Здесь находилось, и было расстреляно фашистами еврейское гетто. О Холокосте на карте Невельского района
В самом конце 2018 года в Псковской области были подведены итоги конкурса работ юных журналистов «Свежий ветер», в котором приняли участие юные авторы из Новоржевского, Локнянского, Пыталовского, Невельского и других районов и города Пскова. Конкурсное жюри отметило в двух разных номинациях работы Алины Мехоношиной, учащейся средней школы №3 города Порхова, Александра Воронкова и Алексея Тарчевского – учащихся гимназии города Невеля. Peдакция Pressaparte.ru в знак поощрения молодых авторов, уважения к их журналистскому труду и серьёзности выбранных тем, публикует статьи этих авторов на своих страницах.
Мы начинаем с публикации статьи Александра ВОРОНКОВА.
Холокост периода Великой Отечественной войны оставил свой след во многих городах и сёлах. Есть такие места и на территории Невельского района Псковской области. На местах известных массовых расстрелов еврейского населения стоят памятники или памятные знаки. Там, где их не было, или эти места установлены недавно, в рамках различных проектов только воздвигают монументы или знаки, которые должны напоминать ныне живущим о страшных злодеяниях фашистов по отношению к еврейскому народу. В Невельском районе есть один всемирно известный мемориал - Голубая дача. Остальные места расстрелов: захоронение в местечке Пятино, в деревне Борки, на месте бывшего торфопредприятия - даже большинству невельчан неизвестны. Поэтому я хочу рассказать, а также обозначить на карте Невельского района места, связанные с Холокостом, чтобы способствовать увековечиванию памяти о казненных.
Как мало об этом знают
Захоронение «Голубая дача» расположено в
Мемориал «Голубая дача» на месте расстрела невельских евреев. Фото автора
«Году в 47-м примерно собрались евреи, у них было два камня, и они решили сделать два памятника – на могиле женщин и детей и на могиле мужчин. Эскиз надписи делал художник Дорфман, а выбивал русский – Гржибовский. Место огородили трубами диаметром около 5 см», - рассказывает Яков Рувимович Докторский. К захоронениям были проложены асфальтовые дорожки, установлены вазоны.
Мемориал «Голубая дача» на месте расстрела невельских евреев. Фото автора
Ежегодно весной и осенью учащиеся МОУ «Гимназия г. Невеля» и МБОУ СОШ №5 им. В.В. Смирнова наводят порядок на захоронениях, сажают цветы, проводят мемориальные мероприятия. В мае 2015 года ими была заложена «Аллея Праведников», на которой в 2017 году установлены две таблички - Колондук А.И. и Колондук Ю.Л.
Таблички Праведников-невельчан. Мемориал «Голубая дача». Фото автора.
По информации сайта «Мемориал. Голубая дача» сама Голубая дача находилась в двух километрах от города. До революции это была дачная местность, где среди дач стоял дом исправника, выкрашенный в голубой цвет. В годы фашистской оккупации на бывших дачах и было устроено Невельское гетто.
Из акта о зверствах немецко-фашистских захватчиков в городе Невеле Калининской области и об ответственности их за совершенные злодеяния: «…согнали одну группу еврейской части населения в загородный парк «Голубая дача», …после всяческих издевательств и избиений более 800 человек евреев …были зверски расстреляны, а их трупы сброшены были в ямы вместе с ранеными и живыми… и зарыты в километре от парка в кустарнике».
В небольшом опросе жителей города Невеля, на вопрос: знают ли они о месте расстрела мирного еврейского населения в годы оккупации? Большинство, 83% ответили, «да - это место называется Голубая дача», 12% - затруднились ответить, 5% - не знают об этом. Других мест, связанных с Холокостом, опрошенные мною не знают. Один из немногих (0,04%), кто указал в ответе также на деревню Борки и бывшее торфопредприятие, стал местный житель Григорий Семёнович Шарандо. В фильме снятом А. Передковым-Притыко, основателем Невельского общественного телевидения, автор утверждает, что Голубая дача – это место расстрела. Само же невельское большое гетто находилось совсем в другом месте - справа от старого шоссе Ленинград-Киев. Григорий Шарандо всю свою жизнь прожил на улице Ленкоммуны, где проживает и сейчас, и указал точно, где находилась Голубая дача… На этом месте сейчас находится памятник Красной Армии, освобождавшей Невель.
От слова «дача» не веяло трагизмом
Стерна Исааковна Свойская вспоминает: «Голубая дача – это не совсем на повороте на Ловец, а сразу за Горбатым мостом, т.е. на Ленинградском шоссе. Сразу за мостом, слева от шоссе стояли обычные крестьянские дома, из них выселили русских и туда поселили евреев. Справа от шоссе стоял красивый голубой дом некрестьянского вида. Это и была голубая дача. Часть евреев попала туда… Остальные – слева от шоссе».
Она же рассказывает: «В день расстрела приехали грузовики, …мужчин с лопатами забрали. Всем стало ясно – это расстрел… но гетто было уже оцеплено. Потом грузовики вернулись, погрузили остальных и отвезли туда же – по Ловецкому шоссе».
О том, что само гетто находилось не на месте расстрела и современного мемориала, рассказывал и Алексей Николаевич Хомичев. Он (он же Лейзер Иткин, - авт.) с братом Меером сбежали из гетто от расстрела. Когда мы были на месте захоронения, Алексей Николаевич сказал, что местность не похожа, они бежали, спускаясь с горы. Он помнит, что «бегите!» мама им прошептала, когда они сидели на узлах с одеждой во дворе большого дома, куда их перевели из первого гетто. Рано утром мужчин уже увезли копать рвы, а женщины и дети во дворе оцепленного гетто ждали своей очереди. С обратной стороны дома гетто не охранялось, там мальчишкам и удалось бежать. Мы с Алексеем Николаевичем и его сыновьями приехали на то самое место (справа от шоссе), Хомичев сказал, что если бы остался какой-то фундамент, то он смог бы сказать точнее. Прошло ведь больше семидесяти пяти лет. По-видимому, семья Иткиных содержалась в гетто слева от шоссе. Здесь и железная дорога, которую помнит Алексей Николаевич, и шоссе, и тесный дом с чердаком, и бывшее торфопредприятие, на котором работали евреи. Сначала это гетто было открытого типа: евреи покидал его для работы, ходили в город, меняли вещи на продукты. Но незадолго перед расстрелом стало закрытого типа, сюда в Голубую дачу согнали всех евреев Невеля.
Хомичев А.Н. с сыновьями на месте предполагаемого нахождения гетто «Голубая дача». Фото автора
Сергей Андреевич Семенков вспоминает: «Поселили евреев на Голубой даче – это напротив нынешней бензоколонки. Кроме того, часть евреев поселили на торфопредприятии. Там на болоте был остров, а на острове домик-контора (предприятие принадлежало, кажется, райтопу, - авт.). Это по тому же Ловецкому шоссе, только на один километр ближе. Часть евреев поселили в этот дом».
В подтверждение наших выводов привожу «Выписку из протокола допроса свидетеля Островского Игната Иосифовича от 28 октября 1943 года г. Невель»: «В сентябре месяце специальным приказом предлагалось всем евреям отправиться за горбатый мост в Голубую дачу по Ленинградской Коммуне /улица в Невеле/», - подписанную начальником Невельского РО НКГБ КО (на тот момент Калининской области, - ред.) капитаном госбезопасности Кацером.
Интерактивная карта воинских захоронений Невельского района. Автор Храбрый М.А.
На карте Невельского района, созданной общественным объединением «Невельский край» и выпускником городской гимназии Невеля Максимом Храбрым, обозначены достопримечательности Невельского района. Отмечено там захоронение по улице Лазурной (бывшее местечко Пятино, - авт.), а отметки Голубой дачи нет. В различных источниках, энциклопедиях, интернет-справочниках, краеведческой литературе мемориал Голубая дача носит название бытовавшего в народе топонима. По информации местных жителей, данное место называется Прудовская гора, /Прудковская гора/ (так как находится рядом с деревней Пруды, - авт.). Яков Рувимович Докторский рассказывает, что евреев отводили на расстрел на поле, рядом с деревней Пруды. На картах мы определили, что место самого гетто – это еще черта города, а захоронение – рядом с деревней. Значит, народный топоним «Голубая дача» сохранялся с довоенных времен и прочно вошел в обиход местных жителей.
Топографическая карта «Невельский район»
Людмила Мироновна Максимовская рассуждает, что в послевоенное время замалчивалось уничтожение именно еврейского населения. И от слова «дача» не веяло трагизмом.
Это слово, действительно, появилось в русском языке еще в начале XVIII века. Дачей называли земли, подаренные царем Петром I своим приближенным для временных строений вблизи Петербурга. Так и появились в российском обиходе «дачи» – земли данные царем. Слово «дача» вошло в обиход и закрепилось в значении «временное жилье за городом». Дом исправника, выкрашенный в голубой цвет, в котором находилось самое большое гетто в Невельском районе, и дал название мемориалу.
Слева от грунтовой дороги, ведущей к захоронению, в 1995 году был установлен указатель, сделанный по эскизу К.В. Гржибовского. Но этот знак не виден с проезжей части дороги, поэтому, к сожалению, даже многие невельчане не знали, где находится захоронение. Теперь прямо на повороте на Голубую дачу появился новый дорожный указатель – памятный знак. Он установлен силами неравнодушных граждан В.К. Буйко и В.В. Махмутова. Теперь через 77 лет после жуткой трагедии идущие и едущие по этой дороге точно увидят, как пройти к захоронению, место можно заметить с трассы Невель – Язно.
В.В. Махмутов и В.К. Буйко устанавливают дорожный указатель на мемориал Голубая дача. Фото с сайта М. Могилевкина
Представьте, как страшно было людям
На карте города мы можем обозначить еще одну точку – гетто на торфопредприятии. Как говорит Г.Я. Моносов, там тоже проходили расстрелы еврейского населения: убивали тех, кто стал слаб и беспомощен, и не мог работать, тех, кто пытался взбунтоваться против существующего порядка.
На месте гетто на торфопредприятии. Фото автора.
В книгах и статьях Людмилы Максимовской, директора Музея истории города Невеля упоминается еще одно место расстрела – местечко Пятино. Из воспоминаний Юрия Львовича Колондука, записанных его сыном, и хранящихся в музее истории Невеля, удалось узнать, что это место находилось в районе нынешнего городского пляжа. А в начале войны здесь были поля колхоза «Нацментруд». Название эта территория получила по имени помещика Пятина, чей дом стоял на этом месте. «ПМК-15» не было, сосны были, липовая аллея вела в имение», - рассказывал Юрий Львович.
Юрий Львович Колондук. Фото из семейного архива
Остатки липовой аллеи сохранились, я побывал на этом месте, постоял, помолчал, представил, как страшно было людям: и детям, моим ровесникам и тем, кто младше меня, идти на смерть. «Весь сентябрь людей группами по 50 человек расстреливали у озера Невельское», - вспоминал Юрий Львович.
Воспоминания Юрия Львовича Колондука, записанные на кассеты.
На месте расстрела - памятный знак, на нем надпись: «Здесь расстреляны жители г. Невеля» 170 человек». «Другая группа еврейского населения в количестве около 200 человек была согнана в зарецкую часть города – Пятино и там тоже была расстреляна», говорится в воспоминаниях С.И. Свойской. Александр Предков-Притыко подтверждает, что, по словам его отца, на этом месте долго никто не строился, все помнили, что там кладбище. А теперь к мемориалу не пройти, потому что он находится за частной территорией.
Местечко Пятино.
Поисковый отряд «Патриот 60» под руководством К. Г. Шляц и руководитель общественного объединения «Невельский край» И.М. Снетков расчистили подход к захоронению на берегу Невельского озера: спилили деревья, скосили траву, заказали мостик через мелиоративную канаву, покрасили ограждение.
Отряд «Патриот» за работой. Фото автора
До этих пор захоронение оставалось заброшенным. Мы пытались выяснить, состоит ли оно на балансе района, паспортизировано ли. На основании документов захоронение в деревне Пятино /Петино/ подлежало паспортизации еще в 1949 году. Однако в том перечне мы не нашли Голубой дачи. А она тоже находилась на землях помещика Пятина.
В октябре 2018 года какие-то вандалы разрушили мостик, сооруженный через канаву. Чьих это рук дело? Владельцев участков, которые так перегородили подход к памятнику? Хочется надеяться, что это лишь неразумные подростки, которые просто не знали, что здесь захоронение сотен убитых людей. Возможно, прочитав заметку в невельской группе в соцсети, они раскаются в совершенном преступлении.
Разрушенный мостик. Фото автора
Об этом молчать нельзя
В Книге Памяти Новосокольнического района упоминается и место расстрела «Зеленый Бор». Эти документы нам предоставила Татьяна Борисовна Пасман. То, что ее дальние родственники Рудий Борисович, Мария, Эмма Борисовна Ароновы, расстреляны на берегу Невельского озера, она уверена. Они родом из деревни Старо-Сокольники, поэтому их имена в книге Памяти Новосокольнического района.
Страницы из Книги Памяти Новосокольнического района.
Микротопоним Зеленый Бор, по-видимому, тоже был создан в народе, так как по берегу Невельского озера росли сосны. На современной карте это Плисская волость, д. Плиссы, конец улицы Лазурной. Поэтому на интерактивной карте захоронение значится как памятник по ул. Лазурной.
Памятник в Пятино на интерактивной карте.
В книге Л.М. Максимовской «Земля молчит. Памяти невельского гетто» мы узнаем еще об одном месте трагедии. «Еще одним местом расстрела были Борки. Там расстреливали тех, кто прятался. Одна семья пряталась в деревне. Так полицай, мерзавец, привязал мужа к санкам и притащил в Невель (муж бежал за санками)», - рассказывал Залман Ицелев – Ейл Менделевич. Мы побывали в д. Борки вместе с Хомичевым А.Н., он тоже искал то место, где его семья оказалась в оккупированном городе. Уже упоминаемая железная дорога проходит как раз рядом с деревней Борки.
Захоронение в д. Борки Невельского района
Точного места нахождения гетто определить нам не удалось, однако мы можем обозначить на карте д. Борки, как еще один топоним, связанный с Холокостом в Невельском районе. На интерактивной карте он теперь обозначен как «Памятный знак д. Борки».
Захоронение в д. Борки Невельского района на интерактивной карте.
После изучения возникновения топонимов «Голубая дача», «Зеленый бор», мне удалось выяснить, что данных топонимов нет ни на одной карте Невельского района. На интерактивной карте «Достопримечательности Невельского района» не обозначен даже мемориал «Голубая дача». Путем сравнения данных из различных источников удалось выяснить, где именно находились гетто и места расстрела еврейского населения города Невеля. Мною они нанесены на топографическую карты Невельского района - следующий тираж выйдет уже с исправлениями, и на интерактивную карту воинских захоронений Невельского района. Кроме того, кликнув на характерный значок, мы сможем увидеть списки расстрелянных на Голубой даче и в Пятино.
Мы благодарны замечательным людям: Моносову М.Я. - поменявшему памятники и ограду на захоронениях, Мурашкину М.Ф., Хануковичу Л.Ш. - восстановившим варварски порушенные памятники в августе 2016 года, Махмутову В.В., Буйко В.И., Снеткову И.М. - установившим таблички и указатели, Бейнарович Н.М. - ежегодно ухаживающей за захоронениями. А также ученикам школ, которые убирают захоронения. Командиру поискового отряда «Патриот 60» Шляцу К.Г. и членам отряда, которые приводят в порядок захоронение в Пятино. И многим другим людям, которые свято чтят память о Холокосте.
Топографическая карта с нанесенными значками, обозначившими места, связанные с Холокостом.
Я тоже хочу внести свою лепту: на топографической карте «Невельский район. Псковская область» еще нет отметок, составленных мною, но надеюсь, что благодаря Снеткову И.М. они появятся. На интерактивной карте воинских захоронений не был обозначен мемориал Голубая дача, не было списков погибших, не обозначены и места еврейских гетто, я отсканировал списки расстрелянных на Голубой даче и разместил их на карте. А также обозначил места, связанные с Холокостом. Считаю, что эти места необходимо отметить и на местности, ведь даже там, где имеются памятники и памятные знаки, нет упоминания о самом Холокосте. А об этом молчать нельзя. Возможно, что на местах, связанных с Холокостом в Невельском районе, нужно установить хотя бы каменные валуны с табличками «Здесь находилось и было расстреляно еврейское гетто в сентябре 1941 года», что уже не позволит забыть ужасы Холокоста.
Голубая дача, Пятино, Борки – эти невельские названия остались в истории, как места гибели сотен людей. Сюда из года в год приходят и приезжают люди. Кажется, невельский воздух навеки сохранил беззвучный крик невинных жертв. Имеющий уши, да слышит – там, где земля молчит…
Александр ВОРОНКОВ,
фото и иллюстрации предоставлены автором
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Читайте также:
Поделиться с друзьями: