Все мы здесь «лимита»
Когда у тебя за плечами больше шестидесяти лет взлетов и падений, вдохновения и творчества, приобретений и утрат, тогда наступает особое время…
Контекст с Тамарой Фельдшеровой
Божья милость
«После шестидесяти – каждый год - это Божья милость». В свое 65-летие эти слова произнес Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Я часто их вспоминаю. Больше того, я теперь с ними засыпаю и просыпаюсь. Потому что ищу ответ на вопрос. Божья милость – во имя чего? Еще какого-то количества лет на этой прекрасной земле?
Прекрасной, если у тебя есть дело, которому ты служишь и при этом можешь видеть голубое небо и яркое солнце, загадочную луну и лучистые звезды, цветы и деревья, плавный бег полноводной реки и игривость ручья, слышать заливистый смех детей, шелест дождя и ветра в листве, ступать босыми ногами по нагретой солнцем траве…
А если все иначе?
Если никакого Дела с большой буквы у тебя нет, если ты просто пенсионер, хотя бы и семи пядей во лбу. Ты все равно никому не нужен, потому что другим, хотя и вовсе без «пядей», но молодым - нужно место под солнцем. А взамен шелеста дождя и прочего – то в одном, то в другом уголке земли - взрывы, кровь, боль, стоны, крики ужаса и обыкновенная нищета. И загаженность, оскверненность земли и человеческой природы. И чем дальше, тем хорошего меньше, а плохого – больше. И больше неискренности, лжи и предательства.
И люди в массе своей становятся все более и более примитивными существами. Их давно не волнует смысл жизни. Одеться, обуться, не голодать, найти или сохранить крышу над головой… Вот чем заняты сегодня умы, многие из которых были рождены для великих открытий. О тех, кто нежится во дворцах и бассейнах за счет других – говорить вообще не стоит. Как и о многих из тех, кто представляет большую власть. «Белыми и пушистыми так высоко не забираются». Этот путь как раз и вымощен ложью и предательством, а порой и полит кровью. Так зачем же такая «Божья милость»?..
Несправедливый миропорядок?
«Как примирить Бога и миротворение, основанное на зле и страдании? – это вопрос русского философа Николая Бердяева в знаменитой работе «Русская идея». Бог – Творец этого мира отрицается во имя справедливости и любви. В этом исток атеизма. Власть в этом мире злая, управление миром дурное. Нужно организовать иное управление миром…». Бердяев пишет, что народ на Руси испокон веку видел во власти зло. Так, может, дело не только и даже не столько в Божественном промысле?
Священники объясняют верующим, почему Бог допускает зло. По их версии он долго терпит и взывает к нашей добродетели. Бог – это любовь. Но однажды долготерпение Бога иссякнет, и тогда наступит конец света, и каждый за свои деяния ответит на Страшном суде. Но люди, творящие зло на земле, не боятся ни конца света, ни Страшного суда. Одни – не верят «в эти сказки», другие – кладут земные поклоны, надеясь отмолить грехи…
Великий грех
Как больно и стыдно слышать и видеть с помпой подаваемые в теле- и радиоэфире факты о том, что ветераны Великой Отечественной войны получают квартиры. Через 70 лет после Победы! Сменились поколения, даже если просто иметь в виду продолжительность жизни в стране по официальной статистике. Сколько же лет понадобилось могучей державе, претендующей на роль лучшей в мире и воспевающей свои победы, чтобы дать жилье всем, кто спас ее и мир от фашизма. Мне кажется о том, что ветеранам сейчас дают квартиры надо стыдливо молчать, а не звонить «во все колокола». Потому что это «добро» многие десятилетия было огромным грехом, который не отмолить, даже если лоб расшибешь.
«Жизнь после жизни»
Пока работаешь, делаешь карьеру, творишь, растишь детей, решаешь большие и маленькие проблемы - кажется, что этому яркому круговороту не будет конца. Но вот наступает время, когда приходит страшное слово «дожитие». Уровень жизни резко падает, телефон замолкает, тишина сгущается… Есть, конечно, счастливчики - даже не из олигархов - те, кто не только самозабвенно отдавался работе, творчеству, профессии, но и крепко дружил при этом с властью и грамотно заботился о собственной старости и «черном» дне. Они избежали горькой участи и живут не на нищую российскую пенсию и крошечное пособие Ветерана Труда или инвалида. Цветники и особняки, пруды и лилии, лебеди, беседки, шикарные террасы - согревают их старость и мудрость. Но как же их мало, Господи! Все, конечно, получат от Тебя то, что заслужили, но за что же такой стыд в нынешней жизни?
Кризис заставил нас в дискуссиях на площадках СМИ (немногих, увы!) говорить правду о том, что мы – нищая страна, где даже работающие люди не могут позволить себе поехать в отпуск и сокращают покупки до самого необходимого. Но об этом - только в дискуссиях на площадках, где «выпускают пар». В речах официальных у нас сплошные достижения и делаем мы все правильно, в какой бы помойке в данный момент ни находились. (Про помойку – сугубо авторское, в официальных речах не употребляемое.) У нас ведь, как всем известно, в телевизоре жизнь одна, а на улице и на кухне – другая. Удивительно, что при этом до сих пор не так уж трудно разбудить наш патриотический дух, спев по тому же телевизору пару зажигательных державных песен.
Память: мифы и реальность
Недавно в Екатеринбурге торжественно открыли музей Бориса Ельцина. Выступившая на открытии жена бывшего Президента РФ Наина Ельцина с удовлетворением отметила, что мы, наконец, перестали следовать давней традиции – во всем винить бывших руководителей, обливать их грязью и предавать забвению. Заслужил ли Ельцин почтительную память и потраченные на помпезный музей средства? На мой взгляд, нет. Больше того, это «увековечение памяти» многих оскорбило. Ладно, позорные поступки – знаменитое падение с моста, дирижирование оркестром за границей в пьяном виде и прочее. А вот развал Советского Союза вопреки результатам референдума целые поколения никогда ему не простят. «Лихие» девяностые тоже «эпоха» Ельцина. В общем, хлебнул российский народ горя при Ельцине выше всякой меры. А теперь создаются мифы – для будущих поколений. Одно можно считать положительным – Ельцин возложил длань на Владимира Путина – первого молодого, здорового и, главное, трезвого российского правителя. Хотя его дела – и плохие, и хорошие - отдельный разговор.
И еще о памяти
Не с Ельцина надо менять традицию забвения, хотя менять ее действительно нужно. Вспомните, сколько известных, знаменитых людей ушли в небытие, забытые и всеми брошенные. Знаменитые артисты, за всю жизнь так и не получившие квартир или необходимого лечения и умершие в страшной нищете.
Анна Герман – любимая певица советских людей, с уникальным голосом и трагической судьбой. Всю жизнь надрывалась, чтобы построить для своей семьи дом. Но так и не смогла. Когда она умерла, дом уже был куплен, но в нем еще не было мебели… А ведь ею восхищался и до сих пор восхищается мир. Разве это справедливо? Разве по - Божески? И – разве по-человечески? Но Анна Герман все же полька, хотя и знали, и любили ее больше в России, чем на Родине. А наши?..
Разные миры
А многие наши артисты, которые, прорываясь в большой артистический мир, всю жизнь были «лимитой». Да и теперь многие достойные того, тоже не могут заработать на квартиры в Москве… 200 тысяч долларов за квадратный метр. С вариациями. Как «примирить» это с уровнем жизни в стране? При средней зарплате по России 15-20 тысяч, 12 тысяч стоит билет в официальной кассе Большого театра… А «из-под полы» - тридцать и более. Разные миры. Другая жизнь. Другие люди. Несправедливый миропорядок. При этом – многомиллионные и многомиллиардные хищения во всех сферах. Примеров разоблачений немало. Но пока это лишь капля в море.
Тамара ФЕЛЬДШЕРОВА
Фото Игоря ДОКУЧАЕВА
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Все материалы в авторском проекте "Контекст с Тамарой Фельдшеровой"
Поделиться с друзьями: