В сентябре в Пскове раздался гром. Но не с неба
Сентябрь в Псковской области принёс не только начало нового учебного года, необычно низкие температуры за окном, но и большую «ломку» в системе дополнительного образования. В результате серьёзной реорганизации произойдет слияние пяти самых известных организаций дополнительного образования Псковской области.
О дополнительном образовании всерьёз
Россия входит в топ-20 стран с развитой системой дополнительного образования детей. «Дополнительное образование детей в нашей стране является уникальной, единственной в мире государственной системой, объединившей воспитание, обучение и развитие детей с лучшими педагогическими традициями», - так охарактеризовал отечественную образовательную систему заместитель министра просвещения России Денис Грибов на VII Всероссийском совещании работников сферы дополнительного образования детей по итогам 2020 года. По данным за тот год в России дополнительным образованием были охвачены 15 900 000 детей от 5 до 18 лет, а это 11% от общей численности населения страны.
Двумя годами раньше, в 2018 году система Дополнительного образования России отпраздновала свой столетний юбилей под ярким лозунгом - «Дополнительное образование детей – возможность для самореализации и развития талантов»! Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Наталия Наумова на Всероссийском совещании отметила, что дополнительное образование оказывает положительное влияние на повышение академической успеваемости, развитие самодисциплины и навыков. Широкий выбор профиля позволяет ребёнку успешно специализироваться и показывать лучшие результаты в освоении общеобразовательных программ.
«Россия входит в двадцатку стран с развитой системой образования детей. Современная система дополнительного образования сохранила дома творчества, центры детского туризма, детские школы искусств, спортивные школы», – информировала она. Учреждения дополнительного образования справились и со сложным периодом выживания в условия дистанционного обучения, вызванного новой коронавирусной инфекцией.
31 марта 2022 года Распоряжением Правительства РФ
№ 678-р утверждена новая Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Многообещающий документ, разработанный с учетом статей Конституции РФ, Стратегий развития государственной национальной и культурной политики, туризма, физической культуры и спорта, научно-технологического развития РФ, Указов Президента о национальных целях развития РФ, государственных программ Российской Федерации «Развитие культуры», «Развитие образования», Концепции развития детско-юношеского спорта и др.
Аншлаг с последствиями
Действительно дополнительное образование оказалось невероятно востребовано, особенно в период испытаний связанных с экономическими санкциями против России. Государственная поддержка дополнительного образования в стране проявилась во внедрении сети региональных модельных центров и муниципальных опорных центров, в обновлении содержания программ и внедрении моделей доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями. А главное – в новой форме персонифицированного финансирования.
Что это значит? Теперь каждый родитель или педагог может, зайти в систему «Навигатор Дополнительного образования» своего региона (Ресурс Псковской области ), выбрать понравившийся обучающий курс, зарегистрировать ребенка и получить государственный сертификат, дающий возможность заниматься бесплатно. В современных реалиях бесплатное образование, в том числе и дополнительное – большое подспорье любой семье, особенно в регионах.
Казалось бы, все хорошо, в том числе и в Псковской области. Начался учебный год. В учреждениях допобразования города аншлаг. Запись в кружки и секции началась еще в июне. Как в старые добрые времена родители стояли в очереди, чтобы попасть на курс к интересным и творческим педагогам. Учебный процесс стартовал согласно годовым планам и госзаданиям.
И, кажется, можно воскликнуть: Настали лучшие времена. Дополнительному образованию – зеленый свет! Но не всё так однозначно…
Гром среди ясного неба
И тут случилось непредвиденное, а именно – реорганизаця нескольких известных, заслуженных, доказавших свою востребованность и необходимость, имеющих давнюю историю учреждений дополнительного образования города и области. «Реорганизация ГАОУДОД «Детский оздоровительно-образовательный физкультурный центр «Дельфин» Псковской области путем присоединения к нему ГБУДО ПО «Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества», ГБОУ ДО «Псковский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий», ГБОУДО ПО «Региональный центр шахматного образования и спорта», ГБОУДО ПО «ДДЮ «Радуга» - Региональный модельный центр. В результате этого объединения произойдет слияние всех вышеперечисленных организаций в единую структуру.
Чем вызвана такая внезапная реформа и каковы будут последствия объединения? Вопрос, заставляющий задуматься и педагогов, и самих родителей.
Если оценивать ситуацию изнутри, то все эти учреждения до объявления о реформировании продолжали работать на полную мощность, обеспечивая потребности и запросы области. Они имеют положительные тенденции в развитии, полны новых идей и планов. На их счету организация и участие в многочисленных всероссийских и международных фестивалях и конкурсах, входящих в ежегодный перечень рекомендуемых Министерством просвещения мероприятий. Коллективы могут похвастаться уникальными образовательными программами по историческому и литературному краеведению, спортивными, научно-техническими и эколого-биологическими достижениями. Организации являются многолетними операторами крупнейших всероссийских конкурсов для детей и педагогов. Сотрудники, в целях повышения квалификации ежегодно проходят обучение в специализированных центрах и вузах страны. Это сложившиеся дружные коллективы, в которых и яркие молодые перспективные специалисты, и заслуженные педагоги с богатым багажом знаний, отмеченные государственными грамотами и наградами. Немаловажной стала работа этих учреждений с центрами дополнительного образования области. Качественные партнерские отношения города и области в этой системе складывалась годами, и давали положительные результаты. Только один из примеров такого взаимодействия - ежегодное участие и победы детей из Псковской области во Всероссийских фестивалях и конкурсах, дающих возможность бесплатно посетить Международный детский центр «Артек» и войти в Государственный информационный ресурс об одарённых детях и молодежи (талантыроссии.рф)
Вопросы без ответов
В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, о принятии которой мы говорили чуть выше, особое внимание уделено обеспечению сохранности сложившейся уникальной отечественной системы начального и дополнительного обучения детей. И одной из главных проблем, требующих решения, указывается: «сокращение сети организаций допобразования через их ликвидацию или реорганизацию путем присоединения к иным организациям, в том числе непрофильным».
Тема негативного опыта слияния учреждений поднималась неоднократно. Ещё в 2014 году в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол по теме: «Дополнительное образование детей: проблемы законодательства», на котором преподаватели, директора учреждений дополнительного образования, представители родительской общественности из разных регионов России одной из главных проблем объявили именно реорганизацию (слияния, укрупнения, оптимизации и др.) учреждений дополнительного образования, а в связи с этим массовые сокращения педагогических кадров.
Почему же это происходит в нашем регионе? Опять возникают и опасения, и вопросы. Будет ли новая громоздкая структура эффективно обеспечивать все потребности допобразования города и области? В каких масштабах пойдёт реорганизация? Куда денутся профессиональные кадры, если произойдет оптимизация численности персонала при слиянии всех учреждений? Как будут работать объединенные бухгалтерии и руководство? В Псковской области уже есть примеры слияний различных организаций, в том числе в отрасли культуры – никаких прорывных результатов это не дало. Сейчас же речь идёт о воспитании, развитии и подготовке детей. Поэтому главный вопрос, в том числе от родителей - не пострадают ли дети в результате такой глобальной реорганизации?
Перемены могут быть прекрасными, а могут быть пугающими
На эти вопросы ответы должны были предшествовать намерениям реорганизации, а не держать в неведении десятки специалистов, которые теперь с тревогой ожидают перемен в своей деятельности.
Почему же не появилось разъяснений о целесообразности такой реорганизации самостоятельных учреждений? Особенно в условиях действия новой государственной Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, в которой, повторимся, четко отражена необходимость сохранения самобытности и уникальности учреждений допобразования страны, которые в целом уже отметили 104 года деятельности – настоящая кладовая с ценностями и традициями.
Безусловно, система дополнительного образования требует обновления. Несомненно, готовы к позитивным изменениям и движению вперед и сотрудники, но все должны четко понимать необходимость изменений, цели авторов концепции. Надо понимать, что в системе дополнительного образования, как и во многих других социальных сферах, остались работать идейные энтузиасты, специалисты, болеющие за свое дело, методы работы которых, часто строятся на индивидуальных методиках и персонифицированном подходе, которые нарабатывались годами. И они, и родители детей имеют право получить ответы на свои вопросы. В том числе и на этот - должны ли эти перемены быть такими резкими и глобальными в масштабах региона? Ведь в результате могут потеряться не только сами организации, которые имеют огромное позитивное портфолио, падут духом педагоги, но и пропадут накопленные традиции. Да и сами дети и подростки должны осознавать – что их ждёт, и что для этого взрослые делают.
Александр ФУРМАНОВ
Для иллюстрирования материала использованы фото Игоря ДОКУЧАЕВА
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Читайте также:
Дали шанс себя показать - что было на дне открытых дверей НКО в Пскове
Нам придётся вспоминать, как готовить учителей
Поделиться с друзьями: