Социолог, это вам не…
Мы говорим: социологи, социология… Ачто они делают в нашей жизни? Зачем нужны? Оказывается они ещё и летают, и взбираются на горные вершины, где ищут своих демонов, и потом всю жизнь рисуют их потрет.
Чтобы услышать об этом мы нашли самого настоящего социолога. Сергей Кулдин - кандидат социологических наук, доцент кафедры «Реклама и связи с общественностью» Псковского государственного университета. В 1992 году закончил социологический факультет ЛГУ(ныне СПбГУ), а через пять лет защитил кандидатскую диссертацию.
- И во время студенчества, и сейчас для меня важна возможность осмысления социальной реальности с точки зрения теоретического понимания сущности общества, его структуры и культуры, - сразу окунул нас с головой в социологию Сергей Станиславович.
- Так и зачем нам социологи?
- Существует два основных направления деятельности социолога. Первое направление, это прикладная социология, когда ее используют, например, в маркетинге, в PRсфере, во время политических выборов, для замеров рейтингов телеканалами. Это делается для того чтобы произвести определенную рефлексию массового поведения. Второе направление социологии занимается объяснением, что такое общество, выявляет его закономерности, тенденции, созданием прогнозов развития общества в целом, так и его различных сфер, например, есть социология спорта, социология политики, социология образования, здесь выясняется – как данная система скоординирована со всем устройством общественной жизни. Сегодня социологи нужны для того, чтобы прогнозировать тенденции и выявлять закономерности в общественном развитии.
Сергей Кулдин стал одним из основателей теоретического семинара по трансцендентальной и религиозной философии в составе «Философского клуба» псковского университета, который проходит еженедельно. Во время клубных собраний каждый из участников может высказать свои философские идеи.
- Мы говорим обо всём, начиная от глобальных вопросов мирозданья, смысле жизни, о концепциях Божественного и, заканчивая вопросами, касающимися социальных и личностных сфер деятельности человека, - посвящает нас в секреты уникального для Пскова семинара Сергей Станиславович, - нас увлекает античная философия, устройство мирозданья в философии Платона. Мы рассматриваем вопросы бытия, Бога и его познания в различных теологических традициях.
- А что это за методика донесения философии? И что приобретают люди, которые посещают ваши семинары?
- Философия, в отличие от социологии, в большей степени теоретизирование и ключ к собственному пониманию места в жизни, роли человека в обществе, поиск жизненных смыслов. Посещая «Философский клуб», человек приобретает познания в области гносеологии – учение о познании, онтологии – учение о том, как устроено Бытие. Мне важно как конкретный человек понимает идеи философии, как они становятся для него значимыми. А наш «Философский клуб» отражает скорее не научный подход, а просветительский, то есть помочь людям, которые интересуются данными темами, ответить на вопросы о смысле жизни, Бытия, различных социальных явлений, которые наносят на них отпечаток.
- Как вы считаете, может ли философия быть полезной в быту, или это исключительно наука для тренировки мозга?
- На самом деле, в быту это самая полезная вещь, - отметил Сергей Станиславович, - потому что все проблемы человека начинаются с того, что он в первую очередь не удовлетворен собой. Нехватка денег, неудовлетворенность в выборе профессии или места работы, в результате чего постоянно возникают психологические проблемы, и человек не может определить причину всех этих состояний. А философия как раз помогает найти корни и соответственно, вернуть человеку здравый смысл, благообразное удовлетворенное состояние. Зачастую причиной возникновения стрессов у человека является его разрыв между социальными ролями. А как отмечают в своих трудах древние философы «все что соединяется и собирается в целостность, то получает удовольствие». Самое большое страдание для человека – это рассоединение его со своей собственной природой и незнание этого. Философия, на мой взгляд, это способ как в повседневности вернуть себе здравый смысл, здоровье, целостное мировоззрение.
- Какими ключевыми философскими постулатами вы бы могли обрисовать сегодняшний мир и ситуацию вокруг?
- Постмодерн. Данная псевдофилософская концепция говорит, что никаких смыслов нет, и большинство людей на самом деле превратились в одномерных потребителей и даже не понимают этого, поэтому у них постоянный стресс. В нашем обществе становится все меньше целостности. Постмодернизм – это распад единой картины мира, клиповое сознание и коллажное мозаичное мышление.
Философия философией, но Сергей Кулдин думает не только о ней. Известный псковский социолог увлекается подводным плаванием без акваланга - погружается на глубину до двадцати метров. Да, и вообще, он любитель экстремальных видов проведения досуга…Парапланеризм – один из них.
- Это бесконечное удовольствие, при котором человек испытывает несравнимые ни с чем ощущения, находясь в свободных атмосферных потоках… Но важно не забывать следить за тем, чтобы не упасть, и наоборот, стараться поймать восходящий поток воздуха, чтобы не сесть, потому что на этом полет будет окончен.
Кулдин занимается и стрельбой из лука, принимает активное участие в соревнованиях стрелков. Несколько раз восходил на самые высокие горные вершины России – Эльбрус и Белуху, и просто путешествует по миру. А ещё, скажем вам по секрету, разрабатывает новое направление в живописи, которое даже трудно выговорить обычному человеку «трансцендентный трансформационализм». И что это за стиль живописи? – сразу родился вопрос.
- В данном направлении я считаю себя лидером, причем мировым (Улыбается). Смысл состоит в том, что вы рисуете картину маслом, на трансцендентальную, то есть сверхъестественную тему - обязательно. Например, тема моей картины «Полет демона», навеяна живописью Врубеля и музыкой Вагнера, которыми я в свое время очень увлекался, и под воздействием этих метафизических и эстетических состояний, я решил создать «своего демона». Он отражал то состояние духа, которое было свойственно мне в тот момент, а точнее тридцать лет назад.
По началу картина жила своей жизнью, но со временем, в процессе духовного роста, я почувствовал неудовлетворенность в написанном и начал ее дорисовывать. И вот в течение почти трех десятков лет я ее постоянно доделываю, тем самым она трансформируется: она уже полностью сменила цвет, но персонажи остались все те же, сменился и акцент моего «демона», если раньше он был суровый и мрачный, то сейчас он стал золотым и легким, летящим в небесах. Я пишу одну картину в течение всей жизни, - подчеркивает Сергей Станиславович, - в отличие от обычных художников, у которых много картин и они всем их демонстрируют.
Елена АВАКИМЯНЦ
Фото из архива Сергея Кулдина
«Прессапарте»
Поделиться с друзьями: