Оленье место: умчи меня, олень, в свою страну…
Пока Дед Мороз путешествует по стране на поезде, северные олени остаются дома - на Кольском полуострове. Там мы их и навестили. Крупное стадо живёт в Мурманской области в окрестностях Ловозера под Оленегорском. Их приручили потомки саамов, малочисленного северного народа. Один из них согласился рассказать нам о своих подопечных и разрешил с ними пообщаться. Но прежде, чем отвести к стаду наш проводник Владимир провёл для нас что-то вроде инструктажа по технике безопасности.
Хлеб для северного оленя как для маленького ребенка шоколадка. Он подбегает к человеку смотреть, есть что-то в руках или нет. Хлеб надо держать на уровне пояса - отломили кусочек и протянули на ладошке. Они едят очень быстро, у них нет верхних зубов, они всё съедобное собирают губами. Олень подберёт и пойдёт к другим туристам.
- Чем дольше в руках есть хлеб, тем дольше вы для оленя друг. Как только хлеб закончится, олень найдёт себе нового приятеля, - смеётся проводник.
Оленя нельзя дразнить, нельзя поднимать руки с хлебом вверх. Это хочется сделать рефлекторно, но лучше свои движения контролировать. Олень в попытке дотянуться за лакомым кусочком может в мгновение поставить копыта вам на плечи - и для человека это может плохо кончится. Нет хлеба - лучше встать, опустить вниз руки и спокойно ждать, когда животные потеряют к вам интерес. Если попытаться бежать, олень пойдёт следом, а за ним все остальные - стадное чувство никто не отменял. С непривычки бывает некомфортно, даже страшно, когда вокруг тебя ходит целое стадо. Кажется, что олень может нечаянно наступить тебе на ногу копытом, задеть рогами, порвать одежду. Но нет - олени аккуратны, осторожны и никакого вреда (если соблюдать советы проводника) не нанесут. Верхних зубов у них нет, так что они не кусаются, задними ногами не лягаются - не умеют, рогами не бодаются. Проводник сказал, что они даже фотографироваться готовы. Достаточно взять за ошейник, и олень спокойно будет стоять рядом и ждать, когда его снимут. На самом деле сфотографироваться с оленем оказалось не так просто. По причине опять же стадного чувства, олени кругами ходили друг за другом и обнюхивали руки гостей в поисках лакомства. Удержать их на месте можно, разве что предложив им хлеб. Чтобы приручить оленей, у наставника нашего проводника ушло пять лет - по 24 часа в сутки. Но если два месяца к ним не подходить, они сами потом к человеку больше не подойдут никогда. Олени встанут на старые миграционные пути, в них проснётся генетически заложенная программа, и они уйдут. Что с ними будет дальше, предсказать невозможно. В том числе есть вероятность, что они погибнут.
Одна самка в стаде была без рога. На наш вопрос проводник рассказал, что когда рога только нарастают, они мягкие, горячие и пульсируют. Если сжать такой молодой рог, можно посчитать каждый удар сердца оленя. В рогах нервные окончания, чтобы он не повредил их. Если он поцарапает молодой рог или сломает на открытый перелом, он погибнет в течение двадцати минут, полностью истечёт кровью. Самка как раз сломала рог, но вовремя подошла к людям, ей сделали операцию, наложили шов - в следующем году рог у неё вырастет заново.
Владимир рассказал этот случай, а потом объяснил про биологический цикл у северных оленей:
- В сентябре рога у северных оленей закупориваются, кровь перестаёт туда поступать, и рога начинают костенеть. Тонкую бархатистую кожу они снимают, а как только снимут, у них начинаются бои. Олени выясняют, кто из них альфа-самец. Как только они это выяснят, самец покрывает своё стадо маток - а это 200-250 голов. На самом пике гона самец способен за сутки покрыть до 40 маток. Потом он ослабеет, у него отпадут рога. Производители - это первые безрогие олени в стаде. Остальное стадо сбрасывает рога в апреле-мае - это уже быки-кастраты, телята, нетели, те, кто не участвовал в брачных играх. Самка северного оленя будет носить рога всю беременность, она у неё длится девять месяцев. Рождается один телёнок весом два килограмма. Она пять суток оберегает его этими рогами. Из всех сорока видов себе подобных только самка северного оленя носит рога. Лосихи, лесные олени, маралы рога сбрасывают.
Защищать детёныша есть от кого. Природа так устроена, говорит наш проводник, что у северного оленя все враги кроме лося и зайца. Вороны, лисы, песцы, росомахи, медведи, волки - все без исключения режут оленя. В мае-июне, когда идёт период отёла, вороны начинают охотиться на маленьких телят. Они садятся с двух сторон от отелившейся важенки (самка северного оленя, - ред.). Один ворон её выманивает, она отходит в сторону, второй подлетает и клюёт телёнка в голову, пробивая ему теменные доли. Телёнок больше не поднимется. Важенка возвращается, телёнок не встаёт, и она уходит, покидает его, а у воронов начинается пир.
- Так сделано самой природой. Хищники существуют для того, чтобы у нас не погиб олень. Олень питается в основном мхом-ягелем, это 90% его рациона. Ягель вырастает один сантиметр за двадцать лет. Если мы будем сохранять 100% поголовья ежегодно, со временем они копытами вытопчут всю кормовую базу, а вытаптывают они очень хорошо. Они как коровы и лошади на одном месте никогда не едят, всё время двигаются. У оленей начинается болезнь, и как их лечить, никто не знает. Больных оленей закалывают, мясо сжигают. В этих случаях погибает 90% поголовья, потому что в природе идёт дисбаланс. А хищник забирает всего лишь 40%. Если в этом году у нас родилось 100 телят, в январе я бы показал гостям 60, - пояснил наш проводник.
В Якутии несколько лет назад пытались выращивать большие стада, потому что те же оленьи панты (молодые, неокостеневшие рога во время их периодического роста, - ред.) приносят большие деньги. Но люди гонятся за наживой и не понимают, что нарушают природный баланс. Если будет бесконтрольное увеличение стада, может оказаться вытоптана кормовой слой - просто выбьют копытами. Может случиться и вспышка сибирской язвы, которая, возможно, законсервирована в верхнем слое вечной мерзлоты - погибнет много оленей, пострадают хозяйства. Чтобы вновь поднять стада на тот же уровень, уйдёт не один десяток лет. За это время, конечно, может нарасти новая кормовая площадка. В природе же всё циклично, и чтобы таких бед не происходило, существуют хищники - и не они одни. Коренные северные народы мясом оленей питаются, туристам на Кольском полуострове его подают как деликатес.
Наша поездка в саамскую деревню тоже закончилась ужином, на котором подали оленину - оленеводы разводят стада совсем не для того, чтобы показывать их туристам – это лишь при случае, а для получения пантов и мяса.
Посмотрите наш ролик с Оленьего места:
Кристина БОРИСОВА
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Поделиться с друзьями: