Алидин Каримов: киргиз российского назначения
Он совсем молодым уехал из Киргизии и вот уже тридцать пять лет живёт в России, в Псковской области. И бригадный подряд, и российские ковбои – это его рук дело. Но сегодня он думает совсем о других вопросах… В том числе, как спасти молодёжь от войны.
- Алидин Жумабаевич, как вы оказались в Пскове, какова предыстория?
- В советские годы я приехал учиться в сельскохозяйственную Академию в Великие Луки. После окончания учёбы получил распределение в хозяйство Псковского района, в совхоз имени Кирова. Сейчас этого хозяйства уже нет. Нужно было отработать три года, и тогда поезжай из области куда хочешь, а я отрабатываю до сих пор (улыбается). Хоть сам киргиз, но больше половины своей жизни прожил здесь, на Псковщине. В Киргизии только родился в Баткенском районе, который тогда относился к Ошской области, вырос, среднее образование получил, окончил сельскохозяйственный техникум. В 90-х годах, после межнационального конфликта, эпицентром которого была как раз Ошская область, она оказалась разделена. Но я уже тех событий не застал - уехал оттуда в восьмидесятом году, а те события случились в 1988-89 годах, перед самым развалом Советского Союза. У меня там и сейчас живёт родня – братья, сёстры, другие родственники. К сожалению, родителей уже нет… Я бываю на родине, но не очень часто, конечно.
- Когда вы учились в Киргизии в сельхозтехникуме, какая у вас была специализация?
- Агроном. А в Великих Луках получил специальность зоотехника. Так что в сельском хозяйстве многое понимаю. После вуза начинал работать заведующим фермой, а закончил работу в сельском хозяйстве председателем колхоза. Был ужасный период в 90-х годах, когда стали разваливатьсся совхозы и колхозы. Пришлось увидеть и преодолеть много неприятного.
- Для вас была ощутима разница в знаниях, которые вы получали в киргизском сельхозтехникуме и в великолукском вузе?
- Честно говоря, обучение в Советском Союзе было стандартное для всех сельскохозяйственных учебных заведений. Несмотря на то, что в Средней Азии выращивали хлопок, но нас учили и как лён выращивать. И это было очень хорошо, получался универсальный специалист. И поэтому при распределении спокойно могли отправить работать из одного конца Советского Союза в другой. Сейчас такой системы подготовки уже нет. Да, и сами хозяйства становятся узкоспециализированными. Раньше, в совхозе Кирова было пять тысяч голов только крупнорогатого скота, плюс в обязательном порядке выращивали свиней, плюс растениеводство. Тогда действовала такая направленность, что каждый житель села, работник колхоза-совхоза должен быть обеспечен продукцией своего хозяйства.
Колхозам вменяли в практику содержание свиней, чтобы и своих работников обеспечивать мясом. Передовикам производства и премиальные давали свиньями.
Поэтому, когда говорят, что в последние десятилетия в советских магазинах были полки пустые, то это не означало, что люди были голодные. Если заглядывали в холодильники советских граждан – все полки были забиты продуктами. Деревенские жители тогда и своим родственникам в город продукты отправляли. А сегодня в деревню из города везут… Так что с голоду в те времена никто не умирал.
- Да, огромная страна жила – если бы помирали с голоду оттого, что полки в магазинах пустые – было бы заметно.
- Если разобраться, например, в совхозе было пять тысяч поголовье крупнорогатого скота, из них – 1200-1400 молочных коров. Сейчас очень редко где столько можно увидеть. Если где и есть такие хозяйства, то они занимаются только этим направлением – скотом. А мы же и лён выращивали, по 110 тонн в сезон заготовляли.
- В последние годы в Псковской области лён вовсе не выращивают?
- Не выращивают, полностью прекратили.
- А вы сейчас с сельским хозяйством связаны?
- Нет. Так получилось, что я с руководством местной сельскохозяйственной отрасли долгое время был в противостоянии. Могу сказать одно – ко всем переменам чиновничий аппарат не успел подготовиться и пойти с ними «в ногу». Они всегда опаздывали – и тогда, и сейчас опаздывают. Потому что они всегда сидят и ожидают команды. А я не люблю сидеть и ждать, когда тебе дадут сигнал, я сам понимаю, когда и что нужно делать. Поэтому я ушёл из совхоза имени Кирова и создал бригадный подряд. Это был самый первый бригадный подряд в области. Обо мне тогда кто только не говорил, кто только не писал. Мой шурин тогда работал главным инженером в Новосокольничском районе и приехал для повышения квалификации в институт, который находится в Родине, и оттуда звонит мне: «Алидин, я горжусь тобой, нас тут учат по твоему методу» (улыбается).
Мы создали бригаду и получили большую самостоятельность, я сам решал все вопросы, мы заключили договор с директором совхоза, они предоставили мне скот. Но уже тогда в начале 90-х в этой отрасли была ощутимая нехватка кадров - я поехал за ними в Киргизию. Но тогда оттуда в Россию не хотели ехать, там было стабильно и многие не хотели что-то менять. Тем более, пытаться жить богато.
В то время к богатству не стремились, даже дома не старались шикарные строить, потому что сразу нужно было объяснять ОБХСС, откуда ты взял на это деньги.
Удалось только четырёх молодых человек найти, которые только вернулись из армии, и ещё не начали работать. Я их уговорил, сказал: давайте, пока молодые - поехали, хотя бы мир посмотрите. И они приехали. Но никто из них в Псковской области не остался – отработали какое-то время, деньги получили и уехали на родину жениться. Деньги есть, значит, можно семью создавать.
Начали работать бригадой, растить коров, бычков. Тогда в сельскохозяйственную отрасль пришли работать и бывшие партийные функционеры. Некоторые из них вот так всю жизнь и работали - на самом деле ничего не делая. Из-за таких функционеров у нас беда и случилась в сельском хозяйстве. Из-за таких все советские колхозы и совхозы в одночасье стали банкротами. Но мы продолжали работать. И стали первыми выгонять стадо бычков на пастбища. На Псковщине до этого не принято было бычков пасти, их просто откармливали на привязи. Неужели никогда до этого не думали, что животные тоже хотят быть на природе, что так они лучше питаются, быстрее растут. Животные не только наедаются, но и начинают резвиться, гулять.
- То есть вы были здесь фактически первыми, кто применил этот метод?
- Да, именно так. А теперь, смотрите, даже из Америки ковбоев привозят, деньги платят, чтобы они учили наших людей стада пасти и быков откармливать.
- То есть, если бы тогда ваш опыт внедрили, хотя бы обратили на него внимание, то сегодня заморских ковбоев не надо было бы привозить?
- Конечно, у нас в России и своих ковбоев достаточно. Но тогда на меня уже косо смотрели партийные функционеры, а потом и чиновники от отрасли. Хотя тогда в 1989 году мы пошли ещё дальше, и самый первый сельскохозяйственный кооператив в области на базе своей бригады, тоже создал я. Советский Союз тогда ещё держался, и я хотел назвать кооператив «Киргизстан». Но при регистрации документов меня везде заставляли его вычёркивать, мол, нельзя. Я спрашиваю, почему? Ведь у нас в СССР есть Киргизская республика. Но мне опять: «Нельзя». Тогда я просто взял название деревни, где он располагался: «Пересветово».
И в своё время оно стало очень известным, а некоторые наши известные чиновники только от одного слова «Пересветово» шарахались, честное слово…
Тогда стало возникать много различных кооперативов, но долгое время сельскохозяйственный кооператив в области был лишь один – «Пересветово». А уже в 1997 году все сельские хозяйства перевели в форму кооперативов. В Псковском районе такие мощные хозяйства были, такие замечательные и крепкие лидеры, один Серафим Иванов чего стоил… Надо более уважительно чтить таких людей.
- А вы когда уходили из сельского хозяйства, не было обидно? Это ведь ненормально, когда из отрасли просто так отпускают грамотного опытного специалиста, точнее - он не находит там себе места?
- Честно скажу, обидно. Я возглавлял тогда колхоз в Пыталовском районе, в деревне Вышгородок, и в один прекрасный момент после очередных разборок у областного начальства, пришёл к своим рабочим и служащим, собрал собрание пайщиков и сказал, что у меня не складывается работа с вышестоящим начальством, поэтому я лучше уйду. И уехал в Черскую, где жила вся семья. Потом, когда стали делить паи в том хозяйстве в Вышгородке, меня глава района пригласил, сказал, что просят меня приехать и быть председателем ревизионной комиссии, чтобы правильно поделить паи, потому что, по словам главы, «народ только мне доверяет»… Потом меня ещё долго люди благодарили.
- Где вы сейчас живёте?
- Живу и работаю в Черской, где у меня своё небольшое дело, а в Пскове живёт сын.
- Вы председатель киргизского землячества в Псковской области, а много ли киргизов в регионе?
- Достаточно. Но нельзя сказать, что я их опекаю, как председатель диаспоры. Потому что Киргизия в Средней Азии считается одной из самых образованных республик и мои земляки находят здесь себя. Недавно узнал, что только в псковской 76-й дивизии по контракту служат тринадцать выходцев из Киргизстана. Работают врачами в Плюсском районе. Живут в Пыталовском районе. В Великих Луках, в Пскове. Мы, естественно, общаемся между собой. У нас официально зарегистрированная общественная организация – Национально-культурная автономия «Киргизская диаспора»
- А случаются какие-то проблемные вопросы в жизни, сталкиваетесь ли вы с какими-то негативными проявлениями здесь?
- Нет, честно говоря, никаких проблем нет. Один раз был, но мы общий язык нашли… Это в момент введения закона о сдаче экзаменов на знание русского языка для приезжающих. Закон, конечно, несколько недоработан, потому и происходит непонимание. Приезжают сюда люди, которые закончили в Киргизии русские школы, а им надо, как мигрантам без знания языка, вновь сдавать родной язык. А того, что они на нём говорят? Это же чиновники, которые с ними работают, и видят и слышат, у них есть документ об образовании, но всё это не принимают во внимание. Как тогда поддерживать необходимость работы русских школ в зарубежье, если потом не признавать итогов их работы?
Россия должна более внимательно относиться к своим сыновьям, которые возвращаются. Делать что-то для того, чтобы их и в зарубежье не обижали, и здесь принимали нормально. Не должна Россия обижать своих, тогда и в других странах этих проявлений будет меньше.
Вот я как председатель диаспоры и вступился за двух русских, которые приехали из Киргизстана, которые имеют за плечами хорошее образование на русском языке. Таких людей нужно обязательно освобождать от всех процедур по сдаче экзаменов. А тут – закон есть – и всё, никакого человеческого подхода…
- Я так понимаю, что когда есть диаспора значительно легче договариваться с различными инстанциями, противостоять несправедливости?
- Значительно легче. Вот поэтому мы часто действуем объединённо с другими национальными диаспорами. Мы, вообще, дружим и у нас хорошая взаимовыручка между диаспорами: армянская, дагестанская, чеченская, азербайджанская, еврейская, сето и другими. У нас общество национальных диаспор.
Часть населения Псковской области состоит из различных диаспор, если всех собрать, то это будет двадцатая часть населения области, если не больше. И в этой среде нужно проводить специальную работу, например, о том, как на местах проводить выборы всех уровней, чтобы они проходили честно, чтобы было равноправное участие. Я, к примеру, прожил в Псковской области тридцать пять лет и мне уже не безразлично её будущее и настоящее.
- У вас, после тридцати пяти лет жизни в России, какие-то национальные элементы в обычной жизни, в быту остаются?
- Естественно. Дома мы носим даже элементы национальной одежды. Когда я работал в Пыталовском районе, то носил национальный головной убор - колпак. Все обычно оборачивались посмотреть. Я и главе района такой же подарил. У меня дома он и сейчас на видном месте. Но в первую очередь, конечно, мы используем нашу традиционную кухню. Я, кстати, попросил у городских властей подыскать нам помещение, чтобы взять его в аренду и сделать кафе не только с киргизской, но и со всей среднеазиатской кухней.
- Вы сами хорошо готовите?
- Кто пробовал – никто не жаловался… (Улыбается).
- А праздники вы как отмечаете?
- По-разному. Традиционные национальные праздники – по-нашему. А русские праздники – по-русски. Мы уже настолько вжились в культуру России, что и праздники, и многие традиции для нас стали своими. И так получается, что всё перемешалось: и киргизское, и русское. 9 мая – это вообще святой день для нас. Кстати, к минувшему Празднику Победы, на мемориале в Крестах, где захоронено 65 тысяч, замученных фашистами пленных, мы подновили памятник и окружающую территорию, нас пригласили на митинг, мы выступили, и от имени всех диаспор Псковской области поздравили людей с Днём Победы. Кстати, когда мы что-то делаем, я никогда не выделяю, какие диаспоры что делали – я всегда говорю: сделали диаспоры Псковской области».
И уже несколько лет подряд на 4 ноября все диаспоры собираются вместе в Городском культурном центре Пскова и отмечают День единения народов России, там мы готовим и концерт, и каждая диаспора представляет блюда своей национальной кухни, которые могут попробовать псковичи.
- А молодёжь как-то принимает участие в работе диаспор, она находится в национальной среде?
- Да, молодёжь принимает участие. Например, все национальные концерты и программы готовит наша молодёжь.
- Как вы считаете, молодёжь должна становиться универсальной, меньше делиться по национальным квартирам?
- Они всё же должны становиться универсальными, потому что жизнь меняется, становится более универсальной. Многое давно стало общим, человеческие ценности и подавно… Да, и опасности тоже общие. Вот, например, в последнее время обострилась проблема с вовлечением ребят и девушек в войны и конфликты на Востоке. Поднялся вопрос: что нужно сделать, чтобы противостоять этому? Элементарно. Мое мнение, ИГИЛ, как и другие подобные организации, заманивают к себе самых молодых: школьников, студентов – у кого психика не устойчива. Поэтому в каждой школе нужно ввести урок религий разъяснять и показывать: что есть что, и кто есть кто? Какие религии в мире существуют, чем они отличаются, какие у них ценности. Эти знания сработают в нужное время, пусть не сразу. Хотим мы или не хотим, но вызов брошен и нужно этим заниматься, иначе ещё не одна дочь или сын там окажутся… Сейчас надо шевелиться.
Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора
«Прессапарте»
Поделиться с друзьями: