Интернет-газета. Псков
16+

Будет ли в России порт пяти морей? Планы на Беломорск

25 июля 2017 г.

В июне 2017 года Беломорский, Кемский и Лоухский районы Карелии были признаны арктическими. То есть теперь на их развитие юридически обоснованно могут выделяться федеральные средства. Это обстоятельство позволяет предположить, что после долгого забвения начнётся, наконец, развитие северных территорий Карелии. Главным образом, за счет экономических проектов, включённых в федеральную целевую программу развития Карелии до 2020 года.

Семь лет назад регион уже становился участником программы по развитию транспортной системы России. Транзитный потенциал у Карелии, безусловно, есть, и одним из важных транспортных узлов мог бы стать, в том числе, порт Беломорск. Из семи гаваней, действующих в акватории Белого моря (Мезень, Архангельск, Онега, Беломорск, Кемь, Витино и Кандалакша) Беломорск считается одним из наиболее перспективных – наряду с Кемским. У Беломорского порта, несмотря на северные условия, шестимесячный срок навигации, с мая по октябрь, и достаточные параметры: длина причала – 150 метров, принимает суда с осадкой до 3,5 метров

Но в последние годы город с таким морским потенциалом живет, главным образом, за счет железной дороги, оставаясь крупным транспортным узлам на путях сообщения с Мурманском. И это не просто странно, но и экономически неоправданно. 

Построенная еще в довоенное время железнодорожная станция, которая сначала называлась Сорокская Бухта, потом просто Сорокская, в 1941 году стала узловой, – была построена линия вдоль Белого моря до станции Обозерская на Архангельской магистрали. Сегодня грузовые поезда активно ходят и по магистрали, и по обозерской ветке: на север идут в Мурманский порт, обратно – вывозят руды с Кольского полуострова.

Порт в Беломорске появился еще до Великой Отечественной войны, функционировал сначала как рыбный, потом как угольный. На заре российской рыночной экономики, в 1992 году, на базе старого порта появился частный «Карелрыбфлот», который в 2002 году оказался на грани банкротства. В последующие годы, вплоть до 2010, из Беломорского порта осуществлялась лишь отгрузка пиломатериалов, которая впоследствии также была приостановлена. Сегодня Беломорский порт функционирует лишь как пристань для пассажирского теплохода, ходящего на Соловки и обратно. Причём, несмотря на отсутствие хоть какой-то инфраструктуры со всех приезжающих туристов взимается портовый сбор.

 В 2011 году как на местном, так и на федеральном уровне озвучивались планы и проекты по восстановлению гавани. Собирались строить новый порт мощностью первой очереди 9 миллионов тонн грузов в год, включая перевалку угля и пиломатериалов, а вторая очередь порта предполагала увеличение мощностей до 15 миллионов тонн в год.  На начальной стадии действия программы в собственность ЗАО «Беломорский порт» даже было выкуплено имущество бывшего рыбного порта, включая угольный причал, здание радиостанции, шоссейная дорога, противоволновой мол и склад. Заключены долгосрочные, на 49 лет, договоры аренды земельных участков, на которых расположено имущество бывшего рыбного порта общей площадью 23,9 га. Выполнены предпроектные работы по строительству промежуточной железнодорожной станции и внутрипортовой железнодорожной инфраструктуры. Проведено углубление морского подходного канала, строительство причальных сооружений, объектов системы навигационного обеспечения и управления движением судов, пункта пропуска через государственную границу РФ; строительство и оборудование угольного и универсального погрузочно-разгрузочных комплексов.

Планировалось, что на базе угольного причала и рыбного порта появится современный комплекс для перевалки грузов в объеме до 15 миллионов тонн в год. Финансирование проекта было включено в программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» и «Росграница» (2011-2016 годы), в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года, а также в Перечень приоритетных проектов Северо-Западного федерального округа.

Согласно технико-экономическому обоснованию, строительство основного комплекса заняло бы  всего год, а за четыре года порт должен был бы выйти на проектную мощность и привлекать более 1,5 миллиардов рублей ежегодно. 

Перспективность порта Беломорска объяснялась его удачным географическим положением и транспортной доступностью. Район обладает прямым и неограниченным выходом в северные моря и Атлантический океан. 

В дальнейшем Беломорский порт смог бы обеспечить кратчайший выход грузов из регионов Урала, Казахстана, Сибири, Китая в Северную Европу и обратно, поскольку водные пути соединяют город с пятью морями: Баренцевым, Белым, Каспийским, Азовским и Чёрным. Кроме того, проектируемый порт располагается вблизи важных транспортных узлов: железнодорожной станции Беломорск, автотрассы Петербург-Мурманск и Беломоро-Балтийского канала. Со строительством дополнительной железнодорожной ветки Ледмозеро-Кочкома, соединяющей республику с железнодорожной сетью Финляндии, стал возможен прямой выход из Беломорска в Европу. Шесть лет назад глава республики Карелия заявлял, что порт Беломорск должен войти в число приоритетных морских портов страны. Теперь эти прогнозы проговариваются снова, теперь уже вкупе с проектами по развитию Северного морского пути как самой лучшей дороги из Западной Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион. Белое море также входит в арктическую акваторию, потенциально задействован в арктических программах может быть и Беломоро-Балтийский канал, в ремонт и реконструкцию которого в 2010 году были вложены немалые деньги. Пока функционировал угольный порт, из Беломорканала приходили баржи типа река-море, затем перегружались на морские баржи – так что фактически «северный путь» здесь уже проложен.  

Среди вполне определенных перспектив Андрей Кячин, генеральный директор ЗАО «Беломорский порт», называет пассажирский порт, востребованный наряду с грузовым. Идея эта семилетней давности – тогда высказывалась мысль, что и назвать заново отстроенный объект можно «Морской фасад Карелии» по аналогии с петербургским «Морским фасадом». Из Беломорска идет одна из коротких дорог на Соловецкие острова, а желающих съездить туда много. Кроме того, на севере множество других малоизвестных и совсем неизвестных маршрутов. Так что реальна и туристическая составляющая проекта.


Но пока планы пока так и остаются планами. Хотя строить порты уже надо с опережением, с учётом будущих изменений в техническом, инфраструктурном обеспечении. На сегодняшний день конкретных планов по строительству и оснащению порта Беломорска в открытых источниках мы обнаружить не смогли. И изменений в его состоянии мы пока не заметили.


И ещё несколько фотосников для закрепления урока, так сказать...

Кирилл ГРАДОВ,

Фото автора

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вас могут заинтересовать также:

Капитан Джек Воробей был бы рад такому кораблю

Такое хитрое-хитрое Псковское море

5387 просмотров.
Теги: Соседи

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу