Денис Дорохов: «Шутки про себя сам и пишу»
Участника команды КВН «Сборная Камызякского края», ставшей в прошлом году чемпионом Высшей лиги, Дениса Дорохова узнают по колоритным усам. Несколько лет назад во время репетиции к игре Денис отыгрывал персонажа, который должен был быть более взрослым. Он взял маркер, нарисовал себе усы и спросил: «Вот так я выгляжу взрослым?». Все шутки про себя Денис, в основном, и придумывает сам. Сейчас сценический образ «фрика» его не смущает, но в детстве Денис переживал из-за смешков в свой адрес. Недавно он вошёл в Попечительский совет нового благотворительного фонда помощи детям с физическими недостатками «Безразличия. Нет». Денис родился с расщелиной губы и не понаслышке знает о проблемах таких детей.
Обладатель звания короля Астраханского КВНа и актёр скетч-шоу «Однажды в России» Денис Дорохов о себе в КВНе, жизни и благотворительности.
- В КВНе, по вашим словам, вы оказались за долги. Задолжали кому-то хорошего настроения?
- Теперь это, видимо, будет меня преследовать (смеётся). А ведь наш куратор Артём Усов предупреждал… Этим словам уже много лет. На том интервью я старался дать смешной ответ на каждый вопрос, отнёсся к нему очень несерьёзно. Конечно, в КВН я попал по-другому. В Астрахани поступил в политехнический колледж, и в «день первокурсника» увидел, как выступает команда КВН колледжа. До этого я смотрел КВН только по телевизору, а тут он совсем рядом, на сцене колледжа. И в зале была настоящая истерика. Но команда состояла из пятикурсников, и они искали себе замену. Мы с другом пришли на «кастинг», было это 2002. С тех пор я на год максимум уходил из КВНа, и то параллельно где-то он шёл для меня. Это неотъемлемая часть моей жизни.
- Помните своё первое выступление?
- Конечно! Астраханский театр юного зрителя, много народа. Очень волновался. Мои родители сидели в зале, мама сказала, что у меня даже вены набухли. Но всё прошло хорошо. Из меня тогда сделали, что называется, «фрика», образ постепенно «приклеился».
- У вас действительно самый запоминающийся образ в команде. Такие «фрики» очень украшают выступления, придают изюминку. Но необидно, что в этой роли оказались именно вы?
- Честно скажу, до сих пор иногда проскальзывают мысли, что, может быть, я неправильно себя позиционирую. Но, с другой стороны, мне весело. Большинство шуток для себя и про себя я пишу сам, высмеивая что-то в себе. Мне хотелось, чтобы люди смеялись. И потом, они же не просто так смеются, а в нужных местах. Смех продлевает жизнь… Даже если не брать эту философию, смех помогает забыть о каких-то своих личных проблемах, расслабиться, перезагрузиться. И если у меня получается это делать и помогать людям в какой-то степени, то я в этом вижу только плюсы.
- По Жванецкому, «лучше пусть надо мной смеются, чем плачут»?
- Да-да, это факт! Комедия, юмор, я думаю, в нынешнее время очень важны. А серьёзные роли… Думаю, они тоже будут. Я к этому иду, начал учиться. Уже три месяца учусь в театральной школе. Мотиватором был Аль Пачино. Представляете, он до сих пор учится! Когда я узнал об этом, был поражён: человек добился очень многого, стал легендой, но после съёмок продолжает учиться с молодыми актёрами. Думаю, если он учится, мне уж тем более надо. Я же вообще без актёрского образования.
- Театр или кино больше привлекают?
- Театр – невероятно сложный вид искусства. Без дублей, без права на ошибку в определённое время ты должен быть на сцене и донести эмоциональный посыл. Для меня это очень интересно. Пока играю только в учебных спектаклях. Узнаю много нового. Стремление к кино тоже есть. В общем, я за любое творчество. Пусть это будет маленькая роль… Но в Большом театре (улыбается).
- Пока нет актёрского образования, зато есть юридическое. Как попали на юридический?
- Просто больше ни в чём себя не видел на тот момент. По-моему, я посмотрел какой-то фильм с Томом Крузом, где он играл адвоката. Сейчас понимаю, что в большей степени меня зацепила актёрская игра, а не суть образа. По сути, с самого начала обучения пошёл в КВН. Хотя во время учёбы уже в институте работал в «Газпроме» юристом, потом перешёл на должность в экономическом отделе, вёл статьи расходов.
- И клерк, и КВНщик…
- Кстати, именно в тот момент я покинул КВН. Мне казалось, я сделал правильный выбор в пользу серьёзной жизни. У меня появилась семья. Считал, что нужно жить по навязанному шаблону, что нужно работать в хорошей компании, чтобы обеспечивать семью. Но где-то в душе КВН меня не покидал. Ходил на местные игры, продолжал общаться с командой. В какой-то момент вернулся, играли тогда в местной лиге. И тогда мы начали активную подготовку к Сочи.
- Работа не мешала?
- Ещё как мешала! В какой-то момент я понял, что не испытываю кайфа. Выполнял свою работу достаточно хорошо, росла зарплата, но в один момент команда сказала, что едет в Сочи с целью попасть в телевизионную лигу. Взял отпуск за свой счёт. Мы поехали и попали в премьер-лигу. Первая игра там была в феврале или марте. Опять взял уже обычный отпуск, а потом отпускать перестали. Эфиров ещё не было, снималось всё, но показываться должно было только через полгода. Поэтому мало кто из коллег знал, что я езжу на КВН. Но был у нас один такой Юрий Робертович, замначальника военизированной части, он как-то сказал: «Ты вот КВНом занимаешься, зачем тебе «Газпром»? Я в молодости был классным тенором, профессионально пел, выигрывал конкурсы. А потом ушёл на казенную службу, о чём жалею до сих пор». Всё это с матом, очень эмоционально, он вообще такой прямой по жизни. Посоветовал не совершать ошибку и сделать шаг именно в пользу того, чем я хочу заниматься.
- Получается, благодаря Юрию Робертовичу…
- Да вкупе как-то. Когда меня начальник не отпустил на игру в Москву, был в абсолютной прострации. Ехал домой и мучительно думал. Но позвонила директор команды Ирина Илюхина и в боевой форме сказала, что надо ехать. Добрался до дома, собрал чемодан и метнулся в аэропорт. Оттуда позвонил на работу…
- Уже, видимо, на бывшую.
- После возвращения отработал две недели, выдали трудовую. Семья в шоке. Начались очень сложные времена. Было много метаний, правильно ли я поступил или нет. Родился сын, и мы попали в Высшую лигу. Два счастливых события! Но КВН не приносил ещё вообще никаких денег, устраиваться на работу тоже не получалось, потому что нужно было ездить каждый месяц на игры. Тогда устроился в такси, получал 700 рублей за ночь…
- Пассажиры узнавали?
- Ну да, уже были эфиры, отсюда много смешных моментов. Люди садились, видели меня за рулём, до последнего ехали и присматривались, а потом всё-таки спрашивали: «А это же вы?». Смотря кого вы подразумеваете… Считаю, что всё это мне очень помогло. Все эти трудности. Огромное спасибо моей жене, которая выдержала. Денег практически не было. Меня тоже. Если приезжал, всё время был за рулём или на репетициях. Но сложности и нужны, чтобы их преодолевать. Результат обычно того стоит.
- Показательно для молодых КВНщиков.
- Без сложностей добиться чего-то в КВНе ни у кого не получилось. Просто у всех разные сложности. Моя история не панацея. Но точно знаю, что нужно заниматься любимым делом. Может, человек понимает, что КВН – это не его, или это так, временная юношеская забава, тогда зачем себя надрывать. Любая профессия позволяет достичь больше, если она нравится.
- А разве для кого-то он начинается не как юношеская забава?
- Да вряд ли. Кураж, забавное времяпрепровождение, прогулы пар. Но вот я однажды понял, что когда стою на сцене, я испытываю такие чувства, которые не могу описать. Наверное, если человек испытывает такие чувства - это оно. Ты говоришь - зал реагирует. В какой-то степени ты управляешь массой людей. Это каждый раз стресс, но, преодолевая его, ты испытываешь ни с чем несравнимый кайф. Я до сих пор волнуюсь перед выходом на сцену. Но считаю, что если перестанешь волноваться – можно искать другой род деятельности. А пока есть волнение за то, что ты делаешь, нужно делать.
- Приезжая в Астрахань, вы работаете с молодыми КВНщиками?
- Сейчас я отошёл от этого. Уже не получается из-за того, что живу в Москве. Если люди сами зажгутся, помочь могу. Но как работать с немотивированными? Зачем? Когда заставляешь, плохо получается. Астраханский КВН пошёл на спад. Потерялось желание людей быть в этом процессе. Это превратилось просто в выступления. А мы живём и жили КВНом. Нам не давали помещений под репетиции - мы собирались на улице. Писали на коленках, шёл дождь, всё смывалось. Мы горели. Но мы надеемся, что наша замена в Астрахани появится.
- Сейчас там уже явно не спрашивают «а это вы?».
- Ну, конечно. Люди в восторге естественно. Для них осознание того, что имя сборной Камызякского края звучит на всю Россию и страны ближайшего Зарубежья, очень круто. Много слов благодарности. Спасибо нашим фанатам, людям, которые любят наше творчество. Это огромный заряд. Это очень ценно, подстёгивает. Но и держит в напряжении – в какой-то момент понимаешь, что планку задрал и теперь не имеешь права её опускать.
- В «Сборной Камызякского края» нет девушек…
- Кроме наших замечательных директора и костюмера! Когда мы были сборной Астрахани, у нас были девочки в команде. На начальном этапе, когда это ещё не работа, девушка в команде немного разлагает атмосферу. Отвлекаешься на всякие инстинкты. Ну и просто – с пацанами у нас были зарядки, ранние подъёмы, мы грубо разговаривали друг с другом, не церемонились, а девушке скажешь – будет истерика. Наш худрук приходил и материл нас, и мы воспринимали это адекватно.
- …зато девушек много среди болельщиц. Вы всегда пользовались успехом у противоположного пола?
- Наверное, да. В первом классе в меня влюбились три девочки! Это был очень классный момент, они мне звонили и втроём в трубку кричали: «Денис, выбирай!». Я не скажу, что я какой-то донжуан, но…(улыбается)
- Дети с врождёнными дефектами внешности обычно тяжело адаптируются в коллективе. Проблема нашего общества в том, что в общественном сознании человек, отличающийся от большинства, становится как бы маркированным. Его особенности связываются с нелепыми суевериями или навязанными предрассудками, из-за чего он может стать изгоем. Получается, у вас таких проблем не было?
- Естественно, комплексы были всегда. Но как раз они начали появляться в более осознанном возрасте, а не в детстве. В пятом-шестом классе. Когда ты подросток, ты всех изучаешь подробно. И тебя тоже подробно изучают сверстники. Если есть какой-то дефект внешности, неважно, что это, ты начинаешь на этом зацикливаться, потому что все обращают на это внимание, говорят…
- Говорят или, кажется, что говорят?
- Да, говорят. Заметно же в любом случае. Потом я делал операции, всё уходило. Некоторые подбадривали: «Да ладно, ничего же не видно». Но я сам-то вижу. От этого никуда не деться, мне кажется. Отвергать это неправильно. Я такой, какой я есть. Надо изучать себя, понимать, видеть себя со всех сторон. Жить в розовых очках, мне кажется, глупо. И, кстати, меня негативное отношение людей только закалило. Я очень много дрался, мне было всё равно, кто передо мной. Кто-то наезжает – меня клинило. Чётко начал понимать, где я прав, а где нет. И я был прав в случаях, когда меня подстёгивали по поводу этой проблемы… Да нет, не проблемы, штуки.
- Операции, вы сказали, проходили в несколько этапов?
- Да, первая совсем при рождении. Даже, по-моему, несколько их было. Потом в 11-12 лет сделали ещё несколько операций. И ещё одну я сделал в 2014 году. Просто как зритель понимал необходимость хирургического вмешательства. Некоторые ракурсы напрягали… Да, и вообще, такие операции важны. Это же не только косметический дефект, из-за расщелины затрудняется дыхание.
- Недавно вы вошли в попечительский совет фонда «Безразличия. Нет», который занимается помощью детям с расщелиной губы и нёба. Какую цель вы ставите себе в этой роли?
- Мне хотелось бы донести в первую очередь родителям, что не стоит испытывать чувство вины. Считаю, что этого делать нельзя. Прекрасно понимаю, как это сложно. Ты родитель, и видишь своего ребёнка, граница трезвого осмысления размывается. Родители вбили себе в голову что-то – и всё, ничего не попишешь. Вспоминаю, как мои родители вели себя. Была придумана легенда, что в полтора года я упал с лестницы… Не могу их судить, но точно знаю, если родители не будут испытывать чувства вины, то у ребёнка будет меньше ощущение, что он какой-то неправильный.
Я хочу, чтобы пришло понимание: всё возможно, всё исправимо, сейчас и технологии улучшаются, жизнь не останавливается.
Есть слабые люди, хочется их поддержать, объяснить… Хотя для себя я даже не сформулировал, что объяснять, я не светило челюстно-лицевой хирургии. Хочется просто разговаривать. Говорить о том, что со мной происходило. Может быть, люди сделают какие-то выводы. Хочется, чтобы те, у кого нет возможности сделать операцию, смогли получить помощь. Это на самом деле важно. Хочу, чтобы поменялась модель отношения…
- Очень масштабная цель: изменение модели отношения в обществе. Вашу жену вы завоёвывали очень долго – 7 лет. Всегда достигаете своих целей?
- Стараюсь! С женой разное было… По сути, процесс завоевания всегда происходит. Но на самом деле, она взяла всё в свои руки! Она мне просто в определённый момент начала говорить: «Давай свадьбу, свадьбу». Я тогда психанул, и мы расстались. Но через неделю я приехал, забрал её, сказал, чтобы взяла паспорт. Мы подали заявление в ЗАГСЕ. Без всякой романтики, без поджигания сердец. Я просто понял, что это родной человек.
- А армии не были?
- Нет, как раз ортодонт не отпустил. Я специально причём отчислился из института, хотел в армию. Но не взяли…
- «Кто добровольно в армию? – Я! – Нет таких войск» (шутка из приветствия команды «Сборная Камызякского края», ¼ Высшей Лиги КВН 2013 года – авт.)
- Да-да! Говорю же, сам шутки про себя пишу. Дали военный билет, я пытался отказываться. Отец ведь военнослужащий, для меня служба в армии - был принципиальный момент. Но когда мне, отчисленному, дали военный билет, я восстановился на вечернее, появилось больше времени, стал развозить хлеб. Вот вместе с будущей женой и катались. Работа начиналась очень рано, в 4 утра. Я заезжал за Эльвирой, она спала в машине, а потом мы брали пару булочек и завтракали. Такая романтика.
- Вы успели поработать и таксистом, и юристом, и вот даже хлебовозом. Всё это наверняка помогло в сценических образах?
- И в КВНе, и теперь я себя пытаюсь позиционировать как актёра, хотя пока это, конечно, не так важно - быть многосторонним. Ты просто общаешься с разными людьми и получаешь какую-то информацию. Какие-то вещи подсказывает сама жизнь. Кто-то что-то говорил, кто-то смешной жест использовал, постепенно всё это всплывает, и ты можешь придать своему персонажу колорита. Надо брать информацию везде. В то же время жизнь и актёрство – это не чёткое отзеркаливание реальности. То, что происходит в жизни в оригинале, не всегда интересно со сцены.
- Астрахань – родина самых вкусных арбузов. Как настоящий астраханец вы наверняка можете правильно выбрать арбуз…
- Была шутка такая: «Девушки как арбузы: надо взять, к уху поднести, по попке ударить, если трещит – надо брать» (смеётся). Я даже продавал арбузы в юности. Технологию не скажу. Но можно легко определить по внешнему виду, то есть, если хвостик этот уже сухой, это хорошо. Также звон. По вибрациям можно понять. Тяжело объяснить на словах…
- Да это шутка была!
- Мы же говорили про девушек в КВН, да? (улыбается) В общем, лучше привезу и угощу.
Чтобы помочь юным подопечным фонда "Безразличия. Нет", достаточно отправить смс со словом "Ликбез" и суммой пожертвования через пробел на номер 3434. Ликвидируем безразличие вместе с Денисом Дороховым!
Наталия ИГНАТЕНКО,
Фото автора и из личного архива Дениса Дорохова.
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Поделиться с друзьями: