Мировые тенденции в медиа: как и где люди будут искать ответы на вопросы
Количество граждан в развитых странах, интересующихся событиями в мире, примерно совпадает в процентном отношении. По опросам, которые проводились в минувшем году, около 77% россиян ежедневно заходят на информационные сайты (данные медиахолдинг Rambler&Co.), 75% французов в возрасте 18 лет и старше говорят, что с интересом следят за новостями (опрос для газеты газеты La Croix). Это касается даже сильно уставшей от бесконечных информационных потоков части аудитории.
Причём, выяснилось, что молодые люди стали интересоваться новостями почти так же, как и представители старших поколений: с большим интересом за ними следят 61% 18-25-летних французов и 74% 24-34-летних. Но их каналы получения информации не одинаковы. В отличие от старшего поколения, которое предпочитает получать новости из традиционных источников, молодёжь до 35 лет следит за событиями по контенту в социальных сетях (мессенджерах) и видеоплатформах. И эта тенденция усиливается и охватывает уже не только молодёжную аудиторию, но и людей старшего возраста. Такая же ситуация давно наблюдается и в России.
То, что интернет становится главной платформой распространения и получения информации, наблюдатели фиксировали уже несколько лет назад. Но тогда ещё многим не верилось, что глобальная сеть сможет перегнать лидировавшее тогда телевидение. Тем более в это не верили в странах, где традиционные СМИ устойчиво оставались вершиной айсберга, как, например, во Франции - национальное телевидение, газеты и журналы здесь стали гораздо большим, чем просто СМИ – они долгие десятилетия создавали стиль и остаются непременным атрибутом жизни граждан. Однако и тут телевидение быстро сдаёт позиции по сравнению даже с 2022 годом. В минувшем году аудитория ТВ стала – 69%, интернет-ресурсов поднялась до 62%, ежедневной печатной прессы потеряла ещё 4 балла и стала 45%, а радиоаудитория опустилось до 37%.
Нам интересен не столько процесс разрушения вершины айсберга даже в такой устойчивой на традиции стране, а причины, к этому приводящие. И среди таких причин главной стало недоверие к традиционным СМИ. Так 57% опрошенных французов считают, что должны «осторожно относиться к тому, что СМИ говорят по основным текущим вопросам», 56% считают, что журналисты там не являются независимыми под давлением выплачиваемых им денег, а 59% - от давления политической власти. Для формирования своего мнения по теме 10% респондентов даже предпочитают вовсе избегать СМИ.
При этом активизация событий в мире, войны и противостояния, национальные проблемы, инфляция, экономические и финансовые перспективы и многие другие вопросы побуждают многих граждан не просто поглощать новости без оглядки на источники, а пристально подбирать себе те каналы информации, которые не обманут, не предадут и не продадут. Это особенно важно в эпоху информационных фейков, дезинформации и непрофессионализма, царящего в профессии. Поэтому аудитория вынужденно концентрируется на источниках, не терявших за минувшие годы своей репутации, которые внушают доверие, а авторы умеют писать и говорить на понятном языке, создавая вменяемый контент. Имеет значение также погруженность ресурса в проблемы представителей аудитории, умение спокойно и логически разобраться в вопросе и не менее лаконично изложить мысли о происходящем. Для части аудитории не менее важна не просто известность автора, а его человеческие и гражданские характеристики. Во многом таким требованиям отвечают так называемые нишевые источники - небольшие каналы, которые дают проверенную информацию в определённом жизненном, отраслевом или местном сегменте, умеющие удержать аудиторию и подачей материала, и эстетикой графического сопровождения, и грамотным языком, и актуальностью тем. Немаловажно также наличие собственных фото, видео, текстовых материалов, а не рерайт и трансляция чужих материалов. Такие ресурсы аудитория отбирает не так быстро, методично отсеивая тех, кто не соответствует критериям, но проведя отсев, начинает ориентироваться на эти источники.
В европейских странах, например, в условиях, когда резко возросли затраты на производство и распространение традиционных печатных изданий и одновременно упали доходы от рекламы, получили доверие аудитории цифровые версии газет и журналов, сумевших за минувшие годы быстро трансформироваться, сохранив при этом и репутацию, и авторитетных авторов. Этим же путём сейчас пытаются идти журнальные издания - женские, кулинарные, стилевые, дизайнерские и т.д. журналы, в которых все минувшие годы чувствовалась растерянность на пороге кардинальных изменений и поэтому трансформация происходила медленнее. Теперь владельцы изданий пытаются наверстать упущенное и ускорить трансформацию изданий, сделав цифровую подписку главной статьёй дохода после рекламной. Это реально интересный ход в той ситуации, в которую попала пресса.
Но в особенности проблемы продолжат уничтожать местные издания, как ни странно, до сих пор самые устойчивые к ветрам перемен последнего времени. Аудитория этих изданий, традиционно старшая по возрасту, начала быстро уменьшаться, а возможностей оперативно трансформироваться не было или не предпринималось. В США, где местные издания исчезают целыми гроздьями, это напоминает настоящий обвал, в результате целые регионы погружаются в настоящую медийную пустыню. Там, согласно наблюдениям, с конца 2019 года по май 2023 года прекратили выходить около 450 газет. Наблюдатели уверены, что исчезновение местной журналистики способствует распространению дезинформации, поляризации политической жизни и общему подрыву доверия к средствам массовой информации.
При этом во всём мире вопреки натиску интернета самыми надёжными источниками информации остаются именно печатные издания – они материальны, никуда не исчезнут, поэтому вынуждены быть ответственны и профессиональны. Кроме того публиковать на бумаге информационные фейки слишком дорогое занятие, которое к тому же может стать веским доказательством в последующих спорах. А в условиях нестабильной обстановки, в которой реально и полное отсутствие телефонной связи, и наличия интернета, и телевизионного и радио эфиров, печатным изданиям альтернативы пока нет. Точнее альтернативой становится медийная пустота, как в США, или информационный хаос, идущий из социальных сетей.
Игорь ДОКУЧАЕВ,
фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
Как не попасть в ловушку фейковых новостей
Пора идти с кружкой. Общественные медиа – вопрос жизни и смерти
Призыв поддержать свободную и независимую журналистику прозвучал в мире
Поделиться с друзьями: