Исчез островок здравомыслия по имени Валентин Курбатов
Не стало Курбатова. В соцсетях, в медиа шквал некрологов, эпитафий, последних слов… Важные и нужные слова, которые появляются, когда человек уходит. О Валентине Курбатове ещё много будет сказано, многое напишут. Не сомневаюсь, что появится мемориальная доска, возможно, заговорят и о памятнике писателю. Но всё это будет лишь нашей памятью. И никаким образом уже не вернуть то ощущение связанности мира, присутствия эпохи, которое возникало в том месте, где появлялся Валентин Яковлевич.
Русская национальная стрижка, неизменный полусюртук с воротником-стойкой, традиционная рубашка, наглухо застёгнутая «под шею», живые глаза, сомкнутые губы, аккуратная бородка русского интеллигента. Одним своим появлением он создавал атмосферу, привносил особый колорит эпохи.
А ещё вместе с ним появлялось спокойствие. Наверное, оттого, что рядом был человек, который мог объяснить происходящее… Это невероятно важно. Наше счастье, что все эти сложные годы 90-х, «нулевых» с нами были такие как Курбатов. Теперь его нет. И никто не сможет занять его место. После ухода таких людей образуется дыра – во времени, в пространстве, в самосознании. И таких дыр вокруг нас уже множество. Когда они сольются в одну большую – глобальный провал станет реальностью. Мы уже ощущаем его – веяние чего-то холодного и необъяснимого. Но пока ещё держимся всеми силами здесь, на поверхности привычного нам мира, благодаря таким островкам здравомыслия как Валентин Курбатов.
На фото: литераторы Александр Бологов, Валентин Курбатов, художник Александр Стройло
Чтобы его понимать, нужно было слушать и слышать, что он говорил. Задача «слушать и слышать» очень нелёгкая, далеко не всем по силам, но это нормально. Проблема в другом. Сегодня писателей, которые пишут не бестселлеры, заранее раскрученные пиаром, говорящих о вопросах чести, справедливости, национальной гордости, о памяти, о книгах и словах – читают недостаточно. Да, их и раньше читали не все, но в прежние годы книгам и газетам альтернативы не было – люди ищущие, всё равно обращались к печатному слову. Сегодня другие форматы – смартфон скоро объявят «главным чудом света» и каждодневное, ежеминутное общение с ним назовут поклонением светилу. Писательскому слову, которому нужно внимать, которое нужно понимать, чтобы для начала разобраться - тот это автор или ложный, в смартфонах ужиться сложно. Сегодня даже те авторы словесности, которые пытаются идти в соцсети и осваивать электронные страницы, не факт, что читаемы и воспринимаемы. Нам объясняют это тем, что изменились времена, пришли новые поколения. Ещё говорят, что теперь другая система воспитания и педагогики, что теперь дети чуть ли не с младенчества сами растут как личности, имеют право делать выбор и даже родительское слово не должно довлеть над этим выбором. Уже к подростковому возрасту человек не будет нуждаться в поучениях, наставлениях, в уроках разума, воспитания чувств, национальной идентичности... В минувшие десятилетия за эти ячейки, заполнявшиеся вместе с взрослением, отвечали именно писатели и поэты – их слова были важными, а для многих даже решающими.
Остаётся только жалеть, что мы мало, очень мало общаемся с такими людьми, как Курбатов при их жизни, с теми, кто может объяснять происходящее, кто знает цену словам и красоте мысли.
Почему каждый день из разных носителей не звучат их фразы? Почему их нет в медиа, почему для них не организуют еженедельные встречи на разных площадках – пусть даже в супермаркетах? Почему их слова и тексты не тиражируют, почему на билбордах, бигбордах и иных площадках наружной рекламы висит, кто угодно, рекламируют что угодно, но только не их слова? Почему сегодня нет массовых тиражей недорогих книг, доступных для большинства граждан – издание даже небольшой брошюры стоит очень приличных денег. Такие творцы, как правило, скромные, спокойные люди, счастливые в своих текстах, книгах, друзьях – они сами не пойдут требовать внимания к себе, к тому, что они говорят и делают. В первую очередь это необходимо, вернее, должно быть необходимо обществу – в посёлке, в городе, в области. Это людям, которые остаются жить в этом пространстве с дырами, важно понимать: куда идти дальше…
Да, остались книги, написанные Валентином Яковлевичем, но теперь важно, чтобы его произведения не застыли на библиотечных полках, чтобы их читали те, кто остаются жить. Но Валентин Курбатов не только словами и книгами приглашал к разумности - всем своим видом и жизненным присутствием он показывал, что писатель, знаток литературы, творец всегда должен оставаться хранителем эпохи. Теперь в Пскове, и во всей России хранителей стало меньше.
Игорь ДОКУЧАЕВ,
фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Посмотреть и послушать Валентина Курбатова можно по ссылке, которая дана в материале:
Валентин Курбатов рассказывает на всю страну
Ещё о людях-островах здравомыслия:
Одним романтиком в Пскове стало меньше - ушел Михаил Медников
Александр Стройло: Причём тут Ленин, Довлатов, почему литографов контролировало КГБ и кто всё-таки скинул царя?
Поделиться с друзьями: