Как жить маленькому городу, чтобы оттуда не уезжали жители?
В России отмечено уменьшение разрыва в доходах граждан. Но пока в пределах именно регионов. В сравнениях доходов между субъектами, по-прежнему, различия существенные. Именно маленькие доходы и невозможность заработать остаются главной причиной низкого уровня жизни местного населения в глубинке и стремлений молодёжи уехать в богатые регионы и мегаполисы. То есть, по сути, ситуация не меняется уже не первое десятилетие.
Контекст - авторская рубрика
И это одна из устойчивых примет капиталистического устройства, что в Америке, что в Европе, где и молодёжь, и люди старшего возраста бегут в крупные города даже из, казалось бы, благословенных средиземноморских регионов. Точно такое же положение в странах Балтии, откуда молодые люди валом уезжают в богатые по экономическому развитию страны: из Эстонии в Финляндию и Швецию, из Латвии – в Англию, Шотландию, Ирландию, из Литвы – в Германию. Схема тут одна: развиваешь экономику – есть будущее, не развиваешь – будешь в лучшем случае пенсионерской дачной территорией.
В интервью «Российской газете» кандидат экономических наук Николай Кульбака повторил известную формулу: «Для роста зарплат в любом регионе страны надо развивать экономику». Николай Кульбака уверен, что зарплата в регионах должна соответствовать производительности труда. А для этого нужно строить новые предприятия, развивать транспорт, сферу услуг, увеличивать уровень образования. Это долгий и сложный процесс, - по мнению эксперта. Поэтому необходима продуманная, целенаправленная политика по выравниванию уровня развития регионов. К этому хочется также добавить: ещё необходимо развивать и сохранять здравый смысл в системе управления, привлекать к работе настоящих опытных и талантливых профессионалов во всех сферах жизнедеятельности и системную работу контрольных органов.
Эти слова, в общем-то, прописная истина, которая повторяется раз за разом, год за годом, звучит из различных источников. Как и некоторые другие формулы развития. Но, похоже, эти истины плохо удерживаются в светлых головах части современных управленцев. Хотя эти же посылы идут в регионы и с самого верха российского руководства. «Регионам нужно сосредоточиться на развитии своих экономик, а также более ответственно подходить к формированию заявок по различным программам развития для достижения наибольшего экономического эффекта, а не просто ждать дотаций от федерального центра», - так выразил эту мысль министр финансов Антон Силуанов на заседании Госсовета по вопросам экономики и финансов в декабре прошлого года.
Всё это действительно, известная ситуация. Вопрос в другом – почему одни регионы могут развивать экономику и довольно интенсивно и плодотворно, а другие не могут? Или не умеют? И что в этом случае делать?
Год назад Фонд Росконгресс и Институт проблем региональной экономики РАН провели совместное исследование и выделили ключевые тренды, учитывать которые необходимо для регионального развития. Если коротко, то это: инфраструктурное обеспечение, транспорт и международное сотрудничество, на которое в создавшихся условиях нужно посмотреть «новым взглядом». Взгляд у каждого свой, конечно. Но что содержит в себе понятие «новый взгляд» на международное сотрудничество особенно в современных условиях, когда многие прежние связи вовсе разорваны?
«Безусловно приоритетным видится усиление уже сложившихся региональных объединений таких как ЕАЭС, ШОС или БРИКС, но нарастания уровня геополитической напряжённости создает уникальные условия, в частности, для восстановления утраченных партнерств, например с Ираном и Кубой, или создание принципиально новых коммуникаций. В любом случае создаваемые партнерства будут обладать единым для входящих в него государств набором технологических решений и подходов к организации пространственного развития, а также выстраиванию логистических коридоров», - говорится в комментарии к исследованию. Но это на глобальном межгосударственном уровне. А в регионах, тем более в маленьких городах и поселениях, каким должен быть «новый взгляд» или «новые коммуникации»? В небольших муниципалитетах, где кадры и ресурсы буквально наперечёт или и вовсе в большом дефиците, где руководители сидят и думают, как просто свести концы с концами.
И вот тут на поверхность может выйти понятие ганзейской экономики, возможности которой до сих пор в российских регионах так и не оценены. А в большинстве случаев – не поняты. Часто их даже не хотят брать во внимание, потому что это понятие, якобы, из прошлого, касается лишь северо-запада, да, и вообще – иностранщина. Хотя знакомые с понятием люди давно знают, что механизмы ганзейской экономики реально могут работать как на международном, так и на внутреннем направлениях, и на региональном, и муниципальном уровнях в любой стране. Как известно Ганзейский союз существовал с 13 и почти до начала 16 века, объединяя европейские города организованными торговыми отношениями. Многие муниципалитеты, входившие в этот союз, стали процветающими, в них получили существенное развитие не только различные направления торговли, ремесленичества, производства, но и социальные механизмы, отражавшиеся на жизни общества. Возрождён Ганзейский союз был в 1980 году, отчего получил к названию добавку Ганзейский союз Нового времени, в который входят сегодня почти двести городов, в том числе более десяти городов российского северо-запада.
Главным движущим принципом ганзейской экономики на протяжении исторического времени и новой эпохи тоже – остаются прямые контакты между субъектами. То есть, если воспринимать ганзейские методы выстраивания экономики и переносить их на нынешнюю российскую действительность, то плотнее взаимодействовать между собой могли бы не только регионы дружественных стран, но и более мелкие субъекты - города и поселения. И распространяться эти взаимоотношения должны не только на проведение культурных и общественных мероприятий, как это отчасти происходит сегодня, но и на различные экономические и производственные процессы. Реальные механизмы такого взаимодействия известны, например, в контактах между Беларусью и российскими регионами, в том числе с Псковской областью – получается неплохо. Похожая практика в массовом проявлении и могла бы стать тем самым «новым взглядом» или «новыми коммуникациями» для средних и малых муниципалитетов. Кстати, именно о подобных механизмах взаимодействия субъектов заходила речь во время экономического форума, проходившего в рамках дней Русской Ганзы в Великом Устюге в 2022 году. Они тогда привлекли не только представителей муниципалитетов, входящих в состав Союза Русских ганзейских городов, но и китайских, и азербайджанских коллег, высказывавших желание выстраивать подобные отношения. Попытки кооперации, координации, совместных производств и т.д. на уровне малых субъектов есть, но либо очень робкие, либо однобокие, либо вовсе не идущие дальше намерений. Но капитализм церемониться не будет – муниципалитеты-банкроты должны будут предпринимать решительные шаги, чтобы сохраниться. Альтернативой этому может быть только социалистический тип экономики, который даёт возможности для развития малых районов и городов.
Можно не называть такие экономические механизмы ганзейскими, если претит связь названия с иноземьем, и не убеждают доводы, что ганзейская тема исторически напрямую касалась русских городов и их жителей. А придумать своё наименование – какая разница, как они называются, главное, чтобы эффективно работали и способствовали развитию экономик регионов, а, значит, и увеличению зарплат местных жителей.
Игорь ДОКУЧАЕВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
Прогресс нас всех убьёт. Куда бы спрятаться?
Идея создания Евросоюза исходила от Льва Троцкого и она может иметь продолжение
Такая экономика, как складывается в России, нравится не многим
Социологи в очередной раз попытались выяснить, почему молодёжь уезжает из регионов
Поделиться с друзьями: