Удачливая «Лошадка» из Псковской области
Псковская область давно стала большой киносъёмочной площадкой. И, в общем, ещё чуть-чуть усилий и регион может смело использовать как девиз знаменитую фразу вождя мирового пролетариата Владимира Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Есть повод вспомнить, что четыре года назад регион стал стартовой площадкой масштабного проекта «Киноуроки в школах России и мира», авторы которого - творческая команда из Петербурга, решила, что Псковская область может стать хорошим началом для новой формы внеклассных занятий в школах - киноуроков.
Помогает верить в чудо
За минувшие сто лет кино проникло во все сферы человеческой культуры и стало ее неотъемлемой частью - надежным инструментом и средством культуры, образования, пропаганды. И, конечно, хорошим способом провести свободное время. По некоторым оценкам, влияние кино на умы людей превосходит влияние газет и книг вместе взятых.
Но, что самое неожиданное, кино оказывает на общество влияние даже более глубокое, чем, например, развитие экономики. Мнение, естественно нуждающееся в подкрепляющих исследованиях. Но зрительное впечатление, действительно, может вызывать целый диапазон различных эмоциональных состояний. А совместное переживание этих состояний при просмотре фильмов может, например, служить той безопасной средой для зрительских переживаний, с возможностью перемещения в иную реальность, получения ощущений тех ролей, которые большинство людей не могут пережить в реальных условиях. То есть, кино – это тот же симулякр в современном понимании.
Появление киногероев, которых преподносят с экранов вызывающие симпатии актёры, усиливает эффект подражания им многочисленной армии зрителей. Вспомните, с детства мы хотели быть похожими на отважных киногероев во всем. Мы выбирали их профессии, носили подобную одежду или аксессуары, говорили и вели себя, как киношные кумиры. Раньше зрители били Тимурами и Павками Корчагиными, Ассолями и Греями, позже проецировали на себя судьбы героев многочисленных сериалов. И нередко верили в обыкновенное чудо.
В русской педагогической практике вопрос об использовании «синематографа» в школе был осознан очень рано, буквально через год, после того, как 16 мая (4 мая по старому стилю) 1896 года в Санкт-Петербурге в летнем саду «Аквариум» состоялся первый киносеанс. Уже в 1897 году педагоги стали рассматривать возможности кинематографа в области воспитания, образования, приобщения к культуре и истории. Поэтому проект петербургских педагогов – это одновременно и новое, и хорошо забытое старое. Хотя сказать про кино, что оно с момента своего изобретения было забытым, практически невозможно.
Кино поможет стать человеком
Авторы проекта «Киноуроки в школах России и мира» (kinouroki.org) - режиссер Елена Дубровская и продюсер Виктор Меркулов задумали новую форму внеклассных занятий в школах - киноуроки, во время которых дети учатся проявлять положительные человеческие качества.
«При разработке идеи Проекта был использован системный подход, сформирована таблица созидательных качеств личности, понятий и принципов, включающая 99 понятий (качеств), в соответствии с количеством месяцев обучения в общеобразовательных учреждениях с 1 по 11 классы. Каждое качество раскрывается в идее одного профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения. К каждому фильму создаётся методическое пособие для учителя, предлагающее способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывающее авторский замысел содержания, расставляя акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни. Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания героям, обладающим рассматриваемым качеством. Заключительным этапом каждого киноурока является социальная практика, общественно полезное дело, инициированное классом после просмотра фильма и реализованное, как закрепление данного понятия», - пишут авторы.
И начал своё движение по стране проект из Псковской области с короткометражным художественным фильмом «Лошадка для героя», и успешно развивается в учебных заведениях региона. Можно сказать, что «Лошадка» из Псковской области стала удачливой.
Кадры из художественного фильма «Лошадка для героя»
Пойдём в кино… учиться
В авангарде проекта в псковском регионе все четыре года работают учебные заведения города Острова: МБОУ «Средняя школа № 7 им. В.Н. Пушкарева» и МБОУ ДОД «Дом детского творчества им. К. И. Назаровой».
Коллектив школы во главе с директором Лилией Панчук вошли в проект четыре года назад, участвуя в сборе макулатуры для того, чтобы снять художественный фильм «Лошадка для героя». После выхода фильма, в 8-х классах школы прошли первые пробные уроки с демонстрацией картины. В дальнейшем, педагоги школы успешно участвовали в различных конкурсах, проводившихся в составе проекта, и были отмечены наградами. Педагогический коллектив школы тесно общается с авторами проекта, и совместно разрабатывают новые направления. Педагоги отмечают положительное воздействие киноуроков на детскую аудиторию. Более того, почти сразу к проекту подключились и родители, а на последующих этапах и жители микрорайона, в котором расположена школа, и местная администрация. Теперь школьный проект «Киноуроки в школе» - это не просто уроки, направленные на культивирование созидательных качеств, но и устойчивые социальные практики, в которых участвуют жители города.
Такую же активную работу проводят педагоги дополнительного образования в «Доме детского творчества им. К.И. Назаровой», оцененную высшими наградами проекта.
На фото: 12 выпуск - Россия, г. Остров Псковской области, МБОУ «Средняя школа № 7 им. В.Н. Пушкарёва». Педагог Светлана Анатольевна Тимофеева и ученики 6-А класса выполнили доброе дело и помогли особенным детям из приюта, собрав для них необходимые для жизни вещи. Ребят поддержали старшеклассники и родители (https://kinouroki.org/practies/10239).
Проект «Киноуроки в школах России и мира» стал одним из приоритетных в области образования и воспитания юного поколения. Все материалы проекта получили высокую оценку Российской академии образования, рекомендованы Министерством просвещения РФ, размещены на портале «Российская электронная школа», входят в программу «Культура для школьников» Министерства культуры РФ. Эффективность воспитательного воздействия подтверждена научным исследованием, проведённом при поддержке Фонда Президентских грантов в 2020 году на базе 41 общеобразовательного учреждения 10 регионов страны. Сегодня в проект вовлечены 52 тысячи педагогов и 2 миллиона школьников в 52 субъектах России.
С недавнего времени к проекту присоединились в Республике Беларусь, Луганской и Донецкой областях и теперь он реализуется, как Международный культурно-гуманитарный проект «Киноуроки в школах мира».
Ещё кадры из из художественного фильма «Лошадка для героя», который вы можете посмотреть вместе с детьми. Фильм легко найти в интернете
Марина МАРИНЕНКО
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
В качестве иллюстраций использованы кадры из фильма «Лошадка для героя»
Вам также может быть интересно:
Снимать кино в Псковскую область и Пушкиногорье поедут в любом случае
Кино о Пскове на французском сняли студенты университета
Фильм «Грозовые ворота» делает нашу память о 6-й роте ярче
Поделиться с друзьями: