Вместо 9 мая День скорби и примирения?
Сегодняшнее утро началось с известия, что новый премьер-министр Армении Никол Пашинян подписал указ о переносе Дня Победы на 8 мая и переименовании праздника в День скорби и примирения. Сообщило об этом издание Kavkasia.net, в котором часто публикуются «антиармянские материалы» («Российский Диалог»). Официального сообщения от Правительства страны насчёт переноса 9 мая не было, да и не могло быть – для этого законопроект должен одобрить парламент, который не проводил заседаний со вторника 8 мая, когда Пашинян был утверждён на должность премьер-министра.
Фото: Шествие Бессмертного полка в Ереване https://ru.armeniasputnik.am
Фактически правительству Армении приписали желание сблизиться таким образом с Евросоюзом. Самым верным шагом на этом пути настроенные против Пашиняна политические силы похоже считают отказ страны от собственной истории – посыл в прессе был именно такой: «Последний раз Армения праздновала навязанный советским режимом День Победы. Это была не наша война, но тысячи и сотни тысяч армян погибли, отстаивая имперские интересы Сталина в его схватке с бывшими приятелями – нацисткой Германией», – пишет Kavkasia.net.
Но 9 мая председатель Правительства Армении лично обратился к жителям республики, отметив, что армяне прославили свое имя на каждом фронте боевых действий и многое сделали для победы Красной Армии. Президент Армении Армен Саркисян в тот же день прошёл в «Бессмертном полку» по улицам Еревана.
Акция, кстати сказать, проводится в республике уже третий год, и участие в ней президента только подтверждает: в Армении исторический смысл победы СССР в Великой Отечественной войне ещё не забыли, А в России, смысл первозданной идеи «Бессмертного полка», кажется, только недавно вспомнили.
Есть такое устное предание, будто в 2007 году, в канун 9 мая Геннадий Иванов, председатель Совета ветеранов батальона полиции по Тюменской области, увидел сон. Как будто его земляки идут с портретами ветеранов войны по городской площади. В День Победы Геннадий Кириллович взял фотографию своего отца и вместе с поддержавшими начинание друзьями вышел на главную улицу Тюмени. Через год это была уже колонна, тогда же акция получила название «Парад Победителей». В 2009-2011 гг. шествие повторили в 20 регионах, и в Москве в том числе, под лозунгом «Герои Победы – наши прадеды, деды!»
В 2012 году томичи впервые организовали победное шествие иного толка, заявив его как «неполитическую акцию». Общими усилиями журналисты телеканала «ТВ-2» 9 мая собрали участников – это был первый «Бессмертный полк». Игорь Дмитриев, один из идеологов движения, вспоминает: «Сохранение традиции личной памяти [было] очень важно. И это необязательно традиция, чтобы это было обязательно прохождение колоннами с портретами. Пусть 9 мая будет накрыт стол. Пусть люди достанут портреты своих ушедших родных. Чтобы они их вспомнили, помянули. И даже без шествия это будет «Бессмертный полк».
Первое время «Бессмертный полк» и был акцией примирения – всех со всеми. Стало как-то не принято во всеуслышание заявлять о том, что предки – победители в войне коммунизма с фашизмом. Советская атрибутика не приветствовалась – чтобы «никого не оскорблять», участников шествия просили приходить на акцию только с портретами отцов и дедов, оформленных по стандарту. Никаких красных флагов, красных звёзд и портретов Верховного Главнокомандующего. Только фото из семейного альбома и гвардейские ленты. Победное шествие превратилось в ежегодный митинг памяти погибших на той войне. Без исторических деталей. За что именно предки умирали, об этом стали умалчивать. Из победителей они превратились в безвинно погибших, в жертвы советского строя, тоталитарного режима. И в эмблеме у движения можно уловить такой смысл - с белыми журавлями, летящими в небо, как в песне Расула Гамзатова
Когда в 2015 году акцию поддержал президент России Владимир Путин, появилась общественная организация «Бессмертный полк России» (БПР), которая все последующие годы организовывала шествие 9 мая. Организаторские моменты решали на местах, согласовывали с координаторами из людей, которые работали с Сергеем Лапенковым. Уже через год после первой такой совместно проведённой акции томичи обвинили БПР в том, что чиновники превратили «добровольную неполитическую инициативу в акцию федерального масштаба». Мол, ради красивой картинки на ТВ, по разнарядке отправляют на акцию школьников и студентов с портретами людей, которых они даже не знают. Такие сюжеты, правда, встречаются в сети – школьники из подмосковного Королёва, по словам Лапенкова, даже в суд подавали из-за того, что их принуждали участвовать в акции.
Фото: У общественников из Томска и Москвы отличается и смысл эмблем
И всё-таки не организованные молодёжные отряды уже третий год подряд создают численность «Бессмертного полка» - а это миллионы людей, которым близка оказалась новая (а точнее забытая старая) идеологическая подоплёка движения. Во главе открытых по всей стране отделений «Бессмертного полка России» оказались люди, которые не требовали от участников шествия лояльности к прошлому – прошлым снова стало можно гордиться. Вот и результаты: в 2017 году на акцию пришли почти 8 млн человек, в 2018-м – 10 млн 400 человек, это не считая русской диаспоры за границей, где «Бессмертным полком» тоже ходят по улицам Вашингтона и Нью-Йорка, Амстердама и Ариэля, Минска, Еревана и Киева, Там это эстафета памяти. В современной России – победоносное шествие потомков, вспомнивших свою историю. День скорби и примирения ещё не наступил.
Кирилл ГРАДОВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Поделиться с друзьями: