Почему у редактора медиа станет ещё больше функций и кто проверит факты на достоверность
В 2019 году вышел свежий путеводитель профессий будущего - «Атлас новых профессий». Нашлось в нём место и для обзора специализаций в медиасфере. Журналистику как профессию со счетов не списывают – специалисты будут нужны даже с развитием цифровых технологий до того уровня, какой сейчас нам прогнозируют через 50-100 лет. Профессия будет существовать и будет востребована, считают авторы путеводителя, хоть и с поправкой на серьёзные изменения в процессе передачи информации от первоисточника к потребителю.
Писать могут все, даже машина
По прогнозам, станет выше запрос на работников медиа, умеющих формировать определённую картину мира у широкой аудитории. Медиаресурсам вместо того, чтобы предоставлять людям максимум информации, как это требовалось от них ещё 30 лет назад, теперь приходится выполнять функции фильтрования информации. Читатель регулярно посещает сайт издания, потому что ему в силу разных причин близки и понятны те сюжеты и мнения, на которых журналист акцентировал его внимание. Задача автора публикации сейчас зачастую не в том, чтобы привести разные мнения и хотя бы попытаться нарисовать близкую к объективной картину мира. Легче потакать желанию читателя видеть то, что он хочет видеть: тем более, у любого пользователя соцсетей сейчас есть возможность настроить новостную ленту в соответствии с интересами и читать, опять же, только людей одной с ним точки зрения. Так можно делать, и так многие делают, но такая самоизоляция опасна: когда не видишь и не знаешь мнений несогласных с тобой людей, кругозор сужается, а картина мира становится беднее – сознание попадает в «информационный пузырь», выражаясь словами авторов путеводителя. Тем не менее, медиаресурсы продолжают развивать в этом направлении: «В будущем пользователь сможет сам формировать информационный поток и определять принципы его редактирования. Для этого будут разрабатываться медиапрограммы—поисковики, сортировщики и преобразователи информации, способные создавать индивидуальные информационные подборки по запросам потребителей» (цитата из «Атласа»). Наполнять ленту новостей могут зачастую не журналисты, а так называемые контент-мейкеры, люди, которые часто становятся свидетелями интересных инфоповодов и делают из них интересный пользователю контент. Даже машина уже конкурирует с человеком в сфере медиа.
Автоматизацию не остановить, в 2019 году почти треть контента, публикуемого Bloomberg News, была создана с помощью алгоритмов, частично автоматизирующих процесс, а австралийская версия издания The Guardian в прошлом году выпустила текст, полностью написанный искусственным интеллектом. И всё-таки это не значит, что машина заменит профессионала. «Журналисты останутся работать в форматах, требующих больших творческих талантов, например в авторской журналистике. А в репортажах из опасных зон (горячих точек, мест, где произошли катастрофы, и т. д.) вместо людей-операторов будут работать дроны», - таков прогноз авторов «Атласа».
Со временем технические возможности позволят публиковать контент на сайте любой страны без его адаптации – перевода на язык носителя, потому что локализация контента под потребителя будет производиться автоматически, например, фильм, снятый на русском языке, не надо будет озвучивать заранее для англоязычной аудитории: голос героя будет накладываться во время трансляции.
Писать придётся коротко и по делу
Печатные газеты сейчас мало кто читает, интернет-издания, в основном, читают с мобильных устройств, реже – с ноутбуков. Конечно, всегда найдутся пользователи, которым достижения цифровой эпохи придутся не по вкусу – у них, как правило, или нет желания осваивать новые программы или достаточно сильная привычка к старому формату. Прогрессивно настроенная молодёжь может радоваться: новости можно будет читать на самых разных переносных устройств, в качестве которых смогут со временем выступать аксессуары вроде очков, контактных линз дополненной реальности, элементов одежды. Пока контакт медиа с потребителем будет чисто визуальным, журналистам придётся поработать с объёмом и существенно сокращать контент, адаптируя его под новые передающие устройства. В будущем могут быть внедрены новые технологии воздействия на человека – через обоняние, тактильные ощущения, вкус. В качестве примера в «Атласе» приводятся контекстно-зависимые игры: например, Zombies, Run!, которая помогает стимулировать к здоровому образу жизни и разнообразить бег – для многих не слишком увлекательное занятие.
«В долгосрочной перспективе можно будет получать большое количество информации о пользователе по его поведению на медиасайтах — начиная от его политических пристрастий и заканчивая эмоциональным состоянием. Это позволит еще больше персонализировать контекстную рекламу. Например, если анализ вашего поведения в соцсетях и поисковиках будет говорить о том, что вы пережили разрыв, вам чаще будут попадаться подборки типа «Как снова поверить в любовь». Кроме того, поскольку медиа становятся более интерактивными, это дает новые возможности для продакт плейс мента. Например, можно будет кликнуть на костюм актрисы в фильме, который вы смотрите по умному телевизору, чтобы узнать, где его купит», - говорится в «Атласе».
Кто ответит за комфорт в виртуальном мире
Одна из возможных профессий в медиа будущего – специалист по проектированию решений, позволяющих работать, учиться и отдыхать в виртуальной реальности и разработке софта и оборудования под потребности потребителя. Работодатель будущего, у которого в компании появится такая вакансия, скорее всего, оценит умение системно мыслить, способность к коммуникации, владение языками, опыт работы программистом, понимание робототехники и особенностей работы с искусственным интеллектом, креативность.
Эмоции под контролем
Другая профессия из «Атласа» - дизайнер эмоций. Такой специалист будет занят созданием эмоционального фона контента и доставкой такого «приправленного» как надо контента к потребителю. Задача дизайнера эмоций – чтобы человек испытал те ощущения, которые задумывались и планировались при создании контента
Культурный сомелье – продюсер смыслового поля
За формирование у читателя общей картины мира будет отвечать отдельный человек - продюсер смыслового поля . Его задача – фильтровать контент и выстраивать подвластные ему медиапотоки так, чтобы у пользователя «сложилась» определённая картина мира.
Безопасность прежде всего
Сейчас функцию стража порядка в медиасреде выполняет Роскомнадзор. Но в будущем не исключён рост киберпреступности и злоупотребления информацией, так что функция надзора за соблюдением законов выделится в отдельную профессию медиаполицейского.
Стиль во всём – даже в подаче информации
Сейчас поток контента предлагается человеку в виде подборки рекомендаций – которые основаны на таргетинге или поисковых запросах. Регулируется выдача информации агоритмом, разработанным по заказу рекламщиков или топ-менеджеров социальных сетей. «В дальнейшем желание человека формировать подобный поток для себя вне чьего-либо влияния породит спрос на аналогичные алгоритмы, которые он будет либо писать под себя сам, либо делать на них индивидуальный заказ специалистам», - пишут авторы «Атласа» и прогнозируют появление профессии инфостилиста, человека, который будет подбирать информацию и стиль её изложения в соответствии под каждый конкретный запрос.
Факты должны быть достоверными
Из-за растущего количества фейковых сообщений в СМИ, назрела необходимость проверять их достоверность, чем собирается заняться Илон Маск, разрабатывая соответствующий ресурс. В будущем проверка информации может стать повсеместной практикой, так что будут востребованы услуги фактчекера – специалиста, который проверит изложенные в медиа факты на достоверность. Он «может работать как для специализированных ресурсов, выкладывающих рейтинги качественных и правдивых медиа и журналистов, так и по заказу требовательного потребителя информации, например, в паре с инфокуратором» (цитата из «Атласа»).
У редактора станет больше функций
Редактор агрегаторов контента, так называется профессия специалиста, который будет отвечать за каналы информации, подбирать соответствующий ожиданиям пользователей контент, настраивать программы- поисковики, агрегаторы, автоматические анализаторы информации и репортажные беспилотники. Специалисты в этой области уже есть, но со временем контроль за агрегаторами контента станет одной из многочисленных обязанностей редактора.
Искусственный интеллект уже умеет писать стихи и сценарии
Нейросети, как выяснилось, можно настроить для работы над творческими задачами. Заниматься этим будет компетентный человек – куратор креативных нейросетей. Он же будет координировать взаимодействие нейросетей с людьми.
Появление профессии обусловлено способностью искусственного интеллекта не только к аналитике, но и к творчеству тоже – подтверждено фактами: в 2016 году искусственный интеллект, созданный разработчиками «Яндекса», сочинил стихи в стиле Егора Летова.
Не нравится сюжет фильма – придумай свой
Влиять на сюжет сериалов и фильмов зритель может и сегодня. Правда, для этого видео должно быть отснято в новом формате – интерактивного фильма и сериала. Из того, что уже снято и выпущено – сериал «Мозаика» С. Содерберга, сериал «Чёрное зеркало». И там, и там пользователи могут менять ход действия. Будущее, считают авторы «Атласа» за подобным контентом, и составлять сценарии интерактивных видео будет сценарист интерактивного кино/сериала.
Блогеры будут продавать контент СМИ
Блогер на языке «Атласа» называется частным контент-мейкером. Его функции в медиа будущего в общем те же, что сегодня – он может вести свой канал или занять занять какую-то нишу в крупном медиа - продавать частные репортажи или инфоповоды. Meduza и Lifenews, к слову, уже активно сотрудничают с интернет- пользователями.
Чтобы взяли на работу, надо нестандартно мыслить
Само участие в жизни медиа будущего и уж тем более профессиональный рост во многом зависят от способности специалиста мыслить широко и нешаблонно. Одна из профессий, в которой эта способность особенно важна - архитектор трансмедийных продуктов, который проектирует контент и сервисы сразу для нескольких каналов – например, для телепередачи и игры. Архитектору предстоит «выстроить убедительную систему взаимодействия между разными форматами (согласованность образов персонажей и взаимосвязь/дополнительность происходящих с ними историй). Например, в одной из американских школ в рамках художественного проекта ученики зашифровали текст стихотворения в программный код, затем перевели его в обучающую программу Scratch, позволяющую создавать анимацию, а потом в LEGO Mindstorms EV3 — язык программирования роботов. А в интерактивном онлайн- сериале для детей “Inanimate Alice” используются и текст, и видео, и картинки, и интерактивные игры» (цитата из «Атласа»).
Журналистика будущего, можно сделать вывод, дочитав раздел «Атласа» про медиа – это журналистика новых технологий. Освоение программного обеспечения, надо думать, не составит труда, для поколения, которое выросло «на компьютерах» и воспитано в кружках робототехники. Но «ядро» профессии журналиста – навык общения с людьми, без которого ценной информации не добыть и не составить авторского текста, и не научиться объективно оценивать происходящее – этому всему надо учиться у людей же, перенимая ценный опыт профессионалов.
Мария ХАЗОВА
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ
Поделиться с друзьями: