В Бельгии не хотят слышать про эсесовцев
В начале декабря минувшего года ленты новостей опубликовали сообщение, что власти Бельгии постановили снести мемориал Латышскому легиону СС, установленный при активном участии Музея оккупации в Риге в 2018 году в бельгийском городе Зедельгем, где после окончания Второй мировой войны находился британский лагерь для военнопленных нацистов, в котором, в том числе содержались 12 тысяч латышских военнослужащих, служивших в эсэсовских частях. Здесь были и те, кто осуществляли жесточайшие карательные операции в Псковскую область и Беларусь, когда эти территории были оккупированы фашистами.
Об авторах беспричинного зверства
Среди военнопленных эсесовцев в Зедельгеме были и настоящие нацистские звери, например, штандартенфюрер СС Арвид Крипенс, который отвечал за вербовку латышей в полицейские батальоны. Напомним, что в период 1941–1944 годов в Эстонии и Латвии были сформированы легионы СС общей численностью: 5300 человек - в Эстонии, и 17900 человек - в Латвии. Кроме этого были созданы 45 латышских и порядка 40 эстонских полицейских боевых формирований общей численностью до 180 тысяч человек, а также отряды до 20 тысяч человек, вошедшие во вспомогательные службы вермахта. Например, 273-й и 276-й полицейские schuma-батальоны, численностью до 500 человек в каждом были сформированы в Абренском уезде (ныне Пыталовский район Псковской области, - ред.).
Архивное фото: Группа латышских полицейских, июнь, 1943 года
В период всего 1942 года эти части вместе с немецкими формированиями принимали участие в различных операциях против партизан и местных жителей, проводившихся фашистами в Белоруссии и на юге Псковщины. В результате только одной карательной акции «Зимнее волшебство» были убито и сожжено заживо до 15 тысяч человек, другие жители были отправлены в лагеря и угнаны в Германию. 12 сожжённых деревень и до 7 тысяч погибших человек - это результат ещё одной операции - «Генрих», которая проводилась немецкими карательными отрядами и 11 латышскими schuma-батальонами осенью 1943 года в Россонско-Освейском районе (Себеж - Пустошка - Невель - Полоцк - Дрисса - Освея). Созданные в 1943 году латышские полицейские полки (№1, №2, №3) участвовали в нескольких боевых операциях под Островом и Невелем. В районе Идрицы, Себежа и Невеля карательные акции осуществлял 1-й полицейский полк «Рига», состоявший из 277-го, 278-го, 312-го и 282-го полицейских батальонов общей численностью до 2300 человек. А в 1944 году 2-й и 3-й латышские полицейские полки, состоявшие из 8 schuma-батальонов, были введены в специальную карательную группу под командованием обергруппенфюрера СС Ф. Еккельна.
Архивное фото: эти гражданские жители обычной деревни на оккупированной фашистами советской территории через несколько минут будут казнены
Жестокий и кровавый террор против мирного населения поражал не только свидетелей тех событий, но и видавших многое советских следователей, которые в послевоенные годы расследовали преступления нацистов. Даже солдаты и офицеры РОА (Русской освободительной армии генерала Власова) с ужасом писали об увиденном в Белоруссии и на Псковщине: «Когда немецкие части… ушли, им на смену пришли части латвийского СС. И сразу же начался страшный беспричинный террор. Жители были вынуждены по ночам разбегаться по лесам и скрываться в них, как дикие звери… Латышские эсэсовцы говорили, показывая на сотни трупов: «Мы их убили, чтобы уничтожить как можно больше русских»… Пережившие это страшное время крестьяне Псковщины рассказывали, что немцы перед своим уходом предупреждали их о том, что следует спасаться и уходить из деревень, поскольку «скоро придут эстонцы или латыши и сожгут всех». Все эти исторические факты, становившиеся частью обвинительных приговоров для карателей на судах, которые проходили в 50-60-е годы в Советском Союзе, тщательно зафиксированы в документах, опубликованы в сборниках и исторических книгах.
Общество оказалось против
Естественно, что далеко не все в Бельгии обрадовались памятнику нацистам. Многие бельгийцы не поверили доводам инициаторов установки мемориала, что латышей насильно отправляли в национальные легионы СС, не оставляя никакого выбора. Местное население в городе Зедельгеме возмутилось, их поддержало международное сообщество, начавшее громко протестовать против установки памятника нацистам в центре Европы. Власти муниципалитета и страны были реально напуганы усиливающимся скандалом.
Три года шли дебаты, инициаторы установки мемориала и латвийские политики продолжали попытки убедить бельгийцев, что этот монумент поставлен только ради исторической памяти. Но этим аргументам так и не поверили. В результате появилась международная комиссия из 15 историков, в которой было и трое представителей Латвии. Целью комиссии было определить: героизирует ли нацизм монумент в Зедельгеме, и решить его дальнейшую судьбу, а также дать экспертное мнение по развитию бывшего участка лагеря для военнопленных Флоетхемвельд, в Зедельгеме. И вердикт экспертной комиссии, поддержанный международным сообществом, был однозначным – мемориал героизирует нацизм.
На фото: скриншот с бельгийского сайта www.belgiumwwii.be
Вот выдержки из материала о работе экспертов (с сайта, посвящённого жизни Бельгии во время Второй мировой войны, в переводе):
«Заключенные лагеря в Зедельгеме были членами воинских формирований, проигравших войну. Они принимали участие в развязанной и ведущейся Германией преступной войне с геноцидом и массовыми убийствами мирных жителей. Многие из военнопленных в британском лагере были призывниками, другие - добровольцами. Многие придерживались нацистской идеологии, в том числе некоторые не немцы, а некоторые сохранили эту идеологию в плену. Население лагеря со временем менялось и включало представителей многих национальностей, некоторые из которых прибыли только после окончания войны. Некоторые члены лагерного населения участвовали в военных преступлениях и преступлениях против человечности, но лишь небольшая часть из них была привлечена к ответственности за свои преступления».
«Значительная часть новобранцев Легиона (Латышского легиона СС, - ред.) ранее состояла в подразделениях полицейских батальонов Sicherheitsdienst (Служба безопасности СС) и Ordnungspolizei (Немецкая полиция порядка), совершивших военные преступления и преступления против человечности, включая убийство десятков тысяч латышей, и немецких евреев в Латвии и гражданского населения в некоторых частях оккупированного Советского Союза».
«Группа (международная комиссия экспертов, - ред.) единогласно согласилась с тем, что установка памятника в память о Латышском легионе в Зедельгеме, на общественной площади в 3 километрах от бывшего лагеря, без участия других участников проекта «Флоетхемвельд» неуместна. Такой памятник вызвал бы споры в Латвии и вызвал бы споры не только в Зедельгеме, но и во всем мире. Текст таблички, сопровождавшей памятник с сентября 2018 года по июль 2021 года, не отражает сложной истории Латышского легиона и в силу своей неполноты оскорбляет жертв преступлений, совершенных членами легиона, хотя обычно происходили до того, как они были официально включены в Легион. Изолированное и удаленное расположение затрудняет создание необходимого контекста, в котором нуждается такой памятник. Памятник также является неоднозначным символом в бельгийском контексте. Латышские солдаты, которые позже были призваны в Латышский легион СС, сражались вместе с Фламандским легионом СС во время осады Ленинграда. Памятник грозит стать (меж)национальным местом паломничества и источником вдохновения для ревизионистских историй о наследии СС».
«Группа рекомендует убрать памятник, чтобы скрыть его от посторонних глаз. Кроме того, комиссия рекомендует провести фазу размышлений, чтобы изучить возможность нового места назначения для «Латвийского Бийенкорфа», сохраняя при этом его статус произведения искусства. В этом должны участвовать все заинтересованные стороны и необходимые специалисты, но при принятии решения необходимо проявлять большую осторожность».
На фото: скриншот с официального сайта муниципалитета Зедельгем
Муниципальные власти Зедельгема сразу пообещали решить вопрос с памятником, ответив на решение комиссии: «Муниципалитет не хочет уклоняться от этой истории, но хочет продолжать исследовать ее вместе с недавно организованной международной комиссией. Эксперты также пришли к выводу, что созданием этого произведения искусства муниципалитет никогда не преследовал цель отдать дань уважения нацистскому режиму, оправдать определенные военные преступления или умышленно причинить вред людям». Первыми шагами, на которые пошло местное самоуправление ещё до вердикта комиссии экспертов, стали: снятие с объекта таблички с названием монумента и сопровождавшимся текстом, следом городской совет запустил механизм возвращения площади, на которой расположен мемориал, первоначального названия «Перденбилк», для замены названия, появившегося вместе с монументом, «Бривибаплейн». Теперь дело за демонтажем мемориала. Муниципалитет в своём ответе, опубликованном на официальном сайте города, пишет о будущей судьбе «латвийского улья»:
«После согласования с латвийскими партнерами произведение искусства будет удалено с текущего места, а также будет взят период на размышление, в течение которого будет подана очередная апелляция в международный наблюдательный комитет. В течение этого периода муниципалитет возьмет на себя инициативу, чтобы проконсультироваться со всеми заинтересованными сторонами и предложить хорошо продуманное постоянное решение и место для латвийского Биенкорфа».
Таким образом, объект, вызвавший гнев и непонимание бельгийцев и граждан других стран, однозначно должен быть убран с того места, где его открыли в 2018 году. Но судьба самого монумента окончательно не решена, где и в каком месте он найдёт новое пристанище – пока неизвестно.
Все исторические пазлы должны быть на месте
На месте бывшего лагеря для военнопленных нацистов в Зедельгеме в минувшие десятилетия был устроен обширный парк. Лагерь занимал довольно обширную территорию – около 150 га в районе Флотхемвельд. Жители этого города, многие из которых своими глазами видели ужасы Второй мировой войны, в послевоенные десятилетия попытались побыстрее забыть о мрачном месте на городской окраине. Естественно, тогда никому и в голову не приходило, что нужно каким-то образом отметить, что на этом месте существовал лагерь военнопленных нацистов – поставить стелу с табличкой, назвать улицу или площадь. Кстати, пребывание в этом лагере, ни в какое сравнение не идёт с тем, что пришлось пережить узникам нацистских концентрационных лагерей, и всем тем, кто погиб или был убит нацистской машиной не только на территории Советского Союза, но и остальных стран Европы. Большинство из содержавшихся здесь были благополучно освобождены в 1946 году западными союзниками. А разросшийся парк, возможно, это и есть самое уместное и естественное решение, каким образом можно использовать эту территорию.
На фото: скриншот с бельгийского сайта www.belgiumwwii.be
По мнению экспертной комиссии Флотхемвельд может стать новаторским мемориальным проектом европейского значения, показывающим, как можно обращаться с противоречивым наследием Второй мировой и холодной войн. Только, наверное, в случае появления здесь большого исторического проекта, всё-таки должен появиться и стенд с табличкой, что на этом месте содержались фашистские преступники и их пособники, из числа заблудших, чтобы историческая память ничего не потеряла, сохранив не искажёнными все пазлы для будущих поколений.
Александр ФУРМАНОВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Читайте также:
В посёлке Идрица памятный знак будет напоминать о жертвах фашизма
Алекс Лютый – без сомнения зверь
Эта фотография становится символом антифашизма в Европе
В Эстонии вспоминают Героя СССР Арнольда Мери
Поделиться с друзьями: