Детей назвали самой читающей публикой в России
Директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина, выступая на заседании Совета по русскому языку с участием Президента РФ назвала детей самой читающей публикой в стране и призвала сделать так, чтобы поддержкой детского чтения в РФ занимались на самых разных уровня, «чтобы этот импульс пошел с федерального уровня и в регионы».
Владимир Путин с репликой Веденяпиной согласился: «По поводу программы поддержки детского чтения… Ну давайте мы подтолкнём это. Это хорошая программа. Я с вами полностью согласен… Вы правы, самая читающая публика у нас – это дети, это точно, сто процентов. Все потом погружаются в Интернет, а дети – это самая читающая часть нашего общества, абсолютно правильно», — цитирует Путина издание РИА Новости.
Большие планы и малые дела
Программа поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации была утверждена еще в 2017 году. Хорошее было начинание, и планы строились большие. Авторы программы подробно изложили суть проблемы: интерес к книгам снижается во всем мире, и в России тоже – в силу разных причин: доступностью электронных аудиовизуальных средств массовой информации, развитием экранной культуры, социальных сетей и индустрии развлечений. Культура чтения упала до очень низкого уровня, до кризисного уровня, и это в то время, когда в стране издается колоссальное разнообразие печатной продукции для детей и подростков. Разработчики программы ситуацию оценили объективно. Отсутствие интереса к чтению у детей объяснили низкими доходами населения, бедностью библиотек, которые не могут книги приобретать, неразвитой инфраструктурой книжной торговли, неразвитостью регионального книгоиздания. Только 10 региональных издательств поддерживают устойчивый выпуск детской книги, а в остальных детская литература если и издается, то малым тиражом, а значит еще до выхода в печать делается труднодоступной.
Значительная часть населения уже потеряла интерес к книге, и в том числе молодые родители, которые должны бы и могли бы личным примером приучать детей к чтению, но не делают этого. При желании подобрать для ребенка подходящее чтение можно – пусть не из новинок текущего года, а из классики, или из того, что издано за последние десять лет. Но проблема еще и в том, что детей некому сориентировать, некому отобрать для него лучшее. Родителям неинтересно, учителям некогда. Популяризацией чтения занимаются, кажется, только библиотекари, которых люди, сами еще не забывшие, что такое книга, называют «последними святыми на земле».
Печатные книги или электронные – какие можно давать детям
В программе поддержки детского и юношеского чтения предлагалось оцифровать книжные новинки и создать электронные библиотеки – так бы удалось дать читателям из любой местности доступ к современной литературе. Одну проблему бы решили, но остается другая. Меняется практика чтения - от чтения на бумаге люди отказываются и переходят к чтению на экране, и все чаще на экране мобильных устройств, а в школах на уроках используются медийные продукты. На практике это все давно уже применяется, а вот результатов научных исследований, которые выяснили бы последствия и риски раннего приобщения детей к электронной культуре, нет, по крайней мере, в России.
Очевидные и уже актуальные проблемы: низкая концентрация внимания, клиповость восприятия и мышления, ослабление когнитивных способностей. Все из-за того, что углубленное аналитическое чтение подменяется беглым поверхностным просмотром электронных текстов, которые откладываются только в кратковременной памяти. Запомнить, осмыслить и получить прочные знания молодым читателям довольно сложно. Меняющееся мышление определяет речь, точнее, проблемы с ней. Педагоги говорят о том, что дети позднее овладевают речью, имеют недостаточный словарный запас, что растет число нарушений чтения, письма и все чаще проявляется неспособность учащихся использовать родной язык как главный инструмент познания и общения. Не только у детей, но и у молодежи, у студентов есть проблемы с изложением мыслей в устной форме.
Родители тоже должны читать
Привычка к чтению, по словам психологов, у человека формируется в раннем возрасте и требует поддержки на всех этапах взросления – с первых лет жизни до обретения социальной зрелости. Если ребенка недостаточно поддерживали в его интересе к чтению или недостаточно контролировали, чтобы побороть его равнодушие и лень, он утратит интерес к чтению и лишиться возможности подняться на ступень выше в интеллектуальном и культурном отношении.
Самыми способными к чтению всегда были дети из семей, где читают родители, но таких семей в России сейчас меньшинство. Уже сейчас нам пророчат, что из нынешних детей вырастет малообразованное и мало читающее поколение, и это в стране, которая была одной из самых читающих стран мира.
Нужны специалисты по детской литературе
В программе поддержки детского и юношеского чтения обосновывается необходимость подготовки специалистов по детской литературе. В числе первоочередных задач предусматривается включение детской литературы в учебные планы по образовательным программам в области филологии и педагогического образования. Также предлагается вернуться к вопросу о возрождении кафедр детской литературы и библиотечной работы с детьми, подготовка выпускников по направлениям «редактор детской литературы», «специалист по медиапродвижению детской литературы», «педагог-библиотекарь». Для педагогических работников предусматривалась возможность посещения курсов методики внеклассного чтения и детской литературы.
Что уже сделано и что еще предстоит
В 2006 году Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и некоммерческое партнерство «Российский книжный союз» приняли национальную программу поддержки и развития чтения. По этой программе проводились мероприятия в Год литературы, по ней же ежегодно на Красной площади собираются книжные фестивали с участием ведущих издательств страны. Под лозунгом поддержки и пропаганды чтения был собран оргкомитет по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в Российской Федерации в 2016 – 2018 годах, организована работа. Общества русской словесности. Для привлечения внимания к изучению детьми и юношеством родного языка и литературы было возвращено сочинение как форма допуска к государственной итоговой аттестации учащихся 11 классов. Опыт есть, но у программы 2017 год цель другая, требующая совместной работы самых разных структур: государственных, общественных, коммерческих. Цель благая, но для ее достижения предстоит работать и работать. «Все дети России должны иметь возможность читать лучшие детские книги и детскую периодику», - гласит основной принцип программы поддержки чтения у детей и юношества. Два года назад цель казалась реальной: тогда были четко поставлены задачи, как это партнерство развить, как добиться того, чтобы вернуть интерес к чтению у детей и подростков.
Предлагалось организовать на федеральном и региональном уровнях систему конкурсного отбора и грантовой поддержки талантливых авторов различных по жанру и тематике произведений для детей, подростков и юношества; собрать межведомственные экспертные советы по рецензированию детской литературы; выпускать тематические рекомендательные указатели, пособия, обзоры для детей, родителей, воспитателей детских садов, педагогов, библиотекарей. Также предлагалось формировать государственный заказ на выпуск социально значимой детской и юношеской литературы (книг и периодики), книг-лауреатов литературных премий и всероссийских конкурсов; оказывать господдержку для распространения новых книг по библиотекам, на регулярной основе организовать Всероссийскую выставку-ярмарку детской литературы и аналогичные региональные книжные выставки-ярмарки, создать систему льгот и субсидий для развития книжной торговли в регионах; оказывать меры поддержки полиграфическому производству детских и юношеских книг и периодики на территории РФ. Высказывались предложения по работе с родителями: по развитию системы консультирования родителей в области детского и юношеского чтения, организации общедоступных кружков и студий обучения совместному чтению родителей и детей на базе библиотек. Библиотеки и культурно-просветительские учреждения – музеи, театральные студии - должны были стать современным и – что немаловажно – привлекательным для семей пространством за счет постоянного пополнения фондов и инновационных проектов, которые прививали бы детям интерес к книге. Отдельно в программе оговаривались меры поддержки одаренных детей в области литературы и художественного слова; проведение творческих соревнований и конкурсов, в том числе национальных и региональных, с активным их продвижением в медиасфере. Предполагалось, что будет оказана государственная поддержка телевизионным каналам для детей и юношества, театрам, кино- и телестудиям, создающим контент на основе детской литературы.
Реализация программы должна была начаться в 2018 году: с всестороннего анализа и экспертной оценки ситуации в сфере детского и юношеского чтения; определение уровня владения чтением в разных возрастных группах и разработка методических рекомендаций для перехода к 2019 - 2020 годах предполагалось опробовать утвержденные модели работы в пилотных регионах и институтах поддержки и развития чтения, а с 2020 приступить к выполнению поставленных задач на территории всей страны.
Национальная программа поддержки и развития чтения 2006 года стала первым в постсоветский период опытом осмысления проблемы культурного кризиса в России и первой попыткой повысить интеллектуальный уровень населения. Та программа была воспринята с энтузиазмом, даже с восторгом – особенно специалистами в гуманитарной сфере – и была реализована.
И вот спустя почти 11 лет приняли программу поддержки детского чтения – и она не получила ни широкого обсуждения, ни резонансных откликов, ни практического применения, к сожалению. Работают с детьми библиотеки и педагоги – в рамках учебной программы, но они всегда работали, как бы трудно им ни приходилось с детьми, которым чтение кажется скучной обязанностью. Им надо напоминать, что по литературе им задано прочитать 10 страниц, а потом надо проверить, как они прочитанное усвоили. Они хоть и с неохотой, но пойдут это делать – а куда денешься от родительского контроля. Не та ли ситуация повторяется в масштабах страны, когда общественный контроль – снова библиотекари, кстати – истинно святые люди! - напоминает чиновникам, что в стране есть программа поддержки детского чтения. Что хорошая программа, все это признают, даже Президент, но она не работает, ее надо «подтолкнуть». Школьник, если он добросовестно заданную главу прочитал, получает шанс не «срезаться» на выпускном сочинении: вспомнится в нужный момент текст, найдутся аргументы и мысли – такое часто бывает. А какие шансы у страны, которая откладывает и откладывает решение вопросов воспитания и образования своих детей? Подрастающее население, едва научившись читать и писать, теряет к книгам, знаниям, науке всякий интерес.
Мария ХАЗОВА
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Фото Игоря ДОКУЧАЕВА
Читайте также:
Поделиться с друзьями: