Интернет-газета. Псков
16+

Зинаида Иванова дважды «вошла в одну реку»…

04 января 2016 г.

Отчего у директора псковского областного Колледжа искусств сжимается сердце?

Она была директором областного Колледжа искусств в Пскове с 2004 года по 2008 год, и после возвращения в минувшем году на пост руководителя этого учебного заведения говорит, что вернулась из длительной командировки. Отсутствовала по серьёзным причинам: руководила госкомитетом Псковской области по культуре, работала проректором Псков государственного университета. В своё «второе пришествие» в руководство колледжем Зинаида Николаевна вынашивает фантастические проекты. И считает, что в том, что молодёжь рвётся в столицы – ничего страшного нет.

- В минувшем году вы вновь вернулись на пост директора областного колледжа искусств: можно  вас с этим поздравить или посочувствовать?

- Конечно, поздравить! Во-первых, это совершенно самостоятельное решение, но… с подачи областной администрации – так я скажу. И сейчас у меня такое ощущение, словно, после командировки вернулась домой. Всё в университете было неплохо, я с таким воодушевлением три года назад уходила на работу в университет – очень хотелось начать что-то новое в жизни. Но, оказалось, что этого не нужно было делать. Если говорить всерьёз, то для меня эти три года потерянные оказались, не нужные для судьбы, я сюда вернулась и понимаю – это то, что я хочу делать. Тут, конечно, проблем масса, начиная от плывущей канализации, в прямом смысле слова, потому что капитальных ремонтов не было никогда в зданиях колледжа, до работы с «интересными» студентами. Но это всё, как будто в своём доме… 

И знаете, как приятно уходить на другое место работы, когда никто из нормальных людей, окружающих тебя,  не хочет, чтобы ты уходил… Из тех людей, чьим мнением ты дорожишь.

- А не страшно было вновь браться за подготовку культурных кадров, ведь так всё сложно и неоднозначно нынче с культурой?

- На моё решение вернуться в колледж, как бы это ни показалось странным, повлияли решения и поступки губернатора в последние пару лет. Даже учитывая, что идут процессы реструктуризации, филиализации во всех сферах социальной жизни, ни одна музыкальная или художественная школа или школы искусств в Псковской области не подвергнуты реорганизации или филиализации – все сохранили юридическое лицо. Более того, на слуху история с Усвятской школой искусств… Я не понаслышке знаю, что значит это учебное заведение для Усвят. Очень важное, очень нужное, очень симпатичное, маленькое образовательное учреждение в посёлке. Оно всегда напоминало мне школу народников 60-70-х годов 19 века, продолжающее самые лучшие традиции просветительства российской интеллигенции, представители которой уезжали в глубинку, болея душой за народ, за просвещение. Когда в прессе прошла информация, что родительское общество посёлка Усвяты борется за сохранение независимости своей школы искусств, губернатор Андрей Турчак говорит: да, школа должна сохранить своё юридическое лицо - то есть свою полную независимость, несмотря на то, что переезжает в другое здание и будет его делить с другими организациями. Это решение на меня произвело впечатление и как на профессионала, и как на человека. Я по-новому ощутила, что занимаюсь нужным делом и должна в него вернуться. У культуры, несмотря на тяжёлые времена, есть основа, являющаяся залогом сохранения и существования и дальнейшего развития, которая позволяет нам и выживать в сложные времена, и двигаться вперёд. Может быть, я сейчас опять говорю, как романтик – хотя, вряд ли…это действительно суть.

Сложно. Всё сложно сейчас. Но в области уже есть ряд реальных примеров создания социально-культурных комплексов на селе и в районах. Да, это были наполовину вынужденные меры, когда надо под одной крышей собрать и библиотеку, и школу, и культурно-досуговое учреждение, и местный краеведческий музей, и дать возможность под этой же крышей собираться сельской интеллигенции, любителям разных видов творчества. Но это решение подкрепилось финансированием и стало реальностью. Во-вторых, для профессионалов в области культуры это шанс начать новые дела, переосмыслить свою работу, вытряхнув всю моль из наших кладовых, начать учиться, познавать что-то новое, интересоваться опытом мира, страны. А это значит, что для отрасли культуры сохранится потребность в кадрах – хорошо подготовленных, современных.

- В двух словах, что сегодня представляет из себя колледж искусств в Пскове?

- Колледж искусств по сравнению с университетом – это один небольшой факультет. У нас сегодня около трехсот студентов, но для них в колледже реализуются двадцать образовательных программ. Есть лицензии практически на весь перечень образовательных программ специальностей и специализаций в сфере культуры и искусства. Здесь и все исполнительские: народные инструменты, ударные, фортепиано, духовые. И хоровое дирижирование. И многое другое. У нас появилось и действует успешно отделение «Искусство эстрады» - был пока только один выпуск этой специальности, но направление оказалось востребовано. И педагоги в колледже очень хорошие. Один из факторов, которые повлияли на моё решение о возвращении в колледж – это люди, которые работают здесь. Проходя по корпусу музыкального отделения, мимо класса, на котором сохраняется табличка: «Класс Вячеслава Александровича Веселова», у меня сжимается сердце… К сожалению, за эти годы мы понесли значительные потери, уходят очень уважаемые, авторитетные преподаватели и музыкального отделения, и театрального, и хореографии. Мы теряем людей…

- А им на смену кто-то может прийти? Молодёжь – может учить?

- Идут. Ни одно профессиональное учебное заведение не выпускает стопроцентно готового специалиста, чтобы как конструктор – раз, и поставил его в пазл и система заработала. Любой выпускник вуза нуждается в сопровождении – хорошее такое понятие было в советское время – «наставничество». Это помощь по вхождению в профессию, особенно  в педагогику, и ещё более особенно в педагогику в системе культуры и искусства. Можно быть блистательным музыкантом, успешным актёром, талантливым художником, дизайнером и совершенно не уметь преподавать, быть не пригодным к преподавательской деятельности. 

Я открою секрет: много людей известных, уважаемых в Пскове пытались преподавать и в музыкальном училище, и в училище культуры – но у них не получилось, им пришлось уйти. 

Но есть другие... И это имя хочу назвать: я боролась за то, чтобы известный псковский вокалист Александр Либ пришёл преподавать в колледж. Мы задумывали открытие отделения «эстрадного пения» ещё десять лет назад. Тогда Александру Ивановичу тоже предлагали взять класс, но он, видимо, был не готов. А сейчас я ему очень признательна, что он этот шаг сделал, у него уже четыре ученицы, показывают хорошие результаты – и мне сдаётся, что Александру Ивановичу тоже хорошо от своей новой роли. И студенты обожают его.

В отношении молодых преподавателей, я даже не могу сказать, что их мало – их достаточно. У нас вообще педагогический состав не очень большой. Вот, например, приняли в коллектив Екатерину Воронкову, выпускницу Островской школы искусств по классу аккордеона и Петрозаводской государственной консерватории. Она вернулась в Псков и пришла к нам: преподаёт аккордеон и начинает работать в отделении дополнительного образования в качестве методиста по областным детским школам искусств. Так что, есть у нас те, на кого мы можем рассчитывать.

- А не обидно, что большинство ребят, получив образование в Пскове, уезжают из региона?

- Особенностью образования в сфере культуры и искусства остаётся трехступенчатая модель: школа искусств, среднее учебное заведение, высшее учебное заведение. В музыкальном образовании это, как правило, стопроцентно необходимо. Но сейчас уже и на другие направления перешло. И среднее профессиональное образование – это только середина пути к овладению профессией. Я надеюсь, что понимание трехступенчатости пути профессионала есть у наших учредителей - администрации области, от кого зависит – быть или не быть такому учебному заведению в области, как наше. Мы готовим к этому пути своих студентов, и гордимся тем, что наши выпускники конкурентоспособны при дальнейшем выборе. Например, при поступлении и в Московскую, и в Петербургскую консерваторию, и в другие ведущие профильные вузы. У нас много таких имён: Ольга Красницкая – студентка Санкт-Петербургской консерватории по классу «гуслей звончатых», стипендиат губернатора, лауреат многих российских и международных конкурсов, или Фёдор Сидяков, сын преподавателя колледжа, тоже наш выпускник – уже студент Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского по классу «вокала».

- Но если все разъедутся, разбегутся – с кем останетесь?

- Уезжают, конечно… А мы разве были другими? Так жизнь устроена: многие стремятся к столицам. Но пример Екатерины Воронковой, говорит и о другом: они и возвращаются тоже. Всегда нужно ждать и надеяться, что они будут возвращаться. Конечно, бегство в столицы молодёжи – это большая проблема и для нашего колледжа, ведь преподавательские кадры становятся старше, и нужны подготовленные молодые. Пока есть старшие коллеги, нам проще работать. Вот Алиса Михайловна Чиркова - выпускница Ленинградской консерватории по классу «фортепиано» – легенда музыкального образования Псковской области. Ей восемьдесят лет исполнилось, многие бывшие ученики, музыканты города, области, страны поздравляли её с юбилеем. Я ей всегда говорю: «Алиса Михайловна, вы должны быть рядом, я буду даже на дом к вам студентов возить на лекции». Дорожить надо теми, кто есть, и воспитывать новых преподавателей.

- Когда оглядываетесь на минувшие годы, о чём чаще вспоминаете?

- Так случилось, что на мою долю первого руководства выпало проведение объединения двух учебных заведений в одно: училища культуры и музыкальное объединились в областной колледж искусств. Может быть, поэтому все эти нынешние процессы реструктуризации и оптимизации нас не так сильно бьют – потому что всё это уже прошли. Тогда, десять, восемь лет назад мне пришлось передавать общежитие по  улице Труда,51, которое полностью, все девять этажей, принадлежало нам, где было общежитие для студентов двух учебных заведений, где жили актёры драмтеатра, кукольного театра, филармонии. Эта передача тоже на моей совести. Передали здание тогда созданному ГП «Управление недвижимости». Что тогда только ни говорили об объединении двух училищ… И в последующие годы мне приходилось слышать, что это благодаря мне исчезло музыкальное училище. А я сейчас вижу, ещё более отчётливо, что тогда это была необходимая мера, иначе, мы могли вообще потерять учебное заведение. И опять же, не потому, что там работали якобы плохие преподаватели и плохо учили студентов – нет, с этим как раз в Псковском музыкальном училище всегда было в порядке. Но время изменилось. Когда начался этот обвал в стране – страдать начали самые незащищённые, всё как всегда. Родители тогда при выборе пути своим детям, не считали музыкальное образование тем, что даёт надёжную профессию. В такое время, лучше пойти в бухгалтеры, экономисты, юристы 

Поменялись приоритеты. И эта ситуация была характерна для всей России 

Сначала начали исчезать струнно-смычковые инструменты: скрипки, виолончели – как правило, на этих направлениях всегда учились дети из семей потомственных музыкантов, выросших в особой тонкой культурной среде. Наборы студентов на это направление исчезли полностью. Десять лет назад ощущался полнейший кризис и на отделении духовых инструментов. Но что я вижу сегодня, спустя десять лет? Лучше не стало с обучением на отделениях классического музыкального исполнительства. У нас сегодня уже нет набора на народные инструменты – в ушедшем году пришёл учиться лишь один парень – аккордеонист. Но уверенно развивается класс гуслей. В этом, конечно, есть заслуга субъективных факторов, ведь гусли – это 4-я музыкальная школа Пскова, это Вера Кудрявцева – имя известное многим. И благодаря тому, что направление сохраняется в городской школе, нам удаётся сохранять отделение и в колледже. Сейчас продолжается настоящее возрождение духовых оркестров. При бывшем министре обороны Анатолии Сердюкове, было выпущено распоряжение, чтобы военных музыкантов и оркестры вывести из военного подчинения, то есть со  службы, а это лишало перспектив многих музыкантов. Хорошо, что не все воинские части успели выполнить это распоряжение. Но пришёл новый министр обороны РФ Сергей Шойгу и сейчас в Пскове уже четыре военных духовых оркестра. И мы в колледже это сразу почувствовали – парни пошли на отделение духовых инструментов, потому что у них сразу вырисовывается прямая дорога в военные оркестры, а дальше и учёба в консерватории. Мы очень зависим от таких ситуаций вокруг.

- А какими были самые неожиданные выводы в минувшем году, которые вы захотели бы изменить?

- Например, новый Госстандарт средней общеобразовательной школы по преподаванию «музыки», например. Прекрасный Госстандарт! Но учителей музыки для работы в нём надо учить – а их уже давным-давно не готовят. И наше отделение дополнительного образования уже рассматривает возможность давать эти знания, в том числе, по повышению квалификации уже работающих учителей музыки.

- А если бы вам дали карт-бланш сделать всё по-своему в учебном процессе, что бы это было?

- Я мечтаю о том, чтобы у каждой специальности в колледже появилась своя производственная база. Чтобы у театрального отделения был свой театр. Чтобы у хорошо развивающегося отделения декоративно-прикладного творчества, ремёсел и дизайна – появились свои мастерские. А у музыкантов хорошие студии звукозаписи, удобные оборудованные классы. Вот такие у меня простые мечты. Года два назад были дни ПсковГУ в Тартуском университете, а там есть филиал вуза, который называется «Академия культуры», он расположен в городе Вильянди. И я тогда попала в эту академию и увидела условия, в которых учат студентов – вот там есть примерно то, о чём я мечтаю.

- То есть вам хотелось бы превратить колледж искусств в истинное творческое объединение?

- Да, в творческое учебно-производственное объединение.

- Во многом, это именно то, чего Пскову не хватает. Ведь колледж искусств только тогда будет реально замечен горожанами, гостями, когда всем будут видны реальные результаты.

- Да, разные площадки – возможность показать творческие продукты наших студентов. Возможно, даже показать, что мы не только учим методикам музыкально-художественного, эстетического развития детей с 3-4 лет, но у нас есть и своя студия, и свой детский сад с музыкально-художественными программами и многое другое.

- И может получиться такой вариант развития колледжа?

- Если решать задачу поэтапно, то можно постепенно двигаться к реализации.

- Звучит фантастично

-  Да, фантастический проект. Но я хочу сказать, что мы уже имеем опыт… У нас есть лицензия на специальность «Актёрское искусство». И мы дважды сделали выпуск. Один курс мы готовили для академического театра драмы, Вадим Иосифович Радун был мастером курса. И надо сказать, что те ребята после выпуска остались на сцене – Плеханов, Миронова, Атабаев, Бисеров, Дамбинимын, Фомина. Был ещё второй курс – специальный набор, мы готовили актёров для театра кукол.

- Есть мысль восстановить актёрскую специальность?

- Это я о своих мечтах и планах рассказала, к чему двигаться. К тому же, проблема подготовки кадров для актёрских подмостков театров никуда не делась. Думаю, что мы готовы к возобновлению подготовки.

- Когда смотрите телевизор, вам всё нравится? Как, по-вашему, если судить по уровню телевидения, страна у нас культурная?

- Судя по передачам, которые занимают центральные места в рейтингах, то тут, как говорила героиня замечательного фильма: «нам, работникам культуры ещё есть над чем работать». Не хочу никого обидеть, но… У меня и мама, а ей далеко за восемьдесят, с упоением смотрит, например, «Давай поженимся!», знает все перипетии каждой программы, как зовут ведущих. И если рейтинги телепрограммам создают люди этой возрастной категории, то, может быть, для них это имеет право быть. Но, вообще, кроме изумления телепрограмма с бесконечным количеством ток-шоу, ничего не вызывает. Я сама часто смотрю «Канал «Культура». Например, недавно получила удовольствие от просмотра фильма «Сага о Форсайтах».

Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

3817 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу