Интернет-газета. Псков
16+

Спасибо, Ульяновск, за ощущения

09 ноября 2024 г.

Ульяновск – это не только город, в котором родился человек, изменивший мир – Владимир Ленин, это город, где одну часть окружающего мира занимает небо, а другую – Волга. Знакомое выражение «Великая русская река» здесь обретает истинный смысл: такая огромная как здесь, Волга больше нигде не бывает. А рядом высокие холмы над широченным водным пространством и невероятный волжский ветер дует, как заправский трубач. Здесь не нужны никакие высокие горы, чтобы почувствовать себя на вершине мира. И, когда музыканты псковского Ансамбля «Сказ»  стояли на высоком берегу, под которым катились волжские волны, у каждого из них дух захватывало от этого ощущения. А ещё в них точно звучала музыка, потому что ради неё они и приехали сюда, миновав почти пол страны.

 

Вдох-выдох плюс биение сердца

Кажется, что о конкурсах рассказывать несложно – что там такого? – опиши происходящее и все дела. Тем более что сегодня журналистам чаще всего и не ставят задач передавать что-то излишне подробное и глубокое, чем простое информирование – не писатели ведь. Но на самом деле, писать о музыкальных конкурсах сложно, если передать надо не только сухие результаты, а ещё и все те эмоции, которые одномоментно скапливаются в конкурсантах.

На фото: За спиной у сказовцев - большая русская сказочная река Волга

А они скапливаются, наполняют. И для самого конкурсанта важно, чтобы эти накопления нашли выход в творческом исполнении, а не в психо-физическом выбросе. В таких случаях всё зависит от того насколько музыкант сможет свои эмоции обуздать. И тут важно не перегнуть и не заглушить ненароком эмоции настолько, что они вовсе исчезнут из исполнения, и тогда произведение превратится в лишённое всех красок серое полотно. Конкурс, как любой экзамен, проверяет человека или коллектив на эту способность совладать с эмоциями и запустить их под своим контролем в нужное русло. Это, конечно, верх мастерства. Всероссийский фестиваль-конкурс оркестров и ансамблей национальных народных инструментов имени Н. Н. Калинина, финальные части которого прошли в минувшие осенние дни в Барнауле и Ульяновске, как раз такая проверка российских музыкантов-народников на мастерство и профессионализм.

Ансамбли и оркестры народных инструментов интересны многими сторонами своего творчества. Такие исполнители могут сыграть на чём угодно, а не только на классических музыкальных инструментах типа домр, балалаек и баянов, но в составе ансамбля может появиться и рожок, и гусли… А некоторые и на двуручной пиле, и на губной гармошке или отрезке простой сухой доски сыграют. Интерес ещё и в том, что произведения, которые льются со сцены, могут быть знакомы, но сыграны совершенно по-другому, в иных аранжировках и интерпретациях, и поэтому вдруг звучат как незнакомые. В исполнении народников, в отличие от академистов, отражаются и нагрянувшие эмоции, и выплёскивающийся наружу артистизм и даже особое приходящее состояние, которое мы можем назвать – фестивализмом. Объяснить что это такое – трудно, надо видеть. Но если коротко… Академический музыкант сыграет произведение как надо, по правилам, по нотам, а музыкант, умеющий работать на фестивальных сценах, это произведение преподнесёт, как в данный момент почувствует его, как подскажет дыхание и биение сердца – да так, что публика в зале почувствует и его сердечный ритм, и его вдох-выдох. В общем, всё то, что противоположно академическому исполнению.

Нужно сразу отметить, что деятельность, которую в последние годы ведут энтузиасты и подвижники от музыки народных инструментов – значительно отразилась на общем уровне исполнительства. Музыканты-народники сегодня берутся за любые произведения -  эстрадные, мировые классические хиты, рок, поп, джаз. Часто они вытаскивают из глубин народной памяти такие мелодии, которые, казалось бы, давно канули в лету. Но они вновь оживают и получают будущее. И тогда, кажется, что знакомые домры и балалайки, баяны вдруг раскрываются совершенно по-другому…

 

Смотрим в зал

«Играем, как на репетиции – спокойно и, не обращая внимания ни на что», - настраивает музыкантов на выступление, руководитель Ансамбля «Сказ» им В.Румянцева, Константин Абабков.

На фото: конкурсное выступление Ансамбля "Сказ" им В.Румянцева

А обращать внимание было на что. И на то, что получилось, как в поговорке «С корабля на бал» - долгая дорога, а от Пскова до Ульяновска коллектив добирался 27 часов, и на то, что не сложилось порепетировать на месте выступления. И на то, что площадка для выступления очень непростая.

Сцена в ульяновском Дворце дружбы народов (на фото выше) большая, необычайно просторная за счёт множества подвесных микрофонов, выходящих сверху между падуг, максимально освобождено пространство для оркестров. Кто-то из музыкантов говорит: «Первый раз вижу такое количество подвесок». Появляются первые вопросы: а смогут ли небольшие подвесные микрофоны озвучить целый оркестр? Слышится и успокоительное объяснение: «Смогут, на репетициях оркестров был очень хороший звук, все инструменты слышны идеально».

Учитывая новые технологии, современные конкурсы имеют свои особенности. Например, в гала-концерте на сцену могут выйти сразу по 3-4, а то и 6 коллективов (на фото выше). Пока одни исполняют, другие просто сидят рядом и слушают коллег – так сокращается время на установку инструментов, подключение, рассаживание музыкантов и т.д. Интересная практика? Кто-то из числа публики говорит: «да, очень современно». Другие считают, что при такой посадке на сцене стираются различия коллективов, смешение цветов костюмов в результате даёт эффект винегрета. Для исполнителей тоже могут возникать сложности, ведь музыкантам оркестров привычнее выступать в «домашней» структуре, когда они хорошо слышат друг друга, а в случае совместной посадки коллективов на сцене приходится приспосабливаться к новому распорядку.  

Одним из требований для настоящих мастеров исполнения – играть произведения на память, даже самые сложные. Это означает, что даже заглянуть в случае чего будет некуда – ноты на пюпитрах отсутствуют - ничего нет, никаких шпаргалок. Задача весьма сложная. Не просто выучить, а желательно прочувствовать каждую ноту, прожить эту музыку. Для академического музыканта этот навык, может, и не так важен – играть, не поднимая взгляда от партитуры. Но для музыкантов, выходящих на сцену не просто ради извлечения звуков из своих инструментов, пусть и идеальных, а ещё и ради общения со зрителем – не сидеть, уткнувшись в ноты, очень важно. Публика в зале видит открытый взгляд артиста, его эмоции, переживания, восхищение, ловит посылы, передаваемые музыкантами в зал, и тогда сама музыка ещё больше оживает, и заходит в зрителей совсем по-другому. 

Без нот на конкурсной сцене в Ульяновске сыграть смогли далеко не все. Псковский «Сказ» смог, все музыканты реально прожили озвученные ими партии. Играли замечательную мелодию «Лукоморье», созданную основателем коллектива – Виталием Румянцевым – удивительно лиричное и в тоже время живое произведение. Вторым номером стал известный «Танец с саблями» Арама Хачатуряна. Профессионалы в зале замерли в ожидании.

Оценку коллективам выставляло самое авторитетное на сегодняшний день жюри музыкальных конкурсов народников, проводящихся в России, в составе которого были (на фото выше слева направо): народный артист России, профессор, композитор, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры Александр Цыганков, художественный руководитель фестиваля-конкурса, заслуженный работник культуры России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры Анатолий Цеп, художественный руководитель и главный дирижер Ульяновского государственного губернаторского оркестра русских народных инструментов, член Союза композиторов России Артем Белов.

 

Мария и её «Танец с саблями»

Основную партию на ксилофоне в «Танце с саблями» исполняла молодая солистка ансамбля Мария Абабкова. Несмотря на свою юность – Марии только-только исполняется 16 лет - она уже десять лет играет на ударных инструментах и перкуссии. Но ксилофон начала плотно осваивать чуть более года назад. И то, что у неё это прекрасно получается, говорят многие музыкальные специалисты. В очередной раз это засвидетельствовало самое авторитетное жюри. В результате высоких оценок «Танец с саблями» в исполнении Ансамбля «Сказ» был включён в гала-концерт конкурса. А всё конкурсное выступление сказовцев принесло им диплом Лауреатов II степени.

- Перед выходом на сцену волновалась сильно, успокоилась немного только когда узнала, что мой номер в конкурсной программе идёт не первым, а вторым – хорошо, что так поставили, – рассказывает Мария. – Сначала отыграли «Лукоморье», а потом, когда я с инструментом вышла вперёд, то всё равно чувствовала, что за спиной у меня весь коллектив, который за меня горой. Руки дрожали, но когда начала играть – всё прошло.

Волновались почти все участники ансамбля – переживали и за себя, и за Машу. Говорят, что музыканта без волнения не бывает – он и должен волноваться. Кто-то из сказовцев добавил к этому: «Нужно сказать не «волноваться», а трепетать от предстоящего выступления, и уметь этот трепет удержать, не дать перерасти в волнение». Однако все сказовские музыканты сказали однозначно: волнение на конкурсе – это обычное состояние. Спокойны были только самые опытные. Им волноваться нельзя, потому что они должны вселять уверенность в остальных, кому нужен взгляд поддержки, улыбка и доброе слово.


Посмотрите ролик "Танец с саблями"

 


Кстати, возможно, именно волнение множества музыкантов, собравшихся для выступления во Дворце дружбы народов, создавало излишнюю влажность в воздухе у сцены, от которой даже начали западать кнопки инструментов – об этом рассказывали музыканты разных коллективов. Но эти технические мелочи не помешали участникам всех коллективов отыграть свои конкурсные программы. Соперничество на этом конкурсе было сильным – слабые на конкурсную сцену выйти не могли – чтобы отобраться на этот конкурс нужно реально быть среди лучших во всей России.

     Думаю, что Виталий Григорьевич Румянцев, отец-основатель «Сказа» был бы доволен нашим выступлением, - улыбается Константин Абабков.

Для настоящих музыкантов конкурсы и фестивали имеют большое значение. Это возможность не только проверить себя перед иной, «не домашней» публикой. Но и хороший шанс посмотреть на других, увидеть что-то новое в исполнительском искусстве, в том числе у признанных мастеров – как те играют, как держат инструмент, какие приёмы игры используют, обратить внимание на новшества среди музыкальных инструментов и звукового оборудования. То есть, это одновременно курс повышения квалификации. А кроме того, это и случай неформально пообщаться с музыкантами, друзьями и коллегами из других городов и регионов, что может стать и началом новых музыкальных проектов. Так у псковского «Сказа» и у пермской «Ярмарки» в Ульяновске уже завязались тёплые и дружеские отношения.

- Мы увидели многих знакомых музыкантов, встретили друзей, заимели новых. Я для себя в очередной раз подтвердил истину, что добиваются заметных результатов те, у кого глаза горят от удовольствия заниматься любимым делом, кто всего себя посвящает музыке, жизни своего коллектива, - делится впечатлениями от увиденного руководитель «Сказа», заслуженный деятель искусств Псковской области, обладатель почётного звания «Душа Земли Псковской», лауреат премии Правительства РФ Константин Абабков. - Вторая степень для «Сказа», полученная в соперничестве с самыми сильными ансамблями и оркестрами страны – это хороший результат, оценка настоящих профессионалов, которая одновременно предлагает расти ещё выше, добиваться более высоких результатов, и «Сказ» к этим целям движется.

 

В режиме отдачи энергии

Смотришь на этих людей, которые ради возможности показать свою музыку могут днями жить в автобусе и проехать полстраны, недосыпать, недоедать, часами разучивать мелодии, набивать мозоли на руках, сдирать струнами до крови ногти и кожу пальцев – и понимаешь, какое значение в жизни человека может иметь музыка.

На фото: жюри фестиваля и Константин Абабков со свидетельством высокого мастерства Ансамбля "Сказ"

За что зрители любят «Сказ»? Профессионализм, виртуозное владение музыкальными инструментами, голосами и особый танцевальный язык. Музыкальных коллективов и исполнителей с такими характеристиками немало. А вот всё это, плюс искренность и открытость – это уже уникальность. «Артисты на сцене не играют, а живут», - говорят о сказовцах люди из зрительных залов - и они абсолютно правы. Артисты «Сказа» на сцене не просто живут, а радуются этому состоянию, и каждый раз посылают свой оптимизм в публику. Именно поэтому после их концертов из залов люди выходят заряженными и оживлёнными. На сцене сказовцы в режиме отдачи энергии работают всегда, часто, несмотря на собственные проблемы, тревоги, недосыпания. Но они не жалуются, не требуют к себе особых подходов и понимания. Так они выступили и в Ульяновске на конкурсной сцене, и на большом концерте в знаменитом санатории им В.И. Ленина, расположенного на берегу Куйбышевского водохранилища в селе Ундоры Ульяновской области. Зал, в котором собрались зрители из разных регионов страны, был полон, публика реагировала на выступление эмоционально, даже очень, лес рук со снимающими концертные номера телефонами, восторженные крики и аплодисменты.

27 часов в автобусе туда, столько же обратно – и всё ради того, чтобы отдать людям часть своей энергии? Но, конечно, это не просто выступление, а возможность рассказать нескольким тысячам человек, живущим на другом конце страны, о Псковской земле, о людях, которые на ней живут, чтобы публика ощутила, насколько красив, разнообразен и богат на таланты этот край. С такими целями обычно и съезжаются на подобные конкурсы и фестивали артисты из разных уголков. И в результате со сцены в публику несётся тот самый образ страны, который соткан из разных голосов, музыки, танцев – культуры народов, живущих на одной шестой части суши Земли. Именно такие фестивали, конкурсы, выступления и показывают очень разную, но такую единую Россию.

Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть интересно:

Константин АБАБКОВ: балалайку теперь воспринимаю по-новому

«Восторг, восхищение, радость»… Это эмоции жителей Ржева после выступления псковского ансамбля «Сказ»

Труд творчества, или Почему креативщиков всегда будет не хватать

222 просмотра.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу