Светлана Дмитриева: «стало жалко работников культуры»
Светлану Дмитриеву далеко за пределами Псковской области знают как талантливую певицу, руководителя творческих коллективов «Лаванда» и «Забава». А до недавнего времени и как начальника отдела культуры самого большого в области Псковского района. Но, внезапно, оставив руководящую должность, Светлана Николаевна исчезла… Почему? Куда? Зачем? И что из этого вышло? Об этом она сама рассказала корреспонденту «Прессапарте».
- Да, я 27 лет отработала в культуре Псковского района, - рассказывает Светлана Николаевна. - За многое благодарна бывшему главе района Владимиру Шураеву – он в годы своего руководства всегда поддерживал культуру. Благодаря ему и я пыталась руководить учреждениями культуры Псковского района, но как только он ушёл – всё изменилось. Но мне не хочется сейчас вспоминать об этом… Я из искусства, из творчества не ушла. Я рассталась лишь с администрацией Псковского района.
- А сама культура в городе, в деревнях, сегодня остаётся?
- На селе? Конечно, остаётся и развивается, как может. Единственное …нет финансов, каких бы хотелось для культуры в районе. Но крупные учреждения поддерживают, делают ремонты, ведут реконструкцию: в Тямше, в Неёлово, в Писковичах, в Соловьях – приятно войти теперь. И в Родине расцвёл дом культуры. Покупают и аппаратуру. Но всё равно не хватает, хотелось бы побольше. А что касается меня в роли руководителя отдела культуры в районной администрации – я просто себя исчерпала… Люблю работать самостоятельно, чтобы мне не мешали, люблю творить, а когда все отношения перерастают только в кнут, без пряника – это очень тяжело.
Творческому человеку нужен пряник и только иногда кнут.
Если вы берёте на должность руководителя человека со стажем работы, если знаете, как он работает, то смысл потом ему мешать? Когда за тебя всё решают, когда тебе не дают шаг ступить – это неправильно. Вот поэтому я Шураева вспомнила. При его руководстве районом, мне давали возможность творить, придумывать, делать что-то новое. Потом стали всё решать за нас, вплоть до написания сценариев. И тогда все культурные события оказались как под копирку… Поэтому меня это не устроило. Когда я шла работать в администрацию района, то немного не понимала – мне казалось, вот стану начальником, помогу и тем, и этим, и мне удастся всё. Но всё не так. Я пришла, и оказалось, что мне нужно было не делать людям праздник, а с утра до вечера решать проблемы.
-Какие проблемы приходится решать начальнику от культуры?
- Протечки, прорывы…, а денег на всё это нет, и не планировалось. Бюджет такой маленький, финансирование - мизерное: даётся по программе только на ремонт, а на ликвидацию протечек почти ничего нет. Кроме того, ломается техника, оборудование, которое купили десять, двадцать лет назад и оно должно до сих пор работать. Зимой добавляются сезонные проблемы: чистка снега на улице, с крыш, надо искать машины, а денег опять на это нет. Да, и концерт хороший сделать без особых средств – это тоже проблема.
- А вопросы с кадрами есть?
- Если бы мне дали возможность самой решать – я бы в первую очередь берегла хороших специалистов – поощряла бы их труд как могла, сделала бы не мизерную ставку, а хотя бы полторы ставки, да плюс премиальные. Но ничего такого нет…
- Если бы вы получили карт-бланш, когда пришли руководить, и никто не стал мешать, что сделали бы?
- Я бы привлекла профессионалов, сотрудников, которые умеют и могут многое. Оснастила все крупные дома культуры необходимым оборудованием, и они стали бы работать, в том числе и на близлежащие деревни и сёла. А так получается, что всего везде по чуть-чуть, и всего не хватает, в том числе подготовленных специалистов. Если на сцену выходит человек с плохой речью, то, что это за учреждение культуры?
А в крупных домах культуры, который должен быть в каждой волости, есть возможность собрать хороших сотрудников: режиссеров, танцоров, певцов, других профессионалов, которые придут и сделают праздник. Тогда и результат был бы.
Вот почему в Родине стало по-другому? Туда директором Дома культуры пришёл Александр Иванов, а он умеет работать, умеет собрать вокруг себя интересных людей. Если кто-то ему не нравится, не сошёлся в работе - с такими он расстаётся и набирает других. Это нормальный принцип. Саша Иванов работает как бизнесмен: он меняет сотрудников, подбирая тех, с кем сможет добиваться необходимого результата. И добивается… День посёлка проходит просто на «ура!», люди там наконец-то увидели настоящее шоу, туда охотно едут и артисты.
- Культура на уровне деревни, в каком виде должна быть?
- В маленькой деревне культура – это как клуб по интересам. Может быть, один или два организатора. Когда мы были во Франции, нам показали: в маленькой отдалённой деревне в небольшом одноэтажном здании есть зал, где один организатор что-то придумывает – туда приходят местные жители и с интересом весело проводят время. Как на любой базе отдыха сегодня есть аниматор, который занимается организацией отдыха и досуга людей. Они сами всё решают, приобщают и детей.
- А кино вы относите к культуре? Ведь в советское время люди привыкли к кино: что оно есть в каждом сельском клубе, если не стационарная киноустановка, то хотя бы передвижная…
- Да, будет здорово, если кино будет в деревнях и сёлах, тем более что у нас нет Интернета во многих населённых пунктах.
- Не кажется ли, что когда мы говорим о культуре, мы всё больше возвращаемся к древним вещам: клубы по интересам, где бабушки носки вяжут, вышивают, поют за прялкой, то есть мы не в цивилизацию шагаем, а всё больше возвращаемся в пещерный век – лучину ещё поставить и пусть они сидят и культурят…
- Да, у нас так: дали установку – все сразу стали заниматься фольклором и сельская культура теперь с ним и ассоциируется. Дадут другую установку – переключатся на неё.
- Каков ваш прогноз, как будет развиваться культура вообще?
- Думаю, что культура будет непредсказуемой вопреки установкам, и она будет возрождаться. Смотрите времена какие пошли: уже многие могут купить себе хорошую аппаратуру, каждый дом культуры может приобрести видеотехнику для показа фильмов – пусть не на большом экране, но всё-таки на экране. Для этого нужны только деньги. И власти должны об этом думать – оснастить дома культуры сегодня недорогого стоит. И необходимо привлечь профессиональных специалистов, которые могут применять интересные технологии.
- То есть при деньгах культура будет развиваться?
- Будет развиваться.
- А если денег не будет?
- Будет всё очень сложно. Всё будет медленно течь…
- Мне кажется, сфера досуга и развлечений и так едва жива. Я не про бюджетные учреждения, где жизнь есть, где собираются любительские коллективы и играют, поют, танцуют. Но на концерты народа ходит всё меньше, клубы закрываются, вот и в Пскове закрылся очередной довольно известный и интересный проект…
- Да, сейчас вся страна, и Псков не исключение, находится в экономическом кризисе. Это понятно и по бизнесу, и по предпринимателям, и организованных мероприятий становится меньше.
- А как же вы в такой кризис решились начать свой бизнес?
- Да, многие удивляются. Но это такое многолетнее желание – открыть салон красоты, что ждать сил не было. Я же, после того как ушла из чиновников, отучилась на мастера по маникюру, педикюру, постоянно посещала многие профессиональные семинары в столицах, и потом пошла работать в салон мастером по маникюру, даже в два, специально, чтобы узнать, как всё работает. Два года я изнутри смотрела и щупала что и как. Я готовилась к открытию и познавала всю кухню сама.
- То есть вы нисколько не переживали, что будучи начальником, возглавлявшим культурную сферу большого района, в одночасье ушли и стала простым мастером по маникюру?
- Это другая жизнь. Мне после того, как я в неё окунулась, стало очень жалко работников культуры, потому что мастер по маникюру и парикмахер очень хорошо живут, если они талантливы. А в культуре, талантливые люди живут хорошо далеко не все – вот в чём разница. Когда я была работником культуры, то была от этого далеко, но пришла работать в салон и увидела, что мастера, молодые девчонки по 25-26 лет, уже ездят на своих машинах и умеют работать, и получают за это приличные деньги.
А наши специалисты в культуре работают на зарплату - копеечную, и при этом ничего не имеют.
Даже не могут претендовать на звание Заслуженного работника культуры, которое сегодня ничего не даёт, но им даже этого жалеют. Возьмите Людмилу Карпову из Соловьёв – ей надо уже два звания дать или три – это такая умница. У неё был замечательный коллектив «Соловьёвские девки», но участницы состарились, выступать им уже тяжело, кто-то вовсе умер, а руководитель так и осталась без звания. Мне очень жаль, что так вышло, Людмила заслужила и звание, и почёт, и уважение. Вот такая у нас практика: человек, отработав всю жизнь, уходит на пенсию и всё, о нём забывают.
- А кто сегодня должен оценивать вклад и заслуги людей, выдвигать их на премии, награды, звания, чтобы не приходилось самим унижаться и выпрашивать эти знаки?
- Непосредственное руководство и вышестоящее начальство. В данном случае директор отдела культуры, глава района, его заместители.
- Но ведь должна быть объективная, беспристрастная оценка, ведь глава, например, может иметь антипатию к какому-то человеку и в итоге претендент от этого руководителя не дождётся ничего.
- Если руководитель мудрый человек – он рассмотрит любые кандидатуры. Просто в Псковском районе это как-то не заведено – ещё ни одного Заслуженного работника культуры. Про меня говорили так: «дашь ей – она зазнается». Когда я работала руководителем, мне хотелось, чтобы других людей поощряли. Про себя я всегда знаю, что не пропаду. У меня, вон один Ансамбль «Сказ», где я пою, чего стоит! Это моё душевное хранилище - я получаю в нём столько удовольствия, жизненного подъёма, что выплёскиваю везде при случае (Улыбается).
Ансамбль "Сказ" имени Виталия Румянцева
- И вот из начальников вы ушли в предприниматели. Кроме того, что вам стало жалко работников культуры, опишите другие свои ощущения от этого перехода?
- У меня крылья выросли – такую лёгкость ощущаю. В чём отличие бизнеса от должности начальника отдела культуры в районе? То, что начальник – подневольный. Ему дают указания, и он должен их исполнять. Работы очень много, и у тебя нет никакой отдушины. Даже слово похвалы не получишь. У нас не принято хвалить. И получается, что ты замыкаешься, замыкаешься, и в один момент тебе становится нечем дышать. Я не могла продохнуть, потому что у меня без конца мероприятие за мероприятием и никогда ни спасибо, ничего… А творческому человеку это надо. Ну, скажи ты доброе слово – мы горы свернём. Мне этого не хватило… А бизнес – это много работы, но есть отдушина: люди к тебе приходят и благодарят. И сразу хочется работать ещё и ещё. Теперь вот накупила призов для своих же клиентов... То есть, я сама решаю и вижу, что мои решения правильные
Не знаю, что там завтра будет – окуплю я вложения или нет, но сегодня люди улыбаются, говорят мне «спасибо» и большей радости нет
Человек доволен, и ты готов ещё больше работать, чтобы тому хотелось улыбаться ещё. Это, наверное, в крови творческих людей, ведь мы много лет в домах культуры отработали и привыкли дарить радость. Но при этом нам самим надо получать положительные эмоции, и тогда мы готовы работать ещё больше.
- А какими были ваши первые шаги в этом бизнесе, с чего начали?
- Два года вынашивала планы. Потом продали всё, что можно. Мне, конечно, очень помогает муж – он пошёл навстречу моим просьбам. Это он сказал: «Светлана, если тебе тяжело дышится в администрации – уходи, я тебе во всём помогу». Если бы не он – мне было бы сложно что-то сделать по организации салона красоты. И теперь самое страшное уже позади – всё оформить, все инстанции обойти – их столько много…
Я поняла, что государству ещё нужно работать и работать в этом направлении: очень всё сложно в организации своего даже маленького дела.
Отдаю один документ, мне говорят прийти через пятнадцать дней. Прихожу. Документ утерян. Пишу новый. И вновь 15 дней ожидания. Прихожу получать – в документе сделана ошибка. Вновь по кругу. В итоге больше двух месяцев на оформление простой бумажки… Это большая проблема. И очень сложно выдержать этот этап.
- А коллектив как вы собирали. Какие критерии при выборе?
- Профессионализм – первое. Мастер должен уметь всё. Если ты занимаешься, например, работой с волосами, ты должен этим увлекаться, гореть. Готова посылать на семинары, частично оплачивать дополнительную учёбу. Буду искать мастеров, которые могут дать моим сотрудникам мастер-классы. Духовный человек – второе. Не приемлю ссор в коллективе, хамства, не позволю здесь цвести интригам.
Никогда не буду публично на кого-то кричать и разбираться в ситуации – только наедине с человеком попытаюсь выяснить, что стало причиной того или иного проявления.
Я так же работаю со своими ансамблями, которыми я руковожу. К каждому человеку нужен подход, никогда не надо повышать тон. К каждому нужно находить подход – тогда всё пойдёт хорошо. Если будешь шашкой наголо махать, как, к сожалению, у нас это делают некоторые руководители, то в результате они останутся с этой шашкой вдвоём.
Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора
«Прессапарте»
Поделиться с друзьями: