«Подольские курсанты» нам показали войну
Тема войны из общественно-культурного ареала в России не уходит. Всё новые и новые творческие группы подталкивают память новых поколений к восприятию тяжелейших четырёх лет советской истории. Как это получается? И стоило ли браться конкретным творцам за свою интерпретацию Великой Отечественной войны? Выводы можно сделать только после знакомства с такими работами.
Вот череда новых фильмов о войне, снимаемых в России: в 2016 году - «28 панфиловцев», четыре года спустя - «Подольские курсанты». И в том, и в другом фильме события развиваются на подступах к Москве осенью 1941 года. И весьма символично, что и тот, и другой фильм – стали практически народными проектами, деньги для съёмок собирали многие граждане и организации. Этот факт подтверждает, что тему Великой Отечественной войны многие сегодня продолжают воспринимать как необходимую и востребованную.
Мама, не переживай…
«Подольские курсанты» вышел в российский прокат в ноябре, хотя должен был появиться на экранах ещё в начале года. И, наверное, такая отсрочка - это хорошо для погружения в картинную реальность. По фильму дело происходит в октябре 1941 года, начались холода, распутица – всё так же, как и в дни выхода фильма. И так вышло, что первый снег и грязь тоже стали героями картины.
Сюжет простой. Если не сказать, очень простой. Два друга Саша (Артем Губин) и Митя (Игорь Юдин) - курсанты Подольского артиллерийского училища. И одна девушка – Маша – она служит здесь же в медсанчасти. Кстати, Маша, сержант Григорьева, в этой роли актриса Любовь Константинова, лицом неуловимо похожа на Анфису (молодую Тамару Сёмину) из «Вечного зова» - какое-то символичное сходство. Конфликт между друзьями возник из-за неё. Драка, обида, юношеский максимализм и принципиальность, кажется, стеной встали между ними. Но это военное училище, и потому гауптвахта, и возможное отчисление одного из них.
Митя, Саша и Маша
Для создания правдоподобности событий в фильме у режиссёра был крутой бонус: образы героев - молодые светлые – тут вообще беспроигрышный вариант – лишь бы сыграли естественно, просто самих себя, молодых людей, одетых в гимнастёрки. Здесь, кажется, даже играть не требуется – просто живи. И любовь тут можно не силиться изображать, а просто влюбиться по-настоящему – вон, на площадке, сколько молоденьких и красивых актрис.
Тем не менее, молодые актёры, игравшие курсантов, прошли недельную подготовку в воинской части, где привыкали к дисциплине, к подчинению, казарме, учились правилам и хитростям ношения военной формы. Они ходили строем, учились обращению с оружием, прошли огневую подготовку.
Но параллельно начальному сюжету развивается другой: наступление немцев к Москве, ситуация критическая - танковыми и моторизованными клиньями немцы рвутся к столице - есть реальная опасность быстрого захвата города. Воинских подразделений для прикрытия всех подходов мало – а у немцев сил на этом участке больше почти в два раза. И пока ждали прибытия войск с соседних фронтов, пока сибирские дивизии ещё в пути, по тревоге были подняты курсанты шести военных училищ Москвы и Подольска с задачей: занять позиции на Можайской линии обороны и продержаться несколько дней.
В Подольске в одно мгновение всё изменилось. Есть приказ для личного состава артиллерийского и пехотного училищ выступить на один из рубежей. Дисциплинарное наказание для Сашки и Митьки дальше гауптвахты и непосредственного командира лейтенанта Алёшкина не ушло – просто не успело. А ребята рвались в бой. Военврач Никитина, в исполнении Екатерины Редниковой, не играет, живёт, провожая сына-курсанта: - «Сына – не делай ненужных глупостей. Не расстегивай там шинель, уже холода наступают». – Мама, не переживай, мы уходим всего на пять дней, у нас через неделю стрельбы». Все курсанты отправились на рубеж. Медсестра Лиза Шишкина даже не успела дать согласие на предложение своего возлюбленного – будущего пехотного лейтенанта. Труба заиграла «сбор». И время в их реальной жизни тогда, и в фильме сейчас разделилось на «до» и «во время». А «после» - у них нет.
Им даже смерти удалось сыграть правдоподобно
Начальник Подольского артиллерийского училища полковник Иван Стрельбицкий из окна легковой машины смотрит на мелькающие перед ним картинки спокойного тылового городка. Кадры бегут, отражаясь в стёклах едущей машины, словно кинолента. Это были последние светлые, цветные картинки - дальше будет всё по-другому, и цвет кадров тоже изменится. Почти чёрно-белые, цвета минимум, только для того, чтобы осознать действительность.
Для осознания этого в фильме даны реальные персонажи: полковник Стрельбицкий реально командовал Подольским артиллерийским училищем, когда развивались события. И актёр Евгений Дятлов даже весьма похож на своего исторического персонажа.
Иван Стрельбицкий, фото forums-su.com Евгений Дятлов в роли Ивана Стрельбицкого
Съёмочная группа, с входившими в неё военными консультантами, много чего старались сделать максимально достоверным. Снимали большую часть сцен на специально построенном рубеже в Медыни, недалеко от тех мест, где реально стояли насмерть курсанты. Общей численностью около 3500 человек они закрывали Ильинский рубеж, перекрывая Варшавское шоссе, для наступающих немецких моторизованных клиньев. Для воссоздания боёв использовали реальные карты и схемы, в которых отражались действия подразделений. И даже для ролей немцев нашли, как и подобает, актёров с орлиным профилем – стереотипно, конечно, но зато роднит картину с фильмами про войну из советского прошлого.
Пригодились для съёмок и руины усадьбы – в России сейчас таких хватает. В Псковской области, например, достаточно мест, где похожие военные сцены можно снимать без дополнительных декораций и приготовлений. В фильме разрушенная войной усадьба очень напоминала усадьбу Строгановых в Волышово, разрушающуюся от современной безалаберности.
Надо отметить, что художник по костюмам и костюмеры постарались – в кадре правдоподобные и обмундирование, и экипировка. И даже военной техники, кажется, достаточно - не ездят по кругу две автомашины, и не таскают одну и ту же пушку. Да и в массовке прилично много народу. Но не хватает, конечно, мощи советского кинематографа, масштабности и естественности съёмок. Слабина проступает в сценах боя, в движении техники, хотя есть находки очень удачные. Правда, компьютерная графика хоть и опытной рукой создавалась, но чувствуется на экране. И мощнейший танковый удар немцев передать всё же, не удалось. Но это, в общем-то, простительно.
Хороший современный тип съёмки – динамично, быстро меняющиеся планы, лица... Не напрягает. Интересные и бытовые сцены: снабженцы, музыканты, бидоны, куры, сеновал. Сложились интересные актёрские дуэты. Иногда, кажется, нет-нет, да мелькнут параллели и знакомые черты известных советских картин о войне. И образ капитана Старчака в исполнении Сергея Безрукова тоже оттуда.
Эмоции есть – много эмоций, и весьма искренних. Вот Маша и Митьку целует, и Сашку… Нет, всё же не случайно чем-то напоминает Анфису.
Актёрам и актрисам, кажется, сложнее современников играть, чем роли этих молодых людей из 1941 года. Им даже смерти удалось сыграть правдоподобно, начиная с самой первой, когда от осколка бомбы гибнет курсант, только что читавший стихи в автобусе. Пафос – есть. Но, кажется, либо они его удачно преподносят, либо пафос в игре сам по себе попал в точку – они ведь в 41-м были патетичные, патриотичные, настоящие идеалисты. Так что, может, это и не пафос вовсе, а возвышенные черты эпохи.
Начиная смотреть такие фильмы, ждёшь по определению злых нквдэшников и забитых, униженных командиров. Но в этом фильме этого нет. Наконец-то, это, наверное, один из немногих за последние годы фильмов, где нет стереотипных образов, созданных антисоветским мышлением.
«Не закапывайте его, на нём снежинки тают!»
Согласие Люси Шишкиной, в роли которой Дарья Коныжева, парень из пехотного училища уже не услышал. Сильно сняли, как хоронили погибших, среди которых и её возлюбленный: грязь, снег… «Они тают, - говорит Люся. И тут же кричит, - не закапывайте его, на нём снежинки тают! Он живой!». Спасла его девушка, отправили в медсанбат. Пока тот был без сознания она ему и гимнастёрку постирала. Но к тому моменту, когда очнулся, Люсю убили. Вот ведь случай и судьба на войне: «Снежинки тают на лице – Не закапывайте! Он живой!». Спасла, а сама исчезла.
Жестокие кадры, очень-очень сложные: и смотреть, и снимать. Но надо. Как без этого, чтобы не забывали. Ты сидишь перед экраном, смотришь, и реально боишься за этих ребят и девушек. «Почему на этой войне воюют одни мальчишки? Как будто о них все забыли…», - спрашивает военврач Никитина у полковника, уже понявшая, что сына она с Ильинского рубежа не дождётся.
«У меня приказ – «Стоять до конца», что я могу ещё сказать», - говорить полковник Стрельбицкий в ответ. Нам показали войну грязной, без сантиментов и сглаживаний – жесточайшей, как есть.
Сцена с разрешением любовного треугольника – кульминационная. Несколько театральная, наигранная. Уже получен приказ «отступить с позиций» - пришли резервы. Но Митя погибает на глазах у Маши. Красивые лица, несмотря на грязь, кровь, боль, удачные ракурсы и крупные планы – душещипательно.
Пробег Саши до позиции батареи лейтенанта Алёшкина, где погибал Митька, конечно из супербоевиков. Принесший приказ «отходить» Саша, и Маша не ушли от Афанасия Алёшкина – тоже, кстати, исторического персонажа, роль которого сыграл Алексей Бардуков. Они остались втроём, с оставшейся пушкой-сорокапяткой и пистолетом ТТ, из которого Маша отбивалась от наседающих фрицев, пока Сашка с лейтенантом наводили орудие с последним снарядом. Гибель их оказалась, конечно, несколько спровоцированной сценарием. Нужна была жертва. Никакого хеппи-энда, никакого будущего – они должны стать жертвой. Сакральной. Они ею стали. Но, если у сценаристов фильма была возможность оставить героев в живых, то для многих реальных защитников Москвы на Ильинском рубеже и других позициях, сценарий писала война.
Есть одна опасность после просмотра этого кино – из-за показанной откровенной жестокости войны смотреть его второй раз не захочется, не сможется. С одной стороны, остаётся восхищаться коду советского кино, который сохранял такой баланс в показе войны, что те фильмы мы смотрим уже десятилетиями и продолжим это делать. Но с другой...
Возможно, именно такие фильмы, как «Подольские курсанты» созданные отчасти на принципах компьютерных игр, нужны именно сегодня, чтобы произвести впечатление на нынешние юные и молодые поколения, которых, кажется, ничего кроме компьютерной картинки не трогает. А так хотя бы есть шанс, что они это кино не только посмотрят, но и оставят в памяти.
Игорь ДОКУЧАЕВ
Иллюстрации: кадры из фильма «Подольские курсанты»
и с официального сайта картины, фото Геннадия Филимонова
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Подольские курсанты
Жанр: военно-историческая драма
Режиссёр: Вадим Шмелёв
Продюсеры: Игорь Угольников, Вадим Задорожный, Евгений Айзикович
В ролях: Алексей Бардуков, Евгений Дятлов, Сергей Безруков, Артем Губин, Любовь Константинова, Игорь Юдин, Роман Мадянов, Екатерина Редникова, Владимир Зайцев, Василий Мищенко, Дмитрий Соломыкин, Гурам Баблишвили, Александр Лобанов, Павел Крайнов, Сергей Бондарчук, Даниил Спиваковский, Павел Лёвкин, Кирилл Запорожский, Глеб Бочков, Дарья Коныжева, Дарья Урсуляк, Стас Шмелёв, Олег Отс, и др.
Кинокомпания Централ партнершип
Вам также может быть интересно:
«Медное солнце» – глобальная катастрофа под музыку военного оркестра
Сергей Урсуляк имеет право на свой «Тихий Дон»
Фильм «Грозовые ворота» делает нашу память о 6-й роте ярче
Поделиться с друзьями: