Нам придётся вспоминать, как готовить учителей
Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года приняло Правительство России.
Эта долгосрочная программа призвана внедрить единые подходы к структуре, содержанию и оценке качества подготовки педагогических кадров для всей системы образования, а также увеличить число студентов, обучающихся по педагогическим программам на условиях целевого договора, и преподавателей, ежегодно повышающих свою квалификацию.
В минувшие десятилетия, особенно с начала нулевых, педагогические профессии стали одними из самых не престижных. Даже если студенты обучались на педагогических специальностях, то в учреждения образования после выпуска приходили единицы. Многие вузы и колледжи постарались перепрофилировать образование, которые они давали, с педагогических направлений на более популярные. Были ликвидированы целые педагогические институты. Так, например, в Псковской области, Псковский педагогический институт им. С.М. Кирова сначала получил статус педагогического университета, а позже и вовсе стал классическим госуниверситетом, предлагающим новые образовательные направления далёкие от педагогики.
По данным пресс-службы Правительства сейчас подготовка педагогических кадров в нашей стране ведётся на базе 229 вузов и 440 колледжей разной ведомственной принадлежности. Университеты самостоятельно определяют содержание образования, в результате подготовка педагогов в разных вузах может значительно отличаться.
Новая концепция позволит изменить ситуацию. Документ предусматривает формирование единого образовательного пространства, в том числе с учётом общих содержательных и технологических условий подготовки педагогов. По сути, речь идёт о развитии системы непрерывного педагогического образования – от педагогических классов до учреждений повышения квалификации. То есть, можно говорить о возврате к схеме подготовки педагогических работников, существовавшей ещё в советские годы.
Планируется также усилить предметную и практическую подготовку педагогов. Сделать обязательными такие дисциплины, как «Русский язык и культура речи», «Классное руководство», «Работа с родителями», «Инклюзия», усовершенствовать систему целевого обучения, особенно по наиболее дефицитным педагогическим специальностям. Кроме того, планируется задействовать механизмы закрепления начинающих педагогов в профессии, в том числе через построение совместно с вузами, колледжами, организациями дополнительного профессионального образования и работодателями индивидуальных маршрутов постдипломного сопровождения.
Утверждение концепции пока не означает, что профессия учителя вновь становится уважаемой и престижной, пока это по сути лишь констатация факта, что с подготовкой педагогических кадров нужно срочно что-то делать. Внедрять новую или хорошо забытую, и когда-то отринутую, как ненужную, систему подготовки педагогических кадров придётся повсеместно, чтобы решить главные проблемы – нехватку педагогических кадров и необходимую преемственность. Но, очевидно, для того, чтобы исправить ситуацию, одной концепции мало, как минимум нужно, чтобы в обществе вновь изменилось отношение к учителю, которого сейчас воспринимают просто как специалиста, оказывающего некую образовательную услугу.
Анна ЗАВЬЯЛОВА
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
Школьник из Пскова разработал приложение «Электронный дневник»
У 80% школьников в результате изоляции и дистанционной формы обучения проявились неблагополучные психические реакции
Детство в России будет ещё короче
Поделиться с друзьями: