В Пскове говорили о болевых точках французской журналистики
Студенты курса «Практическая журналистика» псковского университета обсудили ситуацию, сложившуюся во французской журналистике, после событий 7 января нынешнего года в редакции парижского сатирического журнала Charlie Hebdo. Гостем молодых псковских журналистов стал французский коллега Ален Отнен-Жирар, рассказавший о том, как и чем живёт французская журналистика после январских событий в Париже.
Напомним, что 7 января в Париже совершено вооружённое нападение на редакцию французского сатирического журнала Charlie Hebdo («Шарли Эбдо»), признанное позже террористическим актом. В результате атаки погибли 12 человек: журналисты, карикатуристы, художники, в том числе, главный редактор Стефан Шарбонье. Среди жертв – двое полицейских. Ещё двадцать человек были ранены.
Профессия журналиста, вообще, опасная профессия, считает Ален Отнен-Жирар, ведь существует множество тем и их интерпретаций журналистами, которые могут вызвать негативный резонанс со стороны граждан разных слоёв, общественных деятелей или организаций разного толка. И в этом плане ситуация с Charlie Hebdo не уникальна. Защититься от таких ситуаций невозможно. Журналист, как любой политический деятель, знаменитость или публичный человек, может стать жертвой агрессии. Есть немало журналистов, которые живут под угрозами и у них есть два варианта, как поступить в такой ситуация. Они могут прекратить работу над материалом. Или продолжить работу, громко рассказать об угрозах в свой адрес, в сторону редакции, которая должна принять определённые меры, и продолжить расследования с новой силой. Каждый выбирает в этом случае самостоятельно.
За прошедшее после нападения время в редакцию Charlie Hebdo набрана новая команда. Все сотрудники редакции находятся в полной безопасности. Студентов удивило количество агентов, которые оберегают жизнь журналистов Charlie Hebdo: к каждому прикреплено по девять сотрудников полиции. Однако обезопасить таким образом всех журналистов во Франции невозможно, никакой полиции для этого не хватит. И поэтому представителям СМИ работать стало психологически труднее, потому что есть вероятность и опасения того, что за неугодную статью их могут жестоко наказать или даже убить. Журналисты в большинстве случаев вовсе не хотят провоцировать какие-либо острые ситуации, просто журналист нажимает на болевые точки, которые существуют в обществе и это надо понимать. Хотя некоторые могут подумать, что это именно провокация. Журналист, по мнению французского коллеги, должен говорить правду, даже если это может вызвать опасность для него.
Говорить пятьдесят процентов правды или вовсе лгать - неправильно, это некорректно по отношению к людям.
Псковские студенты высказывали мысль об ответственности журналиста за сказанное слово, о том, что авторы и сотрудники редакций должны думать о том, что может произойти после того, как журналист выскажет свои мысли или опубликует карикатуру, фотографию. «Журналист должен писать правду, но он не может предположить, как отреагируют на неё в разных слоях общества или отдельные лица», - ответил на эти мысли молодых коллег Ален Отнен-Жирар. При этом, по его словам, хотя свобода слова во Франции активно развита, нужно, конечно, уметь отличать понятия «свобода слова» и «вседозволенность». «Свобода слова – это не значит говорить и помещать на страницы всё, что попало, ложь, клевету. За это журналист и редакция могут и должны нести ответственность перед судом. Или средство массовой информации могут вовсе лишить лицензии на продолжение деятельности.
Студентов интересовали многие вопросы жизни французских журналистов. Они узнали, что во Франции для сотрудников СМИ почти нет запретов, если на тему не наложен государственный «гриф секретности». Все остальные общественные явления, в том числе, религия, могут освещаться журналистами в своих материалах. При этом частная жизнь людей не интересна самой аудитории. Но если личная жизнь политического деятеля пересекается с публичной, то ситуация обязательно находит отклик в СМИ. В том числе, и в виде карикатур, традиционного для Франции, жанра общественной сатиры. При этом карикатурист – не считается журналистом, это отельный род деятельности, которым занимаются специально обученные люди, имеющие талант рисовальщика, иллюстратора. И для карикатуристов во Франции со времён королей не существует никаких закрытых тем, они могут осмеивать и насмехаться практически над всеми явлениями в жизни общества…
И самое главное, по мнению Алена Отнен-Жирара, журналист – это тот, кто любит писать, это собственный выбор человека, и только в погоне за деньгами этой деятельностью заниматься вряд ли стоит.
Мария ФРОЛОВА
«Прессапарте»
Поделиться с друзьями: