Интернет-газета. Псков
16+

Юрий Мартынов: Может, выйти на сцену и спеть, чтобы все упали…

30 июня 2015 г.

Он не пошёл в юридический институт, хотя все ему пророчили хорошую карьеру в правоохранительных органах, он не остался в бизнесе, хотя там чувствовал себя «как рыба в воде». Не уехал в Америку, хотя этот вариант был весьма реальным. Видимо, судьба готовила ему роль, в которой пребывает сегодня. Юрий Мартынов – начальник Управления культуры города Пскова в беседе с корреспондентом «Прессапарте», которую можно назвать откровениями о псковской культуре.  

 

- Юрий Анатольевич, не обидно, что в последние годы в Пскове вас больше знают как начальника. Хотя вы сами человек творческий? Не хочется персональных выставок, альбомов? Творческие амбиции не мучают?

- Это всё от меня зависит: если я захочу сделать выставку, то возможности такие есть. Но у меня, как у начальника управления культуры, есть ограничения: если я буду продвигать свои проекты, то кто-то может неправильно понять, подумать, что пользуюсь служебным положением. Хотя хочется что-то творческое сделать, выплеснуть, почему бы и нет… Может, выйти на сцену и спеть, чтобы все упали? Я играю на гитаре, раньше и песни пел, говорят, что у меня прекрасный голос – мог бы удивить многих. (Улыбается). И дети у меня хорошо поют: старшая дочь, средняя… Да, и младшей уже сказали, что способности хорошие и голос замечательный, что надо её обязательно в музыкальную школу отправлять. Есть мысли сделать фотовыставку. У меня сейчас своих высококачественных фотографий около 150 тысяч – все отобраны. Причём, храню фотографии только положительной направленности: никаких разрушенных домов, искорёженных машин, диких кустарников и т.д. Я в душе такую тему разрушенности не приемлю, наоборот, накапливаю снимки с сюжетами, которыми можно восхищаться. Негативные фото удаляю сразу и беспощадно. Если бы этого не делал – уже такую огромную коллекцию собрал бы по этой теме. Но ничуть не жалею об удалённых.

- Вы считаете, что культура и красота всё-таки могут спасти мир?

- Да, именно так...

- А как вышло, что вы, инженер-механик, оказались в культуре?

- Когда я пришёл в 1985 году со службы в армии, мне все советовали поступать в юридический институт. Потому что ещё до армии у меня была собака – немецкая овчарка, и мы с ней помогали милиции. Но в Пскове на тот момент не было юридического института и надо было куда-то уезжать, а мне, отслужившему два года в армии в Мурманске, никуда не хотелось уезжать из Пскова. Выбор был скромный: либо педагогический, либо политехнический институт. Поступил в политехнический, на механико-машиностроительный факультет. Там нашел друга, с которым вместе учились. А он был музыкантом, играл в рок-группе «Виза». Тогда ещё родился слоган: «Псковская «Виза» круче «Круиза». Это были интересные годы – 1986-87-88... Постепенно меня стали окружать музыканты, и я вошёл в их среду, со всеми подружился. Когда в стране начался бум видеосалонов, начал организовывать видеопоказы. У меня по Пскову появились пять точек с сеансами видеофильмов: Клуб железнодорожников, вагон в 9-м тупике на вокзале, два общежития Политеха и один салон на Завеличье. Потом открыл дискотеки. Самая первая моя дискотека работала в том же Клубе железнодорожников. Удалось сделать её довольно популярной.

- Конкуренция ведь была значительной. Как удалось раскрутить, поделитесь секретом?

- Понятно, что народ туда было не загнать: в Пскове тогда были популярны дискотеки в ДКП, в ДКС, ещё в паре мест. Я отправился к друзьям в пединститут, говорю: ребята, помогайте, надо побольше девчонок на дискотеку, а парни уже сами следом придут… И вот несколько десятков девчонок идут гурьбой, к нам на дискотеку. В итоге за полгода я так раскрутил дискотеку, что в зал не вмещались все желающие, а по стенам текли потоки испарений… Дискотеку я вёл сам. А брат - спортсмен, кандидат в мастера спорта, чемпион Пскова по всем видам восточных единоборств, был на охране. Ещё пара друзей помогали в гардеробе и с другими делами. В то время мы каждые выходные ездили в Ригу – границ ведь ещё никаких не было. Оттуда я заодно привозил несколько коробок мороженого-эскимо, какого в Пскове уже давно не видели – дефицит. А тут пломбир в шоколаде. Продавали мы его только на дискотеке, так народ специально приезжал из разных концов города, чтобы поесть мороженого. Мы его не продавали просто так, только тем, кто покупал билеты на дискотеку. Вот такие секреты раскрутки…

- И что дальше?

- В 1991-92 годах начал заниматься компьютерами, тогда начали появляться самые первые. В институте работал в отделе вычислительной техники, и на этой базе создал фирму по продаже и ремонту компьютеров, арендуя у вуза две аудитории. Так что культурой и компьютерами я занимался параллельно. А однажды пошёл к директору института Сергею Михайловичу Вертешеву, а он мне рассказывает, что в институте создают социально-бытовой центр и нужен директор: «Пойдёшь?». Пошёл. И стал организовывать культурно-массовые программы...

- Не обидно сегодня смотреть на остатки железнодорожного клуба, которые почти стали руинами?

- Да, обидно. Вижу, что стало. Хороший был клуб, просто замечательный, и нужный в том районе города, да и для всего Пскова.

- Понятно, что здание принадлежит железной дороге, и они вольны поступать с ним как угодно. А были в городе в последние годы какие-то попытки вернуть его себе, включить в культурно-социальную жизнь псковичей?

- Мне кажется, что ничего не было, никаких попыток. По крайней мере, я не слышал о них.

- А если в двух словах, чем занимается начальник управления культуры города?

- Культура, конечно, понятие широкое… Моя основная задача, как начальника управления культуры города, чтобы была обеспечена доступность начального музыкального, художественного и другого образования, чтобы дети могли поступить, чтобы получили хорошее и качественное обучение. И проведение всех общегородских праздничных мероприятий. Это непросто, учитывая, что праздников у нас очень много: и маленьких, и больших.

- И как вопрос с доступностью начального образования – всем хватает? Нет проблем?

- Есть проблемы. Число желающих поступить в художку, и в школу искусств, в десять раз превышает возможности школ. Мы могли бы обучать значительно больше детей и подростков, потому что очень много желающих, но у нас нет помещений под это. Мы стараемся решать этот вопрос, пытались найти другое здание для художественной школы. Одно подходящее нашли, его продавали по приемлемым ценам, вышли на областной уровень, но там ничем нам не помогли. Кроме того, у нас большая проблема с 1-й Музыкальной школой на Советской улице: в здании рушится потолок, сгнила крыша, вода протекает, балки обваливаются - надо капитальный ремонт делать. Там уже довольно опасно. Мы пытаемся решить вопрос ремонта школы, включив её в перечень объектов, которые могут быть профинансированы за счёт денег выделяемых на подготовку к Ганзейским дням 2019 года. Я был недавно у первого заместителя Губернатора Веры Емельяновой, и мы говорили о том, чтобы за счёт подготовки к международной Ганзе четыре крупных объекта отремонтировать: 1-ю музыкальную школу, Городской культурный центр и два объекта образования – Дом детского творчества, бывший Дом пионеров, и здание, в котором расположен Технический лицей. Не знаю получится, или нет, но пытаемся.

- А если бы денег дали очень много, куда бы ещё их направили?

- Очень хотим Зелёный театр сделать. Уже есть предпроектные решения по нему: там должна быть и крыша над сценой, и крыша над зрительным залом, если хотим, чтобы это была нормальная концертная площадка. Зрители должны себя там чувствовать комфортно. Зелёный театр нужно делать, потому что это наша главная площадка, на которой все общегородские мероприятия проводятся. И нам давно пора уходить от Октябрьской площади… Я не сторонник того, чтобы проводить мероприятия на этой площади – она неудобная, там зрителям плохо смотреть.

Единственное, что ощущение праздника создаётся – если мы не перекроем город, то народ праздника не почувствует (Улыбается).

То есть с одной стороны это неудобство доставляет, а с другой стороны – перекрыли центр города, значит, праздник есть, можно погулять по Октябрьскому проспекту, по площади, там где в обычные дни потоки машин идут… Но, конечно, пора уже делать стадион «Машиностроитель» центром массовых зрелищ, ставить там нормальные трибуны, и уходить полностью в пространство Ботанического сада, Зелёного театра, Детского парка, прекратив перекрывать городское движение.

- А чтобы вы хотели получить от города в организации культурной жизни, как его обычный горожанин, и что бы хотели дать людям, как начальник управления культуры?

- Как начальник управления культуры, я хотел бы дать горожанам хорошие, современные здания школ искусств, музыкальных, художественных школ, чтобы там было современное оборудование и инструменты, чтобы преподаватели в них получали не мизерную заработную плату, а хотя бы среднюю по региону. На самом деле, работники культуры живут сейчас с очень низкой заработной платой. Нельзя так. В образовании зарплаты ведь смогли поднять, там они выше, чем у нас. Это главное. И ещё много другого… Например, чтобы библиотеки получали новые книги. Как показала практика, даже в век Интернета, в библиотеки приходит огромное количество людей. С тех пор, как мы открыли Центр детского чтения, там отбоя от посетителей нет, постоянно приходят, даже целыми классами, проводят мероприятия, встречи. У нас и в руководстве города, где не верили, что в библиотеки приходит такое число людей, удивились и переменили своё мнение, когда увидели настоящую картину. Интернет – Интернетом, а книги остаются книгами.

И как простой горожанин я хотел бы получить хороший концертный комплекс, с современным залом, оборудованием, акустикой.

В латвийском Резекне, в новом концертном зале, который им построили, на сцене листок бумаги бросали с высоты человеческого роста, и при полном зале народа было слышно, как он приземляется.

В городе должны быть и современные залы, и техника, и возможности. Как житель Пскова, я за сохранение исторического облика города, чтобы не разрушали памятники, чтобы не строили дома, там, где не надо… Для новостроек есть новые районы, пожалуйста, стройте, но исторический центр Пскова нам надо сохранить.

- А какое у вас любимое место, или места, в городе?

- Я не выделяю каких-то особенных мест – я люблю бывать в Пскове везде. Вообще, люблю путешествовать, а не сидеть на месте. Нравится в выходной день взять велосипед и фотоаппарат и, с утра пораньше, когда все ещё спят, поехать по городу, по набережным, пофотографировать. Прекрасное состояние на душе: народу нет, автомобилей очень мало, Псков только просыпается… И то, что сейчас делается в городе - ремонт улиц, набережных – это замечательно. Посмотрите на набережные в районе Кремля: по Великой, по Пскове – проделана огромная работа. Есть, правда, такие моменты, за которые бы наказывал. До сих пор у берега Псковы торчит какая-то проволока, сетка – почему сразу все эти недоделки не прибрать – не понимаю… Но общий объем работ – огромнейший. И открывающийся, по сути,  новый вид на Псков, который раньше из-за бурьянов и зарослей не видно было – это здорово! Гордость берёт за свой город. Ко мне часто приезжают гости из других стран: финны, шведы – провожу их по городу и они в восхищении. Я очень люблю Псков: и где бы ни был, куда бы ни уехал – всегда с удовольствием возвращаюсь в свой город.

- На земле, да, и в России много других красивых и удобных для жизни и работы мест и никуда не хотелось переехать?

- Никакого желания жить где-то в Питере или Москве у меня нет. Была возможность вслед за друзьями-программистами уехать в Америку работать. К тому времени у меня начались проблемы с некоторыми руководителями бывшего Политеха, которым, видимо, не нравилось, что вокруг меня всегда было много людей, что работа шла большая и всё удачно складывалось. У меня стали просто в наглую отнимать бизнес, вставлять «палки в колёса». И тогда появлялись мысли всё оставить и уехать заграницу. Но нашёлся человек, работавший в тот момент в Управлении культуры Пскова, который отговорил от Америки и предложил работать директором Парка культуры и отдыха. Я подумал и решил остаться. К тому же семья, дети, родители – все тут… Да и сложившийся образ жизни: зимой - рыбалка, летом – грибы, ягоды, путешествия. Я на машине объездил весь Крым, всё российское черноморское побережье.     

- Да, в Пскове многое сделано. Но на тех же набережных уже не один десяток фонарей разбито, дорогих, причём, фонарей. А отчего, по-вашему, это у нас происходит: город располагает к проявлению вандализма, или люди такие?

- Честно скажу – до сих пор не понимаю, что такими людьми движет – ломать в своём городе, крушить, разбивать, разрисовывать. Я, работая в парке, регулярно сталкивался с вандализмом, постоянно что-то ломали. Понятно, что кто-то это делает в корыстных целях: воровали металл, железо рифлёное, ещё что-то. Но есть и те, кто просто ломают от желания что-то уничтожить. И, конечно, я считаю, что бесполезно воспитывать таких, должна быть просто неотвратимость наказания. Надо ставить видеокамеры для наблюдения, искать и находить, и тогда следующие поколения, знающие о неотвратимости наказания, будут по-другому к городу относиться. Должен быть комплекс мер: освещение, видеокамеры, таблички и плакаты с предупреждениями.

- А может сделать упор на антивандальные формы: бетонные фонари, скамейки, урны, которые не сломаешь? Должна подстраиваться городская инфраструктура под вандалов или нет?

- Я считаю, что на данный момент, как вариант, именно антивандальные формы. Надёжность в конструкциях должна быть. Иначе, как показывает практика, сломают всё.

- В некоторых городских слоях в связи с этим появилась такая словесная форма, как «город-гопник» - мол, что ни сделай хорошего для этих людей – всё опошлят, сломают, согнут? Вы как к такому клейму относитесь?

- Отрицательно. Против такого клейма Пскову нужно бороться и противостоять, тем более, самим себя так называть – это странно. Зачем же оскорблять себя, своих близких, земляков. Надо бороться, нельзя всё на самотёк пускать. В Европе, смотришь, вроде бы и полиции мало на улицах, но нарушать и разрушать у людей нет желания. Там стараются правила соблюдать. Может быть это врождённые гены, но к ним же приезжают и мигранты, и новые жители – и тоже начинают себя также вести. Возможно, на такую норму поведения работает то, что система видеофиксации и наблюдения там работает очень чётко, качественно и повсеместно. Да и люди воспитаны так, что рассказать о нарушениях и нарушителях полиции не считается стукачеством. Может быть, необходимо, чтобы и наши люди перестали быть безразличны к происходящему.

- Были на вашей памяти работы в Парке культуры и отдыха, что вандалов ловили?

- Да, мы ловили, когда были случаи воровства. Видеокамеры там давно поставлены, мы могли отслеживать даже тех, кто воровал у нас коньки. И хотя везде висели таблички о ведущемся видеонаблюдении, воришки думали, что это для страха написано и очень удивлялись тому, как быстро мы их вычисляли. Мы со своей стороны не наказывали, не кричали - просто приезжали домой к таким людям и говорили, что видели и знаем, что именно они взяли коньки, предлагали их вернуть к назначенному времени, иначе дело передадим в милицию. Всё - коньки к назначенному часу приносили, и долго извинялись. Это было лучшее воспитание… А если бы объяснили по-другому - такой человек со зла что-нибудь ещё более серьёзное натворил. Есть варианты решения подобных проблем.

Одно время, например, для граффитчиков - тех, кто стараются рисовать на стенах зданий, город выделял специальные места, где можно это делать.

Даже покупали краски и говорили: «Ребята, пожалуйста, рисуйте здесь, но не надо весь город поганить». И хотя это не сильно помогло, но накал сбило, потому что одно время этих росписей на стенах было очень много.

И, конечно, поражает, когда чуть ли не на следующий день после ремонта какого-то здания, на свежевыкрашенном фасаде появляется какая-то корона или ещё что-то в этом роде.

- Чем, по-вашему, в Пскове, в культурной среде города можно гордиться, а чем нет?

- На сегодняшний день система дополнительного образования в Пскове достаточно хорошо развита и работает. Возьмите, нашу музыкальную школу №5 – таких школ по всей России всего две или три. Ведь она именно специализированная духовая. Там учатся ребята, которые потом и в военных оркестрах играют, и в любых других, и поступают в музыкальные вузы. Учащиеся музыкальных школ города, вообще, добиваются очень высоких результатов. Потом учатся в консерваториях, в аспирантурах, побеждают на международных конкурсах. Я считаю, что уровень музыкального образования в Пскове хороший.

Если взять проведение в городе праздников, то с этим всё значительно тяжелее. Нас постоянно обвиняют, что ничего нового, всё старое, всё одно и то же. Но при том бюджете, который нам выделяется на это из года в год, и который практически не меняется – очень сложно сделать что-то новое, чтобы народ удивить. Взять хотя бы День города в прошлом году. С моей точки зрения он прошёл как обычно – ничего нового. И если бы у нас не было выступления группы «Любэ», то половина города сказала бы: «как обычно». Но так как у нас выступила популярная группа – то это уже «круто», «звезда приезжала».

Это как в музыке – иногда слышишь песню или композицию и она с первого раза тебе не нравится, а если прозвучит двадцать раз, то многие скажут, что это хит, что она любимая.

Если мы сделаем всю городскую концертную программу по-новому, то многие нас не поймут, для наших зрителей это покажется непривычным. Мы не против новых форм, но их надо вводить постепенно, аккуратно, добавлять. А старые формы, те, что уже себя изжили – убирать. А не так, что все разом обрезал, обрубил, создал что-то новое, а оно… не пошло. К примеру, мы к празднованию 9 мая в Пскове, сделали прекрасный проект – совместную программу Ансамбля «Сказ» и Русского народного хора – такого раньше не делали. Я был на генеральной репетиции - мы принимали программу, потом на выступлении в Зелёном театре – настолько за душу взяло, что трудно передать. Всё классно, профессионально! Ко мне после концерта в Зелёном театре подходили люди, известные специалисты, говорили, что программа – супер! Всё понравилось. А уже потом через несколько дней начинают другие отзывы собираться: кто-то стал высказывать негатив, мол, почему вся программа была посвящена одному образу, вместо того, чтобы нас просто поздравить и т.д. Артисты показали настоящий музыкальный спектакль, не отдельные номера, как раньше – солянку. Но нашлись те, кому это не понравилось. Или, повесили мы в этом году праздничный баннер на главном входе университета с надписью «Псков» - вроде бы, красиво и празднично. А нам начали жалобы поступать: «а вы видели, как ваша надпись читается – «Псов», потому что если ехать или идти от моста через Великую, то памятник Ленину на какой-то момент закрывает букву «к». Вот такие неожиданные мнения. Хочешь как лучше, а получается вот так.

- То есть культурное сообщество оно и ласковым может быть и покритиковать и гадость высказать. Для того чтобы город в целом был культурным, нужно ведь повышать уровень культуры самих граждан?

- Опять очень сложно всё в этом отношении. Когда я работал в Парке культуры и отдыха, то о себе никогда плохого слова не слышал: всем помогал, никому не отказывал, но когда пришел работать начальником Управления культуры, то полилась такая грязь, что я, вообще, в шоке пребывал. Вроде бы у меня нет врагов, но на форумах пишут такие вещи, как будто я настоящий враг. Причём, пишут люди, которые меня хорошо знают, кого я знаю, то есть – не посторонние.

Сегодня тебе улыбаются при встрече, а завтра грязью обольют в Интернете… При этом, практически ничего из того, что пишут такие анонимы, не является правдой.

 Выдавали, будто я наркотиками торговал, когда работал директором Парка культуры и отдыха. Я даже написал заявление в УВД, чтобы разобрались. Я наркотиков никогда в глаза не видел, несмотря на то, что работал в клубах столько лет. Следователи моё заявление взяли, через месяц пришёл ответ, что это люди в общем выразились, без конкретики… Понятно, что у людей есть озлобленность на жизнь: что-то не получается, работы нет, не находят себя, не могут реализоваться и поэтому не знают чем заняться, кроме как гадости писать в Интернете. Я думаю, со временем это всё пройдёт. Но бороться с такими проявлениями, конечно, нужно.

- А что может помочь в становлении культурного общества? Может быть, введение должности омбудсмена по культуре? Сейчас ведь модно вводить омбудсменов в разные сферы жизни общества? Или в школах ввести предмет такой, или должность педагога по культуре жизни?

- Я не думаю, что один человек сможет что-то сделать. Должна быть программа разработана, всё-таки базовым ценностям нужно обучать с детства. Как ребёнка воспитаешь – так оно и будет. Это как пьяницу – как тому не объясняй, как не уговаривай, что в мире есть много другого интересного кроме «выпить», он не отреагирует…

- Культура людей – определяющая часть городского пространства, иначе, сколько новых фонарей не устанавливай – их всё равно разбомбят…

- Я состою почти во всех комиссиях, которые у нас есть – антинаркотической, антитеррористической и других, и как другие городские специалисты вижу положение дел в Пскове. Могу сказать, что у детей, которые ходят в музыкальную или художественную школы, у них нет подобных желаний и настроений что-то ломать и нарушать. Видимо, должно быть ещё больше таких возможностей: школы, секции, кружки. Детей нужно раньше подхватить и не отпустить воспитываться на улице. Главное, чтобы эти секции и школы сделать доступными для всех…

- В советское время в каждом микрорайоне города, при каждом домоуправлении были комнаты школьника, где и секции, и клубы – значит, можно и бесплатно для ребят такое предложить?

- Бесплатное быстро сойдёт на «нет». Бесплатно сейчас сделать сложно, потому что это всё теперь требует каких-то денег, а их и так сейчас не хотят давать.

- В городских микрорайонах Пскова, кстати, раньше были культурные площадки, даже мини-сцены, артисты выступали. А есть в городе межмикрорайонная или микрорайонная культурная деятельность? Кто должен обеспечивать там культурное пространство?

- Такие обязательства «вешают» на управляющие компании, они должны там работу вести. Централизованно этим у нас не занимаются.

- Но управляющие компании это должны делать своими силами и на своём уровне понимания культуры и досуга или всё-таки обращаться к специалистам?

- К нам никто не обращается – это абсолютно точно. Я знаю, что руководители управляющих компаний регулярно собираются, но решают больше технические вопросы. Идеи культурной направленности не решали ни разу, по крайней мере, я не слышал. Даже когда приближается Новый год, управляющие компании не хотят ёлку поставить у себя на территории. Приходится или заставлять, или упрашивать, или ставить за счёт города, потому что они ссылаются, что на это у них средств нет. И мы потом сами организуем там культурно-массовые мероприятия. К сожалению, нет в микрорайонах большого желания заниматься культурной жизнью граждан.

- А если бы они к вам обратились с просьбой помочь?

- Конечно, мы помогли бы провести встречи, праздники – без проблем. К нам недавно пришло письмо, что так называемый район «Дэо» разрастается усиленно, а там ни одного учреждения культуры – сделайте хоть что-нибудь, создайте. Мы этим вопросом позанимались, но нам сказали, что на это денег в бюджете нет, и в ближайшее время вряд ли что-то будет. Чтобы там создать что-то, нужно дополнительное финансирование, а в последние годы оно и без того только снижалось.

- То есть формально организация культурной жизни в микрорайонах дана на откуп самим жителям – хотите что-то у себя сделать – делайте?

- Может быть и так…

- А вы довольны профессиональной подготовкой молодых сотрудников в культурной среде, выпускников Колледжа искусств того же?

- Есть очень достойные ребята, хорошие организаторы, другой вопрос, что многие не идут в культуру работать из-за низкой заработной платы, ведь у тех же преподавателей в музыкальных школах зарплата такая низкая, что удивляешься, как люди живут и работают. Сейчас молодёжь хочет жить нормально, ездить заграницу, смотреть мир. И они понимают, что если попадут в культуру, то будут без денег сидеть, на копеечную зарплату.

- Получается, что в отрасли глобальный дефицит кадров?

- Кадры стареют, тут ничего не скажешь. И с молодыми кадрами надо работать, искать варианты. Вот в Городском культурном центре сейчас энергично пытаются привлекать молодых сотрудников - получается. У нас больше проблем с музыкальными школами – преподавать музыку молодёжь не идёт. Но самая большая проблема - с режиссёрами. В городе по разным причинам режиссеров практически не осталось – двое-трое и всё. Хотелось бы, чтобы молодые сотрудники были современными, чтобы владели разными знаниями и умениями, в том числе компьютерными. Этому всему надо учиться.

- А в нередких конфликтах, которые бывают в творческих коллективах, когда режиссер против коллектива, или коллектив против него – вы внутри себя на чью сторону встаёте?

- Я всегда стою на нейтральной позиции, стараюсь выслушать все аргументы «за» и «против». И, если возможно - помирить, невозможно – искать пути решения, даже, если приходится чем-то жертвовать. Поэтому, в городской культуре больших скандалов сейчас нет – все вопросы мы решаем мирно. И люди, видя, что идём по такому пути, начинают нормально и активно заниматься творчеством. Не так всё плохо в культуре у нас. Получаются интересные проекты, которые хотим со временем развить, в том числе международные фестивали, типа «Соловьиная ночь». Много делаем номеров, программ, и я сам удивляюсь, что наши псковские могут так профессионально и классно делать.

- А какого стиля руководства больше придерживаетесь?

- Хоть я с псковской культурой связан очень давно, с 1987 года, но привык доверять делать дела профессионалам. Не люблю вмешиваться в какой-то творческий процесс, вертеть его в свою сторону, ломать людей через колено. Считаю, что со мной работают профессионалы и людям надо доверять. Если они что-то сделали неправильно, значит, на будущее уже буду знать и либо других привлекать, либо говорить с ними. Если я режиссёру даю какое-то мероприятие разработать и провести, значит, стараюсь не влезать в его методы работы. Я, конечно, смотрю, наблюдаю, представляю, как должно всё выглядеть, потому что опыт работы у меня тоже большой. Представление, о том, как всё должно быть организовано – у меня есть полное.

- Что нужно сделать людям, которые захотели стать ансамблем, легализовать свой коллектив?

- Любой директор учреждения культуры должен искать и чувствовать такие группы людей и откликаться на их разумные предложения. Как, например, студия «Юникс» при ГКЦ. Они за пол года, при помощи руководства Городского культурного центра, «звездами» стали. Коллектив уже приглашают выступать за пределами Псковской области и заграницей. А еще и года нет, как пришла руководитель студии с предложением о создании. Ей пошли навстречу, потому что увидели, что она профессионал, что идея стоящая.

Конечно, если придет человек со стороны и скажет: «дайте мне помещение – и я вам через год выдам участников Евровидения», - то это любого руководителя заставит глубоко засомневаться.

Я часто сталкиваюсь с тем, что к нам приходят новые коллективы, в основном, хоровые, музыкальные, которым нужна база для репетиций – и мы ищем возможности для таких групп и самодеятельных коллективов.

- А помните, раньше была площадка рок-клуб, нет ли необходимости создать культурный инкубатор такого же типа, где коллективы могли бы формироваться и получать первый опыт?

- В Пскове есть клуб на Вокзальной, где занимается, как раз рок-музыкантами, продвижением новых групп. Они и рок-концерты делают. Но на недавнем народу было немного, и жалобы потоком из близ расположенных домов, что мешает непонятная громкая музыка… Такие вещи надо уводить в места, где нет жилых домов. Раньше было много людей, кто поддерживал рок-движение, кто ходил на концерты Псковского рок-клуба – это было круто. Мне кажется, что сейчас необходимость в такой площадке уже отпала. Всему своё время…

Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора

«Прессапарте»

4374 просмотра.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу