешь вчитываться, понимаешь, что общая тема всего события «искусство выживания» появилась неслучайно. Культурная столица 2024, а вместе с ней и вся Европа, очень боятся будущего. Вот, например, фестиваль короткометражных фильмов Valga Hot Shorts, который пройдёт в Валге, будет посвящен поиску способов выживания и развития в изменившемся мире. «Мы исследуем, что нужно сделать, чтобы спастись от самих себя, и наметим возможные пути примирения природы и человечества», - говорится в релизе. А упоминание термина «сюрреальность антропоцена» вновь подтверждает доминирующие страхи перед будущим, прочно сидящие в головах у европейцев. И это вовсе не те бессознательные фантазии, какие делали главными в своём творчестве европейские художники-сюрреалисты начала ХХ века. Современный сюрреализм, если можно так выразиться, – это сознательная боязнь самих себя, своих поступков и вырастающих из этого общих дел. Выражающихся, в том числе в том, что белое они начинают выдавать за чёрное, добро делать злом, а зло наряжать в добропорядочные одежды и улыбающиеся маски.

Время назад, когда было объявлено, что Тарту выиграл право стать европейской культурной столицей, многие псковичи по-соседски были рады за тартусцев. Ещё недавно Тарту и вся Южная Эстония были одними из самых популярных мест для посещений туристов из соседних Псковской и Ленинградской областей России. И при прежней ситуации большая программа, которая весь год будет царить в «Культурной столице Европы 2024», конечно, не осталась бы без внимания россиян, в том числе молодёжи. А там бы посетителей ждали, в том числе откровенно странные и реально разрушающие нормальное человеческое миропонимание «культурные» мероприятия с вырезанным прошлым. И, как нам кажется, нынешние сложности в пересечении российско-эстонской границы для большинства россиян в данном случае окажутся очень даже благоприятным обстоятельством, которое оградит особенно молодые головы, от ряда навязчивых проявлений современной европейской культуры.

А хорошую музыку и другие талантливые проявления современного искусства никакие границы не ограничат.

Игорь ДОКУЧАЕВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

 Вам также может быть интересно:

«Тарту теперь ничего не помнит»

В Эстонии уволили учителя русского языка за любовь к Пушкину

В Эстонии предсказывают охлаждение отношений с Россией на 10 лет и более

Власти Вильнюса боятся даже советских крышек на канализационных люках

1271 просмотр.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу