Зачем Чингиз Османов обратился к «Тому и Джерри»?
Приезд в новгородскую филармонию Чингиза Османова – всегда большой праздник для новгородского оркестра. Это особый день. Как будто солнце целый день не заходит, и в его лучах, светится всё вокруг. Только в этот день наши музыканты играют по-особому. Практически у всех на лицах улыбка перед очередным номером и очень лёгкое, воздушное, романтичное и одновременно филигранное исполнение произведений. Если вы никогда не были на концерте с участием Чингиза Османова, то сегодня же займитесь поиском возможности это сделать. Чингиз Османов – непревзойдённый российский скрипач и талантливый конферансье, равного которому сегодня с трудом можно встретить.
Пусть всё в нашей жизни будет настолько просто и столь же изящно
На концерте в Новгородской филармонии среди зрителей были многие юные струнники с мамами и бабушками. В зале не было свободных мест, заняты даже все приставные. Преподаватели музыкальных школ города очень хотели, чтобы их ученики посмотрели на блестящее владение скрипкой этим музыкантом.
В первом отделении конферансье Османов предложил поговорить про «Простую симфонию» (Simplesymphony), для струнного оркестра Эдварда Бриттена (Эдвард Бенджамин Бриттен, барон Бриттен, 1913-1976, - британский композитор, дирижёр и пианист, один из крупнейших английских композиторов XX века, - авт.). Рассказывает Османов интересно, привлекая внимание публики не только музыковедческими знаниями, но и философскими.
К примеру, перед тем как сыграть «Простую симфонию» Бриттена, он стал говорить о понятии «простота» в философии, в музыке, в обычной жизни. По мнению Османова многие воспринимают и используют это слово неправильно. Люди часто усложняют простые вещи. Когда раньше ему встречались горожане с футлярами для инструментов, то он с грустью провожал их взглядом, представляя, сколько усилий и трудностей на пути у такого человека с футляром: сколько нужно пройти уроков, сделать домашних заданий, отыграть концертов, чтобы что-то получилось. Но спустя годы, он воспринимает людей, в руках у которых футляры музыкальных инструментов, с гордостью. «Пусть всё в нашей жизни будет настолько же изящно и просто как «Простая симфония» Бриттена, которую фрагментами написал Бриттен ещё в 9 лет», - обратился к публике Османов.
Но после своего философского посвящения маэстро сыграл не Бриттена, а «Весну» из цикла «Времена года» Вивальди, чем и вовсе заинтриговал публику. В зале задумались: а когда же прозвучит эта изящная простота Бриттена? Но Османов продолжал играть: звучала «Весна», которая и должна была стать прологом к первой части «Простой симфонии».
Эдвард Бенджамин Бриттен действительно написал фрагменты произведения ещё в девять лет, видимо, поэтому симфония «простая». О произведении мы знаем то, что в его основе отрывки без изменений, хотя развитие тем во многих местах новое. Партитура для струнного оркестра полностью сделана самим автором. В сносках к каждой части автор указывает источник, откуда заимствована та или иная музыкальная тема.
Муки любви не исключают радости
После «Простой симфонии» Бриттена вышедший из-за кулис Османов заинтересовал всех неожиданной новостью. Оказывается, что именно в этот день в марте когда-то вышел первый выпуск знаменитого мультсериала «Том и Джерри». Узнал он это, читая за кулисами ленту новостей. День рождения «Тома и Джерри», он посчитал удачным стечением обстоятельств, Османов предложил аудитории определить с помощью возникших в воображении ассоциаций, какой из следующих номеров будет олицетворять Тома, а какой Джерри.
Это были «Муки любви» и потом «Радости любви» Крейслера. (Фриц Крейслер, реже Крайслер, родился в Вене в 1875 году, умер в Нью-Йорке в 1962 - австрийский скрипач и композитор, при жизни считался одним из лучших исполнителей скрипичного жанра и талантливым композитором, - авт.). Исполнение Крейслера отличалось технической безукоризненностью, точной фразировкой, элегантным и тёплым звучанием, живым ритмом. Техника вибрато («французское» вибрато – ред.), которую, по словам самого Крейслера, он перенял у Генрика Венявского, также была одной из отличительных черт его игры. Сохранилось достаточно большое количество его записей, относящихся в основном к 1920-1930-м годам, среди которых - концерты Баха, Моцарта, Бетховена, Паганини, Мендельсона, скрипичные сонаты Шуберта и Грига (с Сергеем Рахманиновым, - авт.) и др. Османов исполнил «Муки любви» и «Радость любви», и предложил сравнить: какое из этих произведений можно было бы назвать олицетворением Тома, а какое Джерри? Отношения влюблённых людей, действительно очень часто напоминают те, что сложились между мультяшными героями - Томом и Джерри. После прослушивания мнения зала разделились.
Музыка из фильмов и реклам всегда привлекает внимание слушателей на концерте. И такой была Palladio - сюита Карла Дженкинса для струнного оркестра, увидевшая свет в 1995 году. Произведение имеет три части - Allegretto, Largo, Vivace и написано в жанре «concertogrosso». Мотив первой части - «Allegretto», был использован в рекламе алмазной компании «DeBeers» - «Бриллиант это навсегда» (англ. ADiamond Is Forever) 1993 года. После этого Дженкинс закончил сюиту и назвал её Palladio в честь архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио. Композиция была записана на CD Diamond Music в 1996 году. В записи приняли участие члены Лондонского филармонического оркестра. Впоследствии композиция многократно исполнялась различными музыкальными коллективами.
Сам Карл Уильям Памп Дженкинс посвятил своё творчество антивоенной теме. И кроме сюиты Palladio в честь итальянского архитектора, у него есть знаменитая «Месса мира» - это антивоенное произведение, основанное на католической мессе. Оканчивается месса Betterispeace (Лучше мир, чем война).
Программа концерта
- «Весна» Вивальди из цикла «Времена года»
- 1 часть «Простой симфонии» Бриттена
- «Муки любви» Фриц Крейслера
- «Радость любви» Фриц Крейслер
- «Маленький венский марш» Фриц Крейслер
- Палладио 1 часть сюиты Аллегретто
- А́стор Пьяццо́лла «Весна в Буэнос-Айресе»
- «Вальс-скерцо» Петра Ильича Чайковского
- «Анданте-кантабиле» Чайковский
- Тема Мерседес из «Кармен-сюиты»
- «Воспоминание о дорогом месте» ор.42 Чайковского
- Вивальди «Лето»
- Вальс из балетов Чайковского
Причём здесь Том и Джерри?
Следующие произведения отнесли зрителей в Испанию и в Аргентину. Вот-вот должна была зазвучать тема цыганки Мерседес из «Кармен-сюиты», и Османов вспомнил себя ребёнком, когда впервые услышал оперу «Кармен» Бизе. Он рассмешил весь зал своей удивительной историей.
Он вспомнил, что ребёнком путался в ударениях, а ещё, кстати, любил грампластинки… Запускать их в окно и смотреть, как они летят, планируют в потоках воздуха. Путая ударения, у него получалось не имя цыганки в опере, а марка известного автомобиля - имя героини Мерсéдес, а автомобиль называют - Мерседéс. Но сильнее всего рассмеялся зал, когда Османов рассказал, как мама на детском языке назвала ему действующих лиц оперы: «цыгане и Хосе». Так в зале узнали тему Мерсéдес по – новому.
Буэ́нос-А́йрес - один из самых любимых городов Чингиза. Он признался зрителям, что большой любитель путешествий. Аргентину ему помог открыть известный композитор из этой страны второй половины XX века Астор Пьяццола, (1921-1992 гг. - «Великий Астор» или El Gran Ástor как называли и называют композитора и музыканта в Аргентине - родоначальник стиля, получившего название танго нуэво исп. tango nuevo, «новое танго», - ред.). Его сочинения обогатили жанр «танго», представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Также композитор известен как мастер игры на бандонеоне (язычковый музыкальный инструмент из семейства ручных гармоник, - ред.); свои произведения часто исполнял с различными музыкальными коллективами.
Интересно, что весна в Аргентине, а именно в Буэнос-Айресе начинается, когда у нас начинается осень - 1 сентября. Если в первом отделении была «Весна» в Венеции благодаря сочинению Вивальди, то во втором отделении звучала «Весна в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццо́лла. Османов, таким образом, сравнил Пьяцолло и Вивальди.
Когда играешь на скрипке, признался Османов, то левая рука напоминает Джерри, а правая - Тома из детского мультфильма. В результате, на инструменте левая рука никак не может догнать правую. Кажется, есть ощущение, что левая вот-вот поймает Тома (правую руку), но каждый раз промазывает, или не успевает на мгновение. И Джерри снова удаётся убежать от Тома. Вот что представляет собой владение скрипкой.
А ещё Османов восхищается чувственностью в музыке Чайковского - великого романтика, великого психолога в нотах. Чингиз перед очередным исполнением, предложил каждому слушателю в зале задуматься о своём дорогом месте… И начал «Воспоминание о дорогом месте» Чайковского.
Зал, конечно, был не готов после всего услышанного просто так отпустить маэстро - все требовали «на бис». Но Османов не стал играть. Видимо, любое исполнение для него это не просто концертный номер, а сильнейшее переживание. Он сказал, что ещё приедет, непременно. И мы все надеемся, что эти минуты наступят как можно скорее.
Тамара КОСТЕРИНА, фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Рекомендуем! Обязательно прочитайте эксклюзивное интервью Чингиза Османова, которое он дал после концерта в Великом Новгороде:
Чингиз Османов «улетает от удовольствия», когда звучит Чайковский
Ещё материалы о музыке и музыкантах от нашего автора:
Шоу роялей, танец спиной, цветной слух и всё это на итальянском значит «Bel Suono»
Вадим Руденко: от ночного сторожа до музыканта известного во всём мире
Сокровенные мысли Татьяны Дамриной
Поделиться с друзьями: