Когда звучит русская музыка – общество самоочищается
Ветер и снегопад 11 февраля выдались нешуточные – настоящая пурга окутала оба берега Волги, очертания Ржева, расположенного по берегам, едва различались в снежной пелене. Как и фигуры людей, казалось, выходящие из ниоткуда. Но идущие сквозь завесу, уверенно двигалась в одном направлении – к высокому красивому строению, стоящему на крутом берегу и очень похожему на дворец. Куда так решительно идёте, граждане?, - спрашиваем. «Во дворец. Пойдёмте с нами, не пожалеете», - слышим в ответ. Во дворец, так во дворец…
Во всём виновата Волга
Ржев – первый город на великой русской реке Волге вниз по её течению. Начиная от истока, и двести километров река течёт без крупных городов на своих берегах. Чтобы потом сразу удивить красивейшим природным местом, здесь река создала неповторимые излучины, намыла высокие берега. Кажется, здесь все - хочешь - не хочешь должны быть поэтами или певцами, артистами. И ещё - воинами, чтобы эту благословенную землю защищать. И уж точно здесь всё есть для того, чтобы и место это было счастливым, и люди здесь живущие - тоже. И песни лились над Волгой нескончаемо.
На фото: Ржев, берег реки Волги
Именно поэтому в 1960 году на высоком берегу советские люди построили в Ржеве дворец культуры – зачинщиками строительства стали работники крупного электро-механического предприятия. Руководство завода считало, что люди, независимо от того, где они живут – в столицах, или небольшом Ржеве, должны иметь возможность пребывать в красоте, с рядом звучащей музыкой, волшебными танцами и без меры получать положительные эмоции. Такая была эпоха – советская. В ней любой человек, независимо от роду-племени, профессии и статуса, мог быть и зрителем, и сам творить культуру – выходить на сцену с песней, в танце, актёром в театре и т.д. Для того и строили дворцы и дома культуры даже в отдалённых посёлках. Многие из них ещё стоят, где целиком, где с прохудившимися крышами, где перепрофилированные под магазины, а где только в виде фундаментов – оставаясь приметами развитой цивилизации. В Ржеве не просто Дворец культуры сохранился, но и впечатление производит не меньшее, чем только что построенный.
На фото: Дворец культуры города Ржева
Местные жители рассказывают, что директор завода, при котором в конце 50-х воплощали проект, хотел, чтобы он был этажом выше, а фронтон строения украшали фигуры дочерей богини Гармонии из древнегреческой мифологии. Музы - покровительницы искусств и творчества смотрелись бы здесь естественно, надо заметить, потому что творчество в этих стенах бьёт ключом с момента постройки. Но, видимо, не наличие скульптур греческих муз для этого важно… Ведь они так и не появились во внешнем облике дворца. Возможно, в том, что творчество тут не иссякает виновата Волга и ржевские струны – тот воздух, который звучит на все лады, играет и пробуждает поэтическо-романтические настроения у жителей.
Не случайно, что именно отсюда родом Тертий Филиппов – дослужившийся в 19 веке до высоких постов в Российском государстве, но больше известный как активный сторонник сохранения русской народной культуры, фольклора, народной песни и музыки. Был бы он просто сенатор и государственный деятель – вряд ли его вспоминали так часто, как по той роли, которую он сыграл в сбережении русской народной песни и музыки. Каждый год на Филипповой даче происходят народные гулянья - настоящий праздник русской культуры, где Тертия Ивановича так часто вспоминают, что кажется, он просто затерялся где-то в гуляющей толпе и вот-вот выйдет к сцене вместе со своим знакомцем Василием Андреевым. Тем самым, кто основал первый Великорусский оркестр и сделал мало кому известную народную балалайку сценическим музыкальным инструментом. Есть мнение, что Василий Васильевич бывал не только у Филиппова в Петербурге, но и в Ржеве. И те самые ржевские струны в душе Андреева тоже свою роль сыграли.
Ржевские струны Василия Андреева
И поэтому, когда Тверской областной Дом народного творчества открыл очередной фестиваль народно-инструментальной музыки «Андреевские дни», проходивший 11-12 февраля 2023 года, на сцене Ржевского Дворца культуры, все ржевские струны торжественно зазвучали. Возможно, это событие и вызвало колебания атмосферы, которые принесли эту живописную снежную пургу.
На фото: Открыл "Андреевские дни" Тверской муниципальный оркестр русских народных инструментов имени Василия Андреева
Но непогода не остановила, не помешала ржевским любителям музыки заполнить концертный зал Дворца культуры. Удивительно, что среди зрителей было довольно много молодых людей и совсем юных, хотя со сцены звучали не приезжие из столиц «модные» «звёзды», а коллективы, играющие настоящую серьёзную музыку. Многих зрителей подкупали живое исполнение без всяких фонограмм и иных хитростей – на сцене была видна жизнь, слышно дыхание музыкантов, заметно волнение и удовольствие от исполнения. В зале ржевского Дворца культуры прекрасная акустика, звук льётся, заполняет всё пространство зала, каждый инструмент даже в больших оркестрах звучит отчётливо, можно выделить партию любого музыканта – это очень важные атрибуты концерта.
Открывали «Андреевские дни» в Ржеве коллективы разные: были народные самодеятельные, были и молодёжные, были и настоящие профи. На сцене, сменяя друг друга, работали: Тверской муниципальный оркестр русских народных инструментов имени Василия Андреева, под руководством Александра Некрасова, Ржевский Ансамбль русских народных инструментов «Метелица», руководитель Светлана Куликова, Ансамбль баянистов «Музыкальный сувенир» из ржевской ДМШ №1 им. Я.И. Гуревича, руководитель Ольга Журавлёва, Ансамбль русских народных инструментов «Исток» Детской школы искусств им. И.К. Архиповой из города Осташков, во главе с руководителем Владимиром Фокиным, Ансамбль русских народных инструментов «Сюрприз» из Стариц, руководитель Александр Шабашкин, Ансамбль инструментальной музыки «Калина-АРТ», руководитель Александр Некрасов. В качестве гостей фестиваля в Ржев приехал Заслуженный коллектив народного творчества России Ансамбль «Сказ» им. В. Румянцева из Пскова. Руководитель «Сказа», лауреат премии Правительства «Душа России», заслуженный деятель искусств Псковской области Константин Абабков успел провести и мастер-класс для руководителей самодеятельных коллективов народно-инструментальной музыки Тверской области.
На фото: Ансамбль «Сказ» в качестве гостей фестиваля дал большую программу, которая вызвала необыкновенный интерес у зрителей
Сказать, что ржевские зрители тепло встретили коллективы музыкантов – это значит, ничего не сказать, отделаться дежурным выражением. То, что творилось в зале – мечта любого артиста – овации, крики «Браво!», «Молодцы!», восторг зрители не пытались скрывать, они его демонстрировали. Кто-то может подумать, что жители в Ржеве не часто видят концерты и представления. Отнюдь, количеству афиш с прошедших и ожидающих программ разных жанров, могут позавидовать и столичные учреждения. А от гастролирующих «звёзд» в ржевской атмосфере не успевает след растворяться. Объяснение, как кажется, тут простое – ржевские зрители научены различать искреннее исполнение от дежурно-гастрольного, и то, что истинное - они воспринимают восторженно и с большой благодарностью.
Конечно, попса – попсовикам, рок - рокерам, рэп – рэперам. А эта музыка и её исполнение – всем. Именно она будет вечной. «Андреевские дни» в Тверской области - стали праздником русской музыки – это определённо. И то, что роль в этом Василия Андреева со сподвижниками не только не стирается, а усиливается – это закономерно. Среди современной фальши, истинная культура народа начинает звучать как сама природа. И этим толкает общество к очищению. Следующий этап очищения вскоре пройдёт уже в Псковской области, где готовится фестиваль русской музыки, посвящённый музыканту, балалаечник-виртуозу Борису Трояновскому – одному из друзей и сподвижников Василия Андреева.
Игорь ДОКУЧАЕВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может понравиться:
Ржевский солдат всё больше притягивает к себе и взгляды, и мысли
В Африке поют по-русски, и многим это очень нравится
Многоликая Россия показала себя в Твери
Поделиться с друзьями: