Интернет-газета. Псков
16+

Откровения уже не лысой из «Батальона» себе подобных

09 марта 2016 г.

9 марта в эфире «Первого канала» начался показ телевизионной версии фильма «Батальон». который был снят два с половиной года назад. Съёмки проходили в Санкт-Петербурге и Псковской области. В них были использованы массовые сцены, в которых принимала участие петербуржские и псковские девушки. Спустя два с половиной года после съёмок мы спросили у одной из участниц, что она теперь думает о фильме, о его роли в обществе, и месте в кадре военного кино многочисленной массовки.   


 Весна 1917 года. На фронте Первой мировой войны катастрофическое положение дел, говорится в анонсе фильма, армия на пороге окончательного разложения, хотя все еще идёт война с Германией, но солдаты не хотят воевать. По приказу Временного правительства для поднятия боевого духа создан женский «Батальон смерти» под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкарeвой… Добровольцами в него пошли женщины всех сословий. После короткого обучения батальон прибыл на фронт, и девушкам пришлось пережить настоящий ад.


С момента выхода фильма на экраны он получил массу наград в различных номинациях. Но были и критические замечания: и про воспитание такими фильмами жестокости у женщин, и о низкой насыщенности событиями, и о том, что просто надо было что-то снять к 100-летий Первой мировой, и китчем его называли, и окопы неправильно вырыты и так далее… Но в любом случае он стал событием и в мире кино, и в мире тех, кто снимался в нём.

- Я побрилась налысо 3 сентября 2013 года, накануне своего дня рождения и поэтому мой 22-й день рождения случился лысым, - рассказывает «Прессапарте» журналист Наталия ИГНАТЕНКО, которая пошла «в кино» и любопытства ради, но прежде из журналистского интереса – чтобы посмотреть, поучаствовать и написать. . – Все девочки сидели под машинками с закрытыми глазами, а после - обнимались от избытка чувств. Некоторым даже шла новая причёска. Мне волос не было жалко. Считаю, что те девчонки, что всё же не решились расстаться с косами, лишили себя многих эмоций.

- Ты сейчас, спустя 2.5 года после съёмок фильма, по-другому отнеслась бы к участию в съемках фильма? Смогла бы снова побриться?

- Да смогла бы. Это было очень интересно, это жизненный опыт. Уже сейчас с ностальгией пересматриваю фотографии со съёмок. И у меня появляется всё больше и больше знакомых, которые пересматривают мой «лысый» альбом в соцсетях. Многие говорят: «Наташа, тебе так классно было, когда ты была лысой…(Смеётся) И я понимаю, что мне опять хочется похожего безумия. И поэтому, почему бы не побриться опять… Но без повода этого делать, конечно, не будешь – девочка должна быть девочкой и соответственно выглядеть. Если бы мне сейчас позвонили и сказали: «Наташа, снимается продолжение «Батальона», давайте снова побреемся налысо», то я бы сказала: «Давайте»

- А к сюжету фильма «Батальон» ты осмысленнее стала относиться, чем тогда?

- Да, конечно… И не только я, думаю, многие девчонки, которые тогда снимались в фильме. Когда мы туда шли, то смысла сюжета и самого фильма не понимали  практически никто.

Шли потому, что это прикольно, это кино, и можно попробовать себя в новой роли. А я ещё и для того шла, чтобы писать статьи об этом. У нас была, наверное, только одна девочка, которая увлекалась историей, и говорила, что пришла специально, зная, что за история произошла с женским батальоном. Она хотела специально прикоснуться к этой истории. После съёмок, когда про женские батальоны узнали уже многие участники, тогда и сюжет осмыслили по-другому. Многие известные актрисы, которые принимали участие в фильме, тоже признавались, что до съёмок не знали этих страниц из истории России. Польза этого фильма уже в том, что эту историю узнали многие. И в этом смысле фильм оказался массовый ликбезом.

- А представь, что тебя перенесло в 1914 год, ты бы пошла в такой батальон?

- Это очень сложный вопрос… Честно – не знаю. Мне было тяжело, когда снимался фильм, потому что я вся изнеженная, женственная девушка и мне тяжело было носить грубую военную обувь, тяжёлые шинель и оружие, мне было сложно несколько часов в день так ходить. Я понимала, что скоро выключится камера, съёмочный день закончится и можно будет заменить сапоги на туфельки, шинель - на платье, и я заживу обычной жизнью девушки 21 века. А у тех, настоящих участниц женских батальонов такой возможности не было, никто не давал команду «Стоп, перерыв». К этим настоящим девушкам проникаешься огромным уважением, уже по одной простой причине, что они добровольно пошли на войну.

- А  если бы сейчас случилась война, ведь в мире тревожная ситуация, и многие говорят, что пахнет порохом, ты бы пошла в окопы?

- Очень, очень тяжело говорить об этом. С одной стороны, я падаю в обморок при виде крови. С другой… Там, в фильме это тоже есть, и в сериальной версии, видимо, будет показано даже в больше степени, чем в киноверсии – линия тургеневской барышни, которая попадает в военные условия. И никто не мог предположить, что она - нежная, воспитанная на классической литературе, прекрасно играющая на фортепиано, проявит себя как отважный солдат, настоящий герой. Я не могу ответить на этот вопрос. Я его сама себе задавала после фильма, как и многие, наверное, девчонки. Очень сложно об этом говорить. В любом случае я считаю, что война - это не женское дело. Иногда просто возникают ситуации, когда перестаёшь думать гендерными стереотипами, потому что речь идёт о чём-то большем, чем просто слова о какой-то истории. У меня нет простого ответа на это…

- А почему, по-твоему, фильмы про войну у нас считаются более интересными, популярными, востребованными? Почему эмоции и переживания героев воспринимаются ярче именно в таких фильмах? Почему девушек нельзя было снять в каких-то других, менее трагических условиях?

- Именно потому, что эти нежные создания оказываются в таких страшных условиях войны, которая сама по себе противна человеческой природе. Это вдвойне усиливает воздействие на зрителя. Здесь сила воздействия пропорциональна глубине суждения. Это не только в «Батальоне», но и в «Битве за Севастополь», например.

- Но почему сейчас женщину пытаются всё чаще поставить именно в условия войны? Всё время война. Можно было бы проверить её на выносливость и в противостоянии с природой, например? Не являются ли все эти фильмы приучением нас к той мысли, что женщина на войне – это нормально?

- Я, конечно, считаю, что женщины и война – разные плоскости и они не должны пересекаться. Женщины не должны быть в окопах, это ненормальная ситуация, противная природе человека. И в этой же связке мне непонятно, зачем обратились к новой экранизации хорошего советского фильма «А зори здесь тихие…». Но у нас в обществе вообще странные уклоны в последние годы развиваются: женщины выступают как «добытчики», а мужчины, воспитывающие детей. Возможно, что кто-то и хочет нам сказать такими фильмами, что женщина с боевым оружием, на фронте - это нормально, что это допустимо, что они должны воевать в случае чего рядом с мужчинами. Но, по-моему, это никогда не будет нормально и если у человека возникает такое суждение, что женщина на войне – это нормально, то нужно что-то делать с его психикой.

- Как ты думаешь, может ли после такого широкого показа фильма по центральному каналу телевидения возникнуть мода на лысые причёски у девушек?

- На самом деле, когда нас побрили, оказалось, что многим девушкам это шло. Хотя это идёт вразрез с распространёнными у нас гендерными стереотипами: «Варвара-краса – длинная коса». Когда мы размышляли о возможных необычных памятниках в Пскове, то подумали, что теперь можно было бы установить памятник или скульптурную композицию с лысыми девушками – это было бы интересно, и с точки зрения туризма – хороший ход. 

Лысая девушка, конечно, привлекает больше внимания – это необычно, она похожа на инопланетянку. Но во  всём должна быть мера. 

Если в девушке изначально есть природная красота и обаяние, то она будет красива и лысой. А если у неё нет даже женственности, то отсутствие волос все минусы только усугубляет. Когда на съёмочной площадке были десятки лысых девушек – было видно, что многих отсутствие волос нисколько не портило. Я не скажу, что им было  лучше, чем с причёсками, с укладками, с локонами… Но в отсутствующих волосах есть и свои плюсы: такая причёска открывает глаза, брови, тонкие выразительные черты лица. Всю жизнь я бы так никогда не стала ходить, но попробовать новый образ на несколько месяцев можно. Хотя, конечно, было страшно. Лишиться волос - для девушки, в определённой степени, это маленький подвиг. Помню, когда мы ехали в тот день, когда нас постригли – то даже всем вместе было страшно. Особенно, когда вышли из автобуса в людном месте – возле гостиницы «Рижская» в Пскове. Это была середина дня, хорошая погода, солнышко светит, гуляют мамочки с детьми, на скейтах молодёжь катается, на лавочках сидят бабушки, и вдруг выходят двадцать лысых девушек, как будто из колонии привезли и выпустили в народ. И, конечно, на нас все смотрят, открыв рты… Мы потом долго смеялись тому, что о нас написали на лентах новостей. Но мода на такую причёску после фильма вряд ли появится. Это может быть только  жизненным этапом, не больше. Да и решиться на это надо, а это не все могут.

- А мода на зелёный цвет одежд, на шинели?

- Девушки в стиле милитари… Нет, это точно нет. Насколько я помню, эти одежды, которые мы носили во время съёмок, не нравились практически никому из девушек. Если о лысой причёске ещё можно задумываться, то камуфляж, шинели, сапоги или ботинки – это не может вылиться в моду. Такая одежда неудобна, тяжела. Тем более та, какую носили мы, была чисто мужской, грубой, я всё время ожидала, когда придёт конец съёмочного дня, и я её сниму. И когда приезжала в город после съёмок, то не могла надышаться вот этими женскими ощущениями – всё время хотелось ходить на каблуках, носить платья, серёжки, красить ногти, делать макияж – максимально возвращать в себя женственность, чтобы внутри себя убедилась, что ты не солдат, а девушка.

- В Израиле все девушки служат в армии в обязательном порядке. А ты пошла бы служить на такую срочную службу на год?

- Я бы «косила», была бы зайцем (Смеётся). На съёмках была девушка, которая играла значительную роль в фильме среди актрис первого плана, возможно, в сериале будет шире её линия показана, она как раз служила в израильской армии. Когда я писала статьи о съёмках, то пыталась у неё узнать подробности её службы в реальной армии, но она не очень хотела говорить на эту тему, ей почему-то было неприятно вспоминать.

Если бы реально нужно было идти служить, то я бы, конечно, пошла в армию. Но надеюсь, что не придётся этого делать. У меня подруга училась в юридическом институте, и у них там был курс молодого бойца, с обязательной зарядкой, полосой препятствий и т.д. – ей реально тогда было тяжело.

- Как ты думаешь, иностранцам будет понятен сериал «Батальон»?

- Иностранцы в первую очередь, наверное, скажут: «странные русские». С другой стороны, истории про героизм русских женщин, в том числе, во время Великой Отечественной войны, достаточно известны. Иностранцы могут сделать и другой вывод, в фильме ведь сделан акцент на то, что мужчины устали воевать, распустились, начали пьянствовать, братались с немцами, решили бросить фронт и идти к семьям и войну закончить полюбовно. Может, иностранцы решат, что мужчины в России подкачали в те годы: не хотели воевать, а хотели пить…

- А ты после этого фильма стала больше понимать о той войне?

- Да, конечно. Это действительно забытая война, о ней мало кто знает. Когда мы ещё только начинали сниматься в этом фильме, я, как и многие девушки, засела за книги об  этой войне, о женских батальонах. Я разговаривала даже со своей школьной учительницей истории, она потом шутила, что будет приглашать меня как «наглядное» пособие на свои уроки по этой теме. Но о Первой мировой войне, оказалось, в школах говорят мало. И как раз «спасибо» этому фильму, что он такую образовательную миссию несёт.

- Продолжи фразу «я помню…»

- Я помню, как костюмеры ругались на худосочность и до смешного маленький размер ноги. Как сапоги натирали стопы до крови, а от тяжёлых шинелей ужасно болели плечи. Как постоянно хотелось спать, и в перерывах мы дремали, опершись на штыки винтовок.Как мы сначала наивно держали эти винтовки, словно герои современных боевиков пулемёты. Как холодно было ночью в окопах - и как «горячо» становилось по команде режиссёра. А ещё те волшебные, играющие невероятными переливами рассветы и закаты, которые подарила нам та осень. И сказочные утренние туманы, призывно-нежно расстелившиеся, будто специально для наших «ёжиков», услаждали острую потребность в эстетизме. Его, кстати, очень не хватало, особенно, когда сапоги застревали в грязи, а уже отвыкшие от маникюра ногти щедро пачкались какой-то жуткой смесью, и на площадке было трудно дышать от дымовой завесы. Это было трудно и непривычно, и всё же это было очень хорошо.

- Какие моменты из тех дней доставляют удовольствие и сейчас?

- С удовольствием теперь вспоминаю, как приветливо нам махал кепкой какой-то лысый местный мужик. Или, как под наш дружный хохот хозяйка нашего временного жилища всерьёз предлагала воспользоваться её феном. И какой фурор мы, бойко отплясывающие, производили в маленьком пушкиногородском клубе. И как в автобусе по дороге на съёмки звонили на радио и заказывали "you in the army now". Помню коробки сушек, спрятанные по карманам яблоки, долгожданные милитари-ланчи на вещмешках.

- А что останется незабываемым, когда многое другое забудется?

- Десятки вдруг ставших особенно выразительными, глаз – ненакрашенных, но прекрасных, смеющихся, настоящих. 

- Не жалеешь, что связала свою жизнь с «Батальоном»?

- В любом случае, это событие одно из самых ярких в моей жизни, и я нисколько не жалею: мне было на съёмках очень интересно, это хороший опыт и жизненный, и имиджевый. Я очень благодарна продюсерам фильма, и за сам фильм, и за то, что они отказались снимать фильм о войне в формате 3D, что очень модно сейчас. Здесь не нужны эти спецэффекты, они здесь в самих характерах героев, в женщинах и девушках. Фильм получился очень проникновенным. Когда снимали многие сцены, мы все абсолютно искренне плакали. Да мы и не могли бы плакать по-другому, ведь мы не профессиональные актёры. Хотя были разговоры, что в фильме не хватило развития характеров… Да, может быть характеры раскрываются как-то линейно. Хотя есть надежда именно на телевизионную версию, потому что в киноверсии многое решал ограниченный хронометраж. А в сериале, возможно, всё получится полнее.

- Ты советуешь кино это смотреть?

- Да. Очень советую. Конечно, у девчонок, которые снимались в этом фильме, к нему особое отношение. Даже несмотря на недостатки, которые есть в фильме и которые заметны.

Но всё равно кино душевное, и ты переживаешь за героинь. В них можно и влюбляться. Это кино, которое однозначно вызовет эмоции. А одно из предназначений искусства – вызывать эмоции. В данном случае «Батальон» справляется с этой целью. Этот фильм нужно смотреть, чтобы знать, что была та война - это память о Первой мировой… Тут показано, как будут вести себя разные люди во время стрессовых ситуаций. И самое главное, после просмотра можно задать себе вопрос, даже если он останется без ответа: а что было бы со мной, как бы повёл себя? А что делал бы в таких условиях? Даже если ты не ответишь на эти вопросы, ты себе их уже задал, ты уже об этом задумался.

Игорь ДОКУЧАЕВ,

фото из личного архива Наталии Игнатенко и Татьяны Комендант

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

5384 просмотра.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу