Помидор – это вовсе не томаты, это Варвара. А при чём тут овощ и Псков, читайте ниже…
Фото Игоря Докучаева
Во время международного фестиваля «Русский запад», проходившего на минувшей неделе в Пскове, художник из Северной столицы Варвара ПОМИДОР, представила свою выставку в выставочном зале «Цех» Пушкинского драматического театра. Посетителей ждали не только сама, радующая глаз, жизнерадостная Варвара и её картины, но и детский мастер-класс на тему «Герои». Но корреспонденты «Прессапарте» были одними из первых, кто увидел дело всей жизни девушки с томатной фамилией… Фоторепортаж прилагается.
Одни из первых выставок Варвары Помидор проходили во Франции. В этом году была выставка в Красноярске. Её даже не раз упрекали: «Варвара, Францию вы, наверное, лучше знаете, чем города в России?». Теперь известная художница приехала к нам в Псков, чтобы поделится своим творчеством. А творчество у Варвары, надо сказать, преинтереснейшее… Путевые рисунки или живые истории – говорящие картинки, целые путеводители по городам. Картины в разных стилях. Иллюстрации для детских книг… Да, детские фигуры и образы, связанные с детством у Варвары Помидор практически в каждой работе.
- Давно рисуете?
- Да. С детства. У меня сейчас дочка не знает кем быть, а я не понимаю этого… Кажется, я всегда знала, кем буду: закончила художественную школу, Художественно-промышленную академию, училась полгода в Германии, в Нюрнберге.
- Вы много где жили в Европе, но Россия все же ближе?
- Сколько бы я не ездила по городам и странам, мне всегда хочется вернуться. Так что из России я бы переезжать не стала.
- Вы подписываете свои картины Варвара Помидор. Почему такой овощной псевдоним?
- От помидоров у меня болит язык (улыбается). Мой дядя – архитектор, художник, скульптор, увидев мои ранние работы, сказал: «У тебя сейчас старт! Вот выйдешь замуж, фамилию поменяешь… А мы тебе сейчас художественный образ придумаем, новое имя… Ты будешь Варвара Помидор!». Вот и вся история. Видимо, посмотрел на меня и у него возникло именно такое представлениие.
- Интересно иллюстрировать детские книжки? Вам предлагают проиллюстрировать книгу или возникает идея, образы, и потом только появляется книга?
- Когда я рисовала иллюстрации к книге Руне Бельсвик «Простодурсен», издательство вначале предложило прочитать текст книги. Сказали, что если вам нравится, то можете её проиллюстрировать. Тем более некуда было заглянуть, подсмотреть, потому что на родине в Норвегии книга выходила без рисунков.
- А в какой технике вы рисуете?
- Пастель, тушь, карандаш. Есть серия картин выполненная на газетах…
- А картинам даёте названия?
- К сериям с книжными иллюстрациями – нет. К вот этим большим - да. Но я их не помню, потому что они очень длинные… Вышло очень просто и не просто. Когда нужно было подготовить работы, выполненные пастелью на выставку, то я подумала неужели я просто назову картину «Девочка с белкой»? Тогда я открывала книгу на первой попавшейся странице и писала фрагмент текста. Для меня было интересно сопоставлять то, что написано, с тем, что нарисовано. Отчасти именно так я пришла к рисованным комиксам. «Санкт-Петербург - Бордо» (книга, выпущенная Варварой и Франсуа Эйроль в честь 20-летия побратимских связей между Бордо и Петербургом) – это такая история путешествия, которую ты можешь посмотреть, почитать, и в то же время, - это путеводитель. Читатель так может попасть в город Бордо, пройти по его улицам, сопоставить свои впечатления с моими впечатлениями.
- Вы выкладываете свои работы в свободный доступ в Интернет. Не боитесь плагиата или, что украдут?
- Я совершенно спокойно отношусь к интернету. Искусство – уникально. Только ты можешь делать так, а другой может повторить, но опять же уже по-своему. Когда я училась на дизайнера, у нас был мастер-класс по упаковке, мне говорили сходить в библиотеку посмотреть, почитать книги на эту тему. Я думала: «Как? Ведь я сделаю также как там». Был такой страх, но потом я поняла, что ты никогда ничего не сделаешь также, даже если захочешь повторить. Все равно в любую идею ты принесешь что-то свое.
- А дома висят ваши картины?
- Да. У меня и муж художник, так что картин наших на стенах хватает. Даже в очередь стоят: я рисую новую – снимаем картину мужа, вешаем мою и наоборот.
- А нужно ли людям ходить на выставки, или можно посмотреть картины в Интеренете, или через фотографии?
- Люди разные. Кто-то может читать книжки с электронного носителя, а для кого-то обязательно нужно книгу почувствовать. Так и картина… Одно дело она в формате экрана, а совсем другое видеть вживую - и технику художника, и стиль, и видение. Большая разница. Конечно, мне кажется, лучше смотреть вживую.
- Ваши картины вроде бы детские… А вы именно для юной аудитории рисуете?
- Каждый художник – ребенок и в то же время взрослый человек. И во многих людях детство так навсегда и остаётся. Поэтому мне сложно сказать для какой аудитории по возрасту я рисую. Я себя детским иллюстратором не считаю. Я все это делаю как для себя. Соответственно есть люди любого возраста, которые в моих картинах найдут что-то свое.
- Чего вы ждете от выставки в Пскове?
- Жду, что придут люди, и кому-то ещё понравятся мои работы. Бывает творчество поглощает с головой и ты плотно сидишь над каким-то проектом, я иногда думаю: «Да кому это все нужно?». Но когда проходит выставка, приходят люди и начинают делится своими чувствами, которые у них появляются, смотря на мои картины, понимаю, что все это не зря. Что это кому-то нужно.
- Навеяло что-то в Пскове? Следующие образы в ваших картинах могут оказаться псковскими?
- Да, могут… (Смеётся)
Виктория СЛЕПНЁВА
«Прессапарте»
Поделиться с друзьями: