Новый год – самое время посетить театр
Кто чем занимается в новогодние праздники, а актёры молодёжного «Ахтеатра» работают – спасают праздничное настроение приунывшего было от бесснежья и безденеья зрителя. 29 декабря в Городском культурном центре состоялся показ спектакля «Как Бабы Яги сказку спасали» режиссёра Михаила Мокиенко – он же автор сказочного цикла про Бабок Ёжек.
Немного об авторе
Сказочный сюжет про Баб Яг родился в 1992 году – Михаил Юрьевич придумал его для собственного театра. Открылся частный театр в Петербурге, в том же 1992 году, назывался «Бурзачило». Как любое хорошее дело, его проект выживал на энтузиазме создателей – самого Мокиенко и балетмейстера Натальи Кривожейко. Мокиенко сам писал пьесы, музыку, делал аранировки, находил деньги, ставил спектакли. Петербуржцы первыми увидели сказку про Баб Ёжек, потом Мокиенко повёз спектакль в другие города. О Мокиенко узнали в столице: не просто узнали, но и полюбили: издательство «Самовар» регулярно выпускает его книги. Самые известные и любимые у юных читателей – это, конечно, истории «Как Бабы Яги сказку спасали» и «Как Бабы Яги новый год встречали». Москвичи знают Мокиенко ещё и как Деда Мороза: правительство столицы доверяло ему играть эту роль неоднократно. Подарок от Деда Мороза-Мокиенко достался и псковскому зрителю – Михаил Юрьевич, несмотря на занятость, успел поработать с актёрами молодёжного «Ахтеатра» и поставить к новому году замечательный музыкальный спектакль.
Празднику предшествует большая работа
Когда режиссёр – шутник и выдумщик, а артисты молоды и готовы к экспериментам, случаются очень удачные спектакли. Мокиенко работал с разными театрами, в этот раз – с молодёжным. Ребята не подвели, ответили на творческий вызов талантливо - история про трёх сестёр Бабок Ёжек зазвучала новыми молодыми голосами. Получился мюзикл – на час двадцать минут.
Постановке предшествовала большая работа. В спектакле заняты, по приблизительным подсчётам, полтора десятка человек, это только на сцене, не считая тех, кто готовил декорации, костюмы, видеоряд к спектаклю – работа художников и операторов заслуживает отдельной благодарности.
«Ахтеатр» вообще хорошо владеет приёмами визуализации материала, то есть зрителю всегда дают понять, что происходит за кадром, прибегая для этого не к перемене декораций, а, скажем, к видеоряду. В сказке про Бабок Ёжек этот приём работает как нельзя лучше. В более ранних постановках, когда сюжет доходил до места, где герой прибегает к помощи волшебного блюдечка, чтобы узнать судьбу своей возлюбленной, зрителю предлагалось додумать картинку самому. Нет, по сюжету, конечно, понятно, что похищенная злыми силами девушка томится в башне у злодея, но показать-то этого никто не мог.
Мокиенко – отец пятерых детей (без шуток!) и хорошо знает своего юного зрителя: тому сразу надо готовую картинку, чтобы всё было понятно. А то предлагают смотреть на какое-то блюдцо с золотой каёмочкой – что это, зачем это, непонятно, когда есть смартфон с камерой. Так что поневоле приходится быть современным, писать и ставить понятные зрителю сказки.
Дети выросли и перестали верить в сказки
Мокей и Маша – герои, на которых держится весь сюжет, молодые люди, вполне современные, чтобы верить в сказки. Если они во что и верят, так это в любовь, но чувства приходится испытывать на прочность. Маша ждёт жениха из армии, но тому ещё служить и служить. Чтобы повидаться, Маша едет к нему на свидание – Мокею уже и увольнительную дали по такому поводу. Откуда им, ребятам, знать, что в их планы вмешаются, кто бы мог подумать, сказочные персонажи – Бабы Яги! Ни Мокей, ни Маша и в сказки-то не верят, считают россказни страшноватых старушек выдумками. А Бабы Яги рады-радёхоньки, что после стольких лет явились, наконец, в сказочный лес, люди. Чтобы совсем от тоски по чудесам не одуреть, сестрицы решили сами себе сказку срежиссировать. Добрый молодец, да ещё служивый, в любой сказке храбрец их храбрецов, на боевое задание в лесную чащу отправлен. Красная девица, Мокеева невеста, на радость бабкам, тоже в их глушь ехать собралась – из Петербурга в сторону Гдова до станции Бурзачило.
Теперь у них, Ёжек, дело осталось за малым: с помощью волшебства да хитрости героев проверить: как сильна их любовь, пойдёт ли парень красавицу выручать, как в старое доброе время, и дождётся ли она его, не польстится ли на чужое богатство.
Сказка для любого возраста
Концепция спектакля Мокиенко такова, что он не воспринимается только как новогоднее представление для детей младшего возраста. Юных зрителей на спектакле, конечно, было очень много, и они активно во всей этой истории участвовали: сначала плакали от страха перед Бабами Ягами – ещё бы, целых три сразу! – и кричали Снегурочке, какие те плохие, потом развеселились и стали смеяться над шутками-прибаутками сестриц. Родители тоже потихоньку посмеивались - даже дети иногда искренно и обиженно шептали: мол, над чем смеётесь? А было над чем: Мокиенко нет-нет, да и вставит в сказочный сюжет пару-тройку анекдотов из армейской жизни. Звучит органично, смотришь – думаешь: так и в жизни бывает. Умеют же сочинить!
Так что, когда спектакль кончился, никто не ушёл обиженным. Дети получили поздравление от Деда Мороза, взрослые – настроение. Сказку, может и ненадолго, но спасли от скуки и повседневных забот.
Спектакль «Как Бабы Яги сказку спасали» можно увидеть в Городском культурном центре (площадь Победы, 1) 3 января в 16.00, 4 января в 16.00, 5 января в 15.30.
Кристина БОРИСОВА
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Фото: Городской культурный центр
Поделиться с друзьями: