Интернет-газета. Псков
16+

Религиозный плакат на улице: можно или нельзя - что говорит закон?

16 ноября 2017 г.

Плакат на улице Пскова вызвал полемику в социальной сети

В одной из псковских групп в социальной сети на днях случилась полемика о рекламных плакатах, установленных на улицах города одной из религиозных общин. Вроде бы ничего особенного – современные жители городов к разной рекламе привыкли. Но мнения откликнувшихся участников дискуссии в ответ на зачин: «а разве так можно религиозные пропаганды пущать?» – разделились полярно.

 Обсуждение развивалось от нейтральных: «Запрещенного, вроде ничего нет» к крайним мнениям: «Верующие – такие же граждане и имеют право на пропаганду своей веры» и «Когда в стране есть несколько конфессий, то любая реклама любой религии должна быть запрещена, как и религиозное присутствие в школах и институтах».

А действительно, в чём собственно проблема, если мы живём в демократическом обществе, где все граждане имеют право на свободу слова, веры и совести?  

Если следовать за дискуссией, то один из участников сразу обрисовал возможную проблему: «По-моему, с такими вот вещами поосторожней надо, а то заставят весь город вакхабитскими плакатами, горя не оберешься». То есть, если появились плакаты, и по сути реклама одной религии или церкви, то вслед за ней на улицах с призывами могут появиться и другие, резонно отреагировав: а почему им можно, а нам нельзя?

Никто не может запретить гражданину верить и иметь собственный взгляд на мироустройство. Однако в демократическом обществе одни люди своими убеждениями не должны доставлять проблем другим гражданам: то есть хочешь – верь, хочешь – не верь, но не мешай другим думать по-своему. Столкновения убеждений и верований большинству граждан, да и государству в целом вовсе не нужно. Ведь в современном обществе присутствуют не только верующие, но и атеисты, и агностики, то есть те, кто не отрицает существования бога, но и не принимает сторону какой-либо религии или веры. В нормальном, светском государстве все граждане должны иметь право на свои убеждения. Тем более, что крайние взгляды, бывало, вызывали радикальные действия со стороны легко внушаемых людей.

Если вспоминать историю, в 1900 году в Российской империи появилась первая организация, которая положила начало движению так называемых «черносотенцев» – сообщества крайне правых активистов, которые под видом поддержки монархии, православия и народности стали проповедовать радикальные меры борьбы против инакомыслящих. Такой подход в немалой степени создал основу для того, чтобы привнести в Россию настоящую смуту, и обострил разделение общества: уже не только классовое расслоение играло роль, но и противостояние на почве веры. Дальше предреволюция 1905 года, а через двенадцать лет случилась и большая русская революция.

Мы знаем, к какому печальному результату могут приводить радикальные религиозные течения – примеров достаточно. И сегодня в России время от времени появляются активисты, которые склонны к радикальным действиям. Их немного, возникновение их туманно, но поступки известны многим, потому что средства массовой информации разносят новости мгновенно, и сочувствующие появляются очень быстро. Многие уже слышали о выступлениях так называемых «православных активистов». В последние месяцы они активно агитировали против художественного фильма Алексея Учителя «Матильда», выступая якобы в защиту традиционных ценностей. Были даже призывы жечь кинотеатры, угрозы кинорежиссёру и его адвокатам. Хотя даже люди воцерковлённые и православные священники после просмотра фильма не увидели в нём подобной угрозы. 

Ни России в целом, ни миллионам её граждан совсем не нужны провокации, которые могут способствовать разжиганию массового противостояния в обществе. 

Поэтому и обращают люди особое внимание на религиозные плакаты на улицах, потому и реагируют так остро, что не хотят появления никаких радикальных активистов ни от религиозных общин, ни от общественных организаций.

«Все религии должны иметь равные права. А самые равные права – это вообще не иметь никаких прав, ни на что. Государство то светское», – продолжает дискуссию в социальной сети один из пользователей.

Так вот, что касается права и законных возможностей выставлять на всеобщее обозрение подобные плакаты, очень похожие на современную городскую рекламу. Можно это делать религиозным общинам или нельзя, что говорит закон?

Мы обратились за комментарием к руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области Ольге МИЛОНАЕЦ и получили развёрнутый ответ, который ниже публикуем полностью. Но если коротко, Ольга Викторовна выделила в данном случае два вопроса, которые имеют отношение к установке уличных конструкций рекламного типа:

Вопрос первый: «Имеют ли эти конструкции разрешение муниципального образования на установку?»

«Если нет, то согласно статье 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей».

Вопрос второй касается именно содержания плаката

«Экономическая цель размещения рекламы для лица, осуществляющего оказание услуг - продвижение услуг потребителю. Следовательно, информация, размещенная на конструкции, не носит рекламного характера.

Учитывая, что в соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы. Отнести данные тексты к социальной рекламе, тоже не представляется возможным, поскольку не соответствует понятию «социальная реклама». 


И как вывод: «Размещение вышеуказанных спорных текстов на рекламной конструкции содержит признаки нарушения ст. 19 ФЗ «О рекламе» и КоАП РФ».


 

Полный текст ответа по данному вопросу руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области Ольги МИЛОНАЕЦ:

Вопрос первый, который возникает в данном спорном случае: имеют ли эти конструкции разрешение муниципального образования, на установку рекламной конструкции.

Если нет, то: согласно статье 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на её установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, – влекут наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

В силу части 1 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) – собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с её собственником.

Согласно части 9 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

В силу положений части 10 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции вновь она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Второй вопрос по содержанию.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон N 38-ФЗ) предусмотрено, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 N 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы понимается любое лицо, которому адресуется реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.

Экономическая цель размещения рекламы для лица, осуществляющего оказание услуг – продвижение услуг потребителю.

Следовательно, информация, размещенная на конструкции не носит рекламного характера.

Учитывая, что в соответствии с частью 2 статьи 19 «Закона о рекламе» рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы. Отнести данные тексты к социальной рекламе, тоже не представляется возможным, поскольку не соответствует понятию «социальная реклама».

Размещение вышеуказанных спорных текстов на рекламной конструкции содержит признаки нарушения ст. 19 ФЗ «О рекламе» и КоАП РФ.

Александр ВАСНЕЦОВ

Фото Юрия Алексеева

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

2868 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу