Будущее для России: перейдём на самообеспечение и выживем
Аналитик Сергей Переслегин в нескольких интервью для канала Социософт. TV на YouTube разобрал нынешнюю экономическую ситуацию в России, указал на ряд её преимуществ по сравнению с Западом и сделал прогноз на развитие страны после семилетия упадка.
В целом положение в мире Сергей Переслегин охарактеризовал как катастрофу - в смысле резкого ухудшения ситуации большинства: людей, бизнесов, стран. Сейчас, по его словам, разрушается устойчивая система стандартов, форматов и законов. Переслегин отметил, что в текущих условиях будут разрушаться любые организованности, а любые деньги, будут ли они в валюте, в золоте, в чём угодно, будут обращаться в прах, хотя бы потому, что вернется натуральный обмен. На данном этапе это касается России и Запада. В меньшей степени это касается Китая, в данный момент времени он затронут кризисом в слабой форме, но следующий кризис будет его собственным, поэтому он с ним столкнется тоже.
Россия перейдёт на самообеспечение
Суть происходящего в России, по мнению Сергея Переслегина, заключается в следующем: даже если санкции были бы в десять раз меньше, чем они есть сейчас, даже в этом случае полная перестройка экономики все равно была бы неизбежностью.
«При этом уровне санкций, с которыми столкнулась Россия, она не может существовать в той экономической модели, в которой она существовала, скажем, последние двадцать лет. Это значит, что нас ждёт серьёзная перестройка: переход с экономической модели на хозяйственную, переход с рыночной модели на производство с автаркией, переход с полулиберального рынка к совсем уж нелиберальному солидаризму. Когда этот переход закончится, мы в конечном итоге будем иметь работоспособную экономику», - считает эксперт.
Ещё в 2016 году, когда делали анализ технологий будущего, говорили о том, что эти технологии допускают в принципе два типа решений: так называемое облачное производство, когда никто не знал, где что делается, и человек мог заказать, что ему нужно, от шариковой ручки до турбины реактора, в сети.
Вторая версия развития ровно противоположная - появление производства в шаговой доступности, когда практически всё необходимое для жизни делается в масштабах даже не региона, а буквально населённого пункта, и это не Москва и Петербург, а сколь угодно маленькое поселение, условное село Петровичи Смоленской области, где производится всё, что необходимо жителям.
Шесть лет назад эта схема рассматривалась не в отношении к России, а в отношении к любому объекту в мире. Но теперь этот вариант эксперт считает единственно приемлемым для нашей страны. Выход для отечественной экономики, по его словам, производство шаговой доступности, что означает - хозяйствование, серьёзные меры автаркии (система замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой; экономический режим самообеспечения страны - ред.), при этом в условиях современных технологий.
«Автаркия вполне может иметь достаточно высокий уровень жизни, по меньшей мере, по базовым направлениям, то есть энергетика, продовольствие, жильё, по самореализации, культуре тоже всё будет нормально держаться. Как всегда будет проседать середина, как всегда будет меньше разнообразия, чем было, меньше выбора. Фактически мы будем находиться в ситуации старого Союза, но, разумеется, с учётом развития культуры, техники и так далее, что в общем увеличит некоторые наши возможности. В то время жить можно было совершенно нормально. Были огромные ограничения, но были довольно позитивные вещи, поэтому когда переход будет завершён в целом и в общем всё будет относительно приемлемо», - охарактеризовал Сергей Переслегин модель России будущего.
Указал он и на другой признак автаркии - это достаточно большое количество выживших крупных бизнесов: «Сейчас Россия как загнанный зверь, атакуют со всех сторон, любые возможности внешних действий тут же блокируют. Любой крупный бизнес в России в таком же положении находился всегда. Пять лет назад его постоянно атаковала налоговая, местные органы управления, центробанк. Тогда делали в масштабе предприятия то, что сейчас делает Россия в масштабах страны - уходили в автаркию, «закукливались». Большая доля производства внутри периметра, это доля производства в действительности никак не оплачивается или оплачивается виртуальными деньгами, эти транзакции не учитываются во внешнем мире. Только когда ты выходишь за периметр, то есть продаёшь в конечном итоге товар на внешний рынок и получаешь оттуда деньги, только это выходит за периметр. Всё, что можно сделать внутри, делается внутри. Так что конкретно в условиях России практически любой выживший бизнес только этим последние много лет и занимался, это можно назвать «феодальной моделью производства».
В модели солидаризма будут развиваться компании, в значительной мере объединённые с государством. Но при этом государство брать на себя ответственность за все транзакции и любое производство точно не собирается, поэтому будет дальше расширяться модель госкорпораций. Они, как показал опыт последних лет, могут вполне вменяемо развиваться и расти. «Мы всю жизнь ругали «Роскосмос», и справедливо, но, с другой стороны, «Росатом», который очень прилично развился, более того, выиграл конкурентную борьбу в мировом масштабе. «РЖД» очень неплохо развивалась, «Росгидро» неплохо развивалась. Нужно внимательно смотреть на модели госкорпораций. Развитие будет идти в этой логике. Будут новые госкорпорации, будут другие названия, они могут называться не госкорпорации, а региональные корпорации, но это не поменяет логики, развитие будет именно в этом направлении», - предположил Сергей Переслегин.
Придётся снова пережить 90-е
Вопрос физического выживания для России не стоит, заметил эксперт. Для страны плохо то, что экономика России последние семь лет была открыта, несмотря на то, что начиная с 2014 года шёл разговор про импортозамещение.
«Крупный капитал в общем это всё игнорировал с учётом его связи с западным капиталом. В ещё большей степени это игнорировали финансовые лобби, привязавшее Россию к западной валюте, к её курсу, соответственно, к её финансовым институтам», - сказал Сергей Переслегин. Первое, с чем мы столкнёмся, по его словам, это финансовые потери, рост курса доллара и фактически уничтожение всех накопленных россиянами сбережений, падение уровня акций.
«Мы с вами живём в капиталистическом государстве, а вовсе не при социализме, а это означает, что наши капиталистические и олигархические элиты безусловно будут выходить из кризиса за счёт населения. Их положение незначительно ухудшилось, оно, конечно, ухудшилось, но при этом осталось вполне благоприятным. Что будет с остальными, им не очень важно. Помните как говорил Чубайс, сколько-то там миллионов не встроятся в рынок - это их проблемы. Сейчас будут говорить, что сколько-то миллионов не встроятся в положение осаждённой крепости - это их проблемы», - пояснил Сергей Переслегин, и напомнил слова миллиардера Олега Дерипаски о том, что нужно "кончать с этим госкапитализмом". «Он не имел в виду отказаться от олигархии, он имел в виду отказ от существующей системы взглядов. Его слова: "Надо увольнять фантазёров и фантастов с презентациями и принимать на работу кризисных менеджеров". Но кто работал кризисным менеджером или работал с кризисными менеджерами, великолепно знают, что базовая задача этих людей - увольнение. То есть фактически Дерипаска сейчас озвучил, что будут массовые увольнения, причём они пойдут и в среднем классе, и уж тем более в низших классах», - пояснил эксперт. То есть это массовая безработица. Понятно, что олигархат не будет работать в логике "давайте мы поддержим людей на работе и будем платить им минимум, чтобы народ выжил". Ничего такого делаться не будет. Люди увольняются с работы, у них резко ухудшается финансовое положение. Многие из них к тому же закредитованы. Новая система, новые ставки ЦБ вообще не дают возможности людям брать кредиты. «То есть у нас фактически будет разрушена система как индивидуального, так и бизнес-кредитования, а доступа к западным кредитам у нас уже и так давно нет. С этой ситуацией начнётся схлопывание внутреннего рынка, которое закончится "стадией 90-х", то есть практическим переходом к немонетарной экономике при совершенно ненормальном уровне инфляции», - сказал Сергей Переслегин. Он сам откровенно высказался, что не хочет переживать 90-е ещё раз, но всё же заметил, что будучи страшным, это не является катастрофой: «В конце концов один раз мы их пережили, и в общем будет примерно то же самое».
Эксперт напомнил: в 1991 году начались катастрофические реформы советской экономики, был колоссальный рост доллара, колоссальное обнищание масс. Какое-то время не было в общем ничего, включая необходимого для выживания. Шоковая терапия привела к тому что старая экономика буквально за несколько месяцев оказалась полностью уничтоженной, экономическое падение достигало 67-70%. Даже минимальные оценки - это где-то в 2-2,5 раза хуже, чем самые худшие моменты Великой депрессии в США. Ситуации начала чуть-чуть выправляться, затем был сделан еще один удар дефолтом 1998 года. «Кстати, нас предупреждают, что в апреле-мае возможен следующий дефолт такого же типа, что вполне реалистично», - дал прогноз Сергей Переслегин.
Где-то с начала нулевых начался реальный устойчивый заметный рост экономики, в периоде 2003-2004 годов уровень экономики уже поддерживал нормальное человеческое выживание, потом было где-то десять лет «золотого века».
Стандартное время смены экономической модели - это семь лет. То есть за эти семь лет разрушается предыдущая модель, через неё «прорастает» новая модель, и это новая модель интегрирует в себя всё, что можно было забрать, и на следующем этапе начинает брать разгон. «Соответственно, мы должны ожидать достаточно тяжелого семилетия, примерно сравнимого с тем, что было в 90-е. Само собой разумеется, тогда разрушили плановую экономику, на её основании сделали рыночную. Сейчас разрушится рыночная экономика, на её основании будут делать экономику солидаризма. Тогда шок мы избрали сами, сейчас шок нам создают внешними действиями. Несколько лет мы должны ожидать достаточно серьезных трудностей. Но тогда государство полностью игнорировало социальную сферу, сейчас оно будет пытаться во всяком случае часть удара по наименее обеспеченным слоям населения снизить мощность удара», - пояснил Сергей Переслегин.
Будем сыты, но без iphone 29
И всё же, по словам эксперта, разница с 90-ми есть и она в том, что у нас накоплено больше резервов. Из других преимуществ - что улучшилась ситуация в сельском хозяйстве и всё хорошо с атомной энергетикой. То есть тепло и свет, вместе с ним и удобрения, и сельское хозяйство - здесь, как заметил Сергей Переслегин, имеется достаточное число наработок.
В целом население надёжно обеспечено IT-техникой, смартфонами, планшетами, компьютерами. «И хотя новых будет не получить и через какое-то время в этой ситуации мы чётко будем отставать, но не исключено, что iphone 29 будет отличаться от iphone 28 намного меньше, чем iphone 4 от 5. Накопление фонда бытовой и компьютерной техники велико, и семилетие она проработает. Какое-то время действительно можно будет прожить без внешней торговли и семьям и целым корпорациям», - сказал эксперт.
Но даже при таком раскладе с электроникой и комплектующими к ней всё не так страшно, потому что восточную линию через Китай никто не отменял. Хотя цена зависит прямо от курса доллара и с учётом того, что фирмам придётся везти такой товар в Россию обходными путями, каждая из них будет ставить здесь на свой риск, на его покрытие, и это будет рост где-то на треть. То есть в лучшем случае цены на электронику вырастут процентов на 60, а может и в два раза. Это означает, что для достаточно большой части нашего населения тот уровень, который люди привыкли поддерживать новыми телефонами, телевизорами и компьютерами, он в какой-то мере станет историей прошлого, опять же, как это было в 90-е. Когда в некотором плане существование домохозяйства в значительной мере зависело от того, что некоторая старые советская техника - двадцатипятилетний кухонный комбайн, тридцатилетняя кофемолка, давно уже развалившаяся, проклеенная скотчем, как-то ещё продолжали работать и дожили до нулевых, когда ситуация стала лучше. Сейчас, возможно, будет то же самое с электроникой.
Для людей, которые привыкли к иному уровню жизни, чем был в Советском Союзе, нынешняя ситуация будет шоковой. Привыкли путешествовать по всему миру, ходить на любые сайты и получать любую информацию, в общем и целом привыкли минимально трудиться и получать за это хорошие деньги. «Вот от этого придётся отвыкать, это будет шоковой терапией. В кризис исчезают деривативные формы деятельности, без которых можно обойтись, зато повышаются цены базовых форм, без которых обойтись нельзя. Поскольку мы привыкли к очень хорошей жизни, ощущения могут быть весьма неприятными», - пояснил Сергей Переслегин.
Кирилл ГРАДОВ
по материалам https://www.youtube.com/watch?v=rZRnY7ponpY
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
Эстонцы в числе первых ощутили последствия антироссийских экономических действий
Нам нужна не "зелёная энергетика", а централизованное управление, уголь и газ
На территории России может появиться Новая Атлантида
Поделиться с друзьями: