Интернет-газета. Псков
16+

В Порхове есть музей, которого нет, директором там удивительный Мартин Нармонтас

20 января 2021 г.

Он сделал то, что в России пока никому не удалось – открыл музей Ганзы. Это событие состоялось в 2018 году в небольшом городе Порхове. Теперь уже определённо можно сказать, что музей состоялся, в нём есть всё, что может заинтересовать посетителей, и он по-прежнему, единственный полноценный ганзейский музей на российской территории. Но мало кто знает, о тех перипетиях, которые сопровождали его создание и то, что на самом деле музей есть, но вроде как и… нет. Об этом нам рассказал сам Мартин НАРМОНТАС.

 


Через порховские земли в средние века шёл торговый путь из Новгорода в Псков и дальше в направлении европейских городов. На порховской земле ганзейских купцов грабили местные разбойники – факт зафиксирован в немецких хрониках и это дало возможность в наши дни Порхову войти в число городов современного Ганзейского союза. «Теперь включение Порхова в состав Ганзейского союза Нового времени может дать городу толчок для обретения нового образа и внешнего облика. Если власть поддержит, конечно», - сказал в нашем разговоре Мартин Петрович в 2016 году в норвежском городе Бергене, где было объявлено о вступлении Порхова в Ганзейский союз.

На фото:Мартин Нармонтас в Бергене (Норвегия) на Международных днях Ганзы

- Я захотел создать этот музей, когда Порхов стал ганзейским городом в 2016 году, и с того времени эту идею толкал, обращался к главе города, главе района, я работал тогда методистом в музее, - вспоминает Мартин Петрович. - Присмотрел пустовавшее помещение бывшего тира: окна разбиты, крыша течёт, одна из стен ввалилась внутрь - он никому не нужен был 25 лет, все годы перестройки, тир простоял пустующим. А до того здесь стреляли из мелкокалиберных винтовок.

- Помещение тира принадлежало ДОСААФ?

- Да. Я поехал в Псков к начальнику областного ДОСААФ, они все там офицеры запаса, как и я, поэтому мне с ними говорить было просто. Так и так, говорю, ребята, чего он пустует, развалится совсем. Разрешите сделать там музей. Мы составили договор: ДОСААФ областной и я как физическое лицо, что ДОСААФ разрешает мне тут создать музей. Такая бумага у меня есть, я не самовольно тут площади занял, у меня есть разрешение. Само здание стоит на балансе в Москве, они мне его не подарили, нет - это совместная с отделением ДОСААФ эксплуатация.

На фото: музей Ганзы в Порхове, созданный Марином Нармонтасом сегодня выглядит вот так

- То есть местные власти никакого отношения к вашим действиям по созданию музея Ганзы не имели?

- Ну, по крайней мере, я к ним обращался, действовал не за спиной их. Но каких-то особенных движений с их стороны не было, да и когда им этим заниматься, я не в обиде на них. Я старался всем объяснить, что хочу сделать музей не личный, не собственный - ни в коем случае. Как только музей открыли, я подошел к директору нашего краеведческого музея, говорю: вы не подумайте, что я тут создал что-то свое, личное, это не моя собственность, безусловно, если желаете, то проводите здесь свои экскурсии. Но они не проводили.

- И каков сейчас ваш статус

- Я на общественных началах, доброволец, волонтер, начиная с 2018 года, три года скоро будет, как я был уволен из музейных методистов. Возможно, что кто-то тогда думал: если уволят, то я брошу создание музея, и все заглохнет. Но я пошел на принцип, решил, что все равно добью, доделаю. И уже будучи никем, то есть на собственные деньги, «довел до ума» этот музей - мы открыли его в 2018 году.

- А музей на чьем балансе стоит?

- Ни на чьём он не стоит. Как бы и я - никто, и этот музей - ничего.

- То есть, музея Ганзы официально фактически не существует?

- Совершенно верно.

- А что дальше? Есть у вас какой-то план развития музея?

- Я могу только поддерживать музей на том уровне, какой есть - стараюсь поддерживать. И нельзя сказать, что мы не развиваемся – делаем всё при поддержке энтузиастов города, обыкновенных людей. У меня есть хороший помощник – парень, десятый класс заканчивает. Всё, что у нас есть - это все принесено людьми. И не подумайте, что бедно живем. У нас есть и компьютер, и экран опускается, московские друзья моего юного помощника купили и прислали нам современный проектор. Один из горожан музыкальный центр подарил, на праздники летом выставляем его на улицу. Даже в городском музее нет такой музыки.

На фото: Мартин Нармонтас - настоящий подвижник ганзейского движения. И водить экскурсию по музею может часами

- А краеведческий музей проявляет интерес к экспозиции?

- Нет, не проявляет, и город не проявляет, и район. «Здание не наше» - и на этом разговор заканчивается. Приезжали студенты из Академии туризма в Пскове, старались помочь, продвинуть музей немножко. Но в самом музее мало места, принимать экскурсии по 30-40 человек - невозможно. В основном приезжают индивидуальные туристы, школьники из Дно, Дедовичей, и обычные люди заглядывают.

На фото: в музее Ганзы интереснешие экспозиции, удивительные тем, что многие экспонаты здесь не просто можно поторогать, ими можно воспользоваться - и тогда настоящее писало в руке поможет создать послание как в древности, или перо оставит волнительный след.

- Город вашими стараниями состоит в Международном Ганзейском союзе Нового времени, кто-то сейчас занимается ганзейской темой в местной администрации?

- Я даже не знаю, кто там за это ответственен.

- Получается, что ганзейская тема обозначена в Порхове только вашим музеем?

- Да, в основном музеем. Сейчас ещё занимаюсь издательством книг на эту тему. Вот вышел второй выпуск «Порхов-ганзейский город». Первый выпуск я делал в 2017 году. Тогда на деньги города мы выпустили 30 экземпляров книги. В ушедшем году второй выпуск посвятили псковским Ганзейским дням, где есть глава, посвящённая Ганзейским дням в Великом Новгороде в 2009 году. Я и составитель, и автор, сам ездил в Псков на типографию – понадобилось много поездок и всё за свои деньги, было нелегко. Выпустили 40 экземпляров. Отдал их городской администрации, так как они заплатили за печать. Предлагал отправить книгу в каждый русский ганзейский город, в Тихвин, где создана и действует Ганзейская библиотека.

- Удивительно, вы в Порхове ведете очень большую работу по ганзейской теме. А ганзейских книг в России точно мало где выпускают, если вообще выпускают.

- Да, у нас появилась идея написать книгу о мальчике Онфиме... Был в тринадцатом веке такой мальчик Онфим - писал, рисовал на бересте, учился. И мы эту книгу издали - «Сказ о хождении мальчика Онфима из Новгорода во Псков» - здесь немножко фантазии, немножко истории – писал текст сам.

Мальчик Онфим, закончил в Новгороде школу в 1240 году, а был он - пскович, иногородний ученик в Новгороде, куда он стремился попасть, ибо в Новогороде школа и учеба по тем временам были поставлены на высоком уровне, Ярослав Мудрый там тогда распоряжался. Когда Онфим закончил школу, то поехал домой. Попросил купцов псковских, которые шли домой из Новгорода в Псков, чтобы взяли его в лодью, и они отправились домой по Ильменю, Шелони, Узе, Черехе. Как они перекаты преодолевали, как ночевали, как на волоке между Узой и Черехой лодки перетаскивали, как на них разбойники напали, и они отбивались, и как мальчик Онфим все-таки доехал до Пскова – всё в этой книге.

Другая часть - это «Школьный архив мальчика Онфима». В книге все расписано и показано, все его школьные работы, и его рисунки на бересте. Вот этому мальчику установлен памятник в Новгороде. У нас в Порхове мы открыли школу грамоты имени мальчика Онфима: мы с этой школой ездили и в Псков, и в Великие Луки, и в Дно, и в Дедовичи, и в Великий Новгород, были в немецком Херфорде, в норвежском Бергене. В книге есть красивые фотографии об этом. Мы даже проводили уроки в каменной башне порховской крепости.

- И чем заканчивается история мальчика?

- В Пскове археологами выкопана берестяная грамота, адресованная Онфиму. Годы примерно совпадают. Онфим в 1240 году школу окончил, а эта грамота, адресованная ему, датирована примерно 1260 годом. Он мог быть уже взрослым, пятидесятилетним мужчиной, купцом. Есть такое предположение, и это действительно научно. Имя Онфим новгородцы говорили через «О», а в Пскове произносили через «А». Хотя имя одно и то же, такое могло быть. Грамоту прислал какой-то его друг, купец, откуда - неизвестно, может, из Новгорода, или из Риги, или из Таллина. Пишет, что «здесь есть большой спрос на беличьи шкурки, пожалуйста, если ты не продал, обязательно пришли нам сюда». Вот такая грамота существует, выкопана в Пскове, можно посмотреть. Да, жил купец Онфим в Пскове, может, он и не тот мальчик, но, по крайней мере, купец с таким именем точно был, занимался ганзейской торговлей и, может, другими делами. 

- И тоже небольшим тиражом?

- Да, тираж очень маленький – 10 экземпляров, я издал за свои деньги, заплатил больше 15 тысяч рублей. Даже корректора не нанимал, не было денег - как сам написал, так и есть. А можно издать уже большим тиражом для школьников, для детей и юношества -получилась интересная книга по истории. Её уже даже перевели на немецкий язык. Когда псковичи увидели издание, то организовали перевод, есть даже идея выпустить её на двух языках – русском и немецком.

- Перед нашим приходом вы что-то делали из меховых шкурок, что это будет?

- В музее есть небольшая коллекция натуральных меховых шкурок – это та пушнина, которой торговали купцы в этих местах. Какие-то шкурки я нашел у себя дома, какие-то принесли местные жители.

А однажды приехали из Ленинграда туристы, я им рассказываю, что ганзейские купцы закупали в огромном количестве меха, пушнину и возили в Европу. А одна из экскурсанток говорит мне: это разве меха, я работаю на меховой фабрике и пришлю вам в музей настоящие меха. Спасибо, говорю, присылайте. На этом и закончился разговор. Прошло какое-то время, и туристка сдержала слово, прислала. Я сделал целую экспозицию. Но тут условия для хранения меха не очень хорошие, долго думал, как сохранить пушнину. А тут в минувшем декабре в Дании телевидение показало, как из-за коронавируса уничтожили 17 млн норок, в репортаже показали, как меха хранят на складе. Я посмотрел, как они натянуты на досочки и решил, что надо сделать также, чтобы шкурки не попортились, видимо, воздух попадает внутрь за счёт досочек и проветривает.

- Получается, что всю работу по содержанию музея и внутри, и снаружи делаете сами?

- Да, вот собираюсь бетоном залить отмостку у стен, недавно заливал фундамент под стенд – пришлось переносить его в новое место, потому что мешал реконструкции парка, который расположен рядом.

На фото: экскурсия продолжается и во дворе музея Ганзы

Говорить о хозяйственных заботах Мартин Петрович не очень любит, а вот о Ганзе, о своих прежних и новых друзьях, которые у него теперь есть во многих городах русского северо-запада и в европейских странах – всегда, пожалуйста. У него даже особым светом сразу загораются глаза, и тогда рассказывать он может часами.

- Профессор Страсбургского университета во Франции Филипп Доллингер написал большую книгу «Ганзейский Союз. Торговые империи Средневековья. От Брюгге и Лондона до Пскова и Новгорода» - и прислал издание в электронном виде, я распечатал – получилось 500 страниц - там вся ганзейская история…

Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть интересно:

Такого нет в ганзейских Новгороде и Пскове. Но есть в маленьком Порхове

Из Германии в Порхов пришла посылка с ганзейским приветом

Большая ганзейская идея. Новгородцы доказали, что она реально работает в России

В Порхове продолжают благоустраивать городской парк и набережную реки Шелонь

4538 просмотров.
Теги: Ганза

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу