В Смоленске увидели изнутри, как одиночество превращается в безумие
Одну из самых важных проблем человека, особенно в последние десятилетия – одиночество, пристально рассматривает режиссёр Виталий Игнатенко в экспериментальной постановке по пьесе Сэмюэля Беккета «Последняя лента Крэппа», которую показали в Смоленском Доме актера.
Начнем с того, что это пьеса о воспоминаниях и размышлениях человека, немало пережившего. Главную и единственную роль исполняет Никита Куманьков, герой которого отправляется в ретроспективное путешествие, прослушивая записи собственного голоса из прошлых лет. Перед зрителями предстает анализ ошибок, совершенных в прошлом, одновременно, возможно, это последняя попытка что-то исправить и уцепиться за жизнь. Стоит отметить, что произведение расписано всего на три листа, а спектакль длится целый час. Всего один акт, но действие однозначно заставляет задуматься над вечными жизненными темами, которые хорошо известны многим людям: одиночества, любви, размышление о жизни и ее смыслом. Актер Смоленского Камерного театра по максимуму выжал из пьесы все то, что хотел сказать сам автор.
Как только собрался зал, пред зрителями предстал сам режиссёр, который ввёл, посвятил людей в тему спектакля. Ведь далеко не все зрители имели представление о пьесе. Виталий Игнатенко совсем немного объяснил смыслы, которые он вложил в данную постановку – облегчил зрителю путь к пониманию. Возможно, режиссёр опасался, что может остаться непонятым, когда начнётся само действие. Ходы его режиссёрской фантазии действительно могут быть безграничными. С первых мгновений космическая музыка в сопровождении тусклых ламп прожекторов встречает зрителей, из-за кулис появляется человек в костюме космонавта с планетой в руках. Человеческая душа – космос, но часто она настолько заполнена знакомыми и незнакомыми объектами, что похожа на жуткие дебри. И зритель отправляется в путешествие по этим зарослям и переплетениям. Каким он вернётся оттуда – никто не ведает. И в этом особый интерес и прелесть таких путешествий.
В течение спектакля Никита Куманьков перевоплощается в десятки образов, отправляясь в разные моменты своего прошлого – недавнего и далёкого. Зрителю иногда становиться тяжело от попыток понять, где и в каком времени он находится: мы видим то сны, то обрывки мыслей, то воспоминания, то представления и мечты, которые не сбылись. Помогает выстроить все пазлы, все штрихи в одно полотно, то, что спектакль насыщен разнообразной музыкой, движениями, даже навыки балета очень пригодились актёру. Он изначально почти не говорит, не сразу мы услышим его голос, в том числе с магнитофонных записей, которые он включает, чтобы вспомнить события прошлых лет.
Но герой пьесы не чувствует себя в одиночестве – он рассказывает свою историю человеку со стороны. В самом начале очень пристально он выбрал «жертву», с которой потом вёл диалог на протяжении всего спектакля. Понятно, что такой ход, который на театральном языке называется «разрушением четвертой стены», интересен зрителям, и всегда остаётся актуальным методом. Актер что-то спрашивал у выбранной жертвы, или преподносил коктейль, а то и вовсе играл с ней в мячик. Разбавление сложного сюжета такими действиями давало возможность и актёру, и зрителям расслабиться, отдохнуть от постоянных размышлений – всё как в жизни. Усталый мозг, организм человека требует этого. И получает. Поэтому в целом у зрителей не накопилось ощущения тотальной загруженности. Общение актёра с залом оказалось одним из самых запоминающихся моментов.
Тему одиночества раскрыть на сцене сложно. И всегда человек только тогда её полностью осознает, когда сам, в своей собственной жизни столкнётся с этим чувством. Когда окажется в той ситуации, что о своём одиночестве даже рассказать будет некому.
А была ли там любовь? – спросите вы. Конечно, ведь любовь и одиночество - плоды с одного и того же дерева. Красивое и наливное снаружи – любовь, кислое внутри – одиночество.
Спектакль точно подойдет не всем. Он однозначно на любителя - для тех, кто ищет чего-то нового, неординарного, кто даже в абсурде видит стройную линию жизни, кто хочет размышлять и понимать. А те, кто не причисляют себя к таким – значит, ещё не осознали, что такое одиночество. Впрочем, сам жанр моноспектакля, который выбрал режиссёр, является кодовым словом, которое сразу понимают посвящённые. Сидя в зрительном кресле, ты не просто погружаешься в сложный и неоднозначный мир героя, отправляешься во все закоулки души, но чувствуешь себя нейрохирургом, который проникает в мозг человека и видит, как изнутри работают все механизмы.
«С одним талантливым парнем – режиссёром Виталием Игнатенко, мы решили поставить этот спектакль - отдельный проект, без какой либо поддержки театра. Картина сделана на средства зрителей, за что мы очень им благодарны», - рассказывает Никита Куманьков. Для того чтобы эта постановка состоялась, актер объявил сбор средств на создание моноспектакля. Требовались декорации, музыкальное оформление, световое оборудование и реквизиты. И люди откликнулись. Значит, им действительно нужен такой разговор, такое погружение внутрь самих себя.
Увидеть моноспектакль ещё можно - в смоленском Доме актеров 13 и 24 апреля.
Дарья СИВЕНКОВА
Фото: https://vk.com/stdsmol67
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Ещё материалы автора:
«Собачье сердце» разделило смоленскую публику
Вам также может быть интересно:
Поделиться с друзьями: