Интернет-газета. Псков
16+

Как обсуждать с детьми неудобные вопросы, рассказал Оскар Бренифье

12 декабря 2019 г.

Оскар Бренифье – французский философ и педагог, эксперт Юнеско, получил известность в Европе благодаря циклу философских семинаров, которые он проводил и проводит с детьми.  Бренифье учит детей думать и рассуждать, поднимая довольно сложные темы – для родителей, прежде всего, потому что они бывают подчас не готовы обсуждать с ребёнком вещи, выходящие за рамки можно-нельзя. Бренифье своим опытом обучения доказал: дети, даже маленькие, способны задумываться над самыми сложными вопросами и, больше того, могут самостоятельно на них ответить, если взрослый им поможет.


Фото: labirint.ru

В помощь семьям Бренифье выпустил серию книг «Давай обсудим», две из них недавно были переизданы в России.  Возрастных ограничений у них нет, откладывать чтение на потом, когда ребёнок станет постарше, смысла нет – начинать можно в любом более-менее сознательном возрасте. Родителей не должны смущать «философские» заголовки: «Что такое жизнь», «Что такое добро и зло», «Что такое жить вместе» – за ними нет сложных для восприятия ребенка текстов. Бренифье даёт темы, которые предлагает обсудить всей семьёй, и тезисы – чтобы взрослому легче было выстроить с ребёнком диалог.

Он признает: вопросы от детей могут казаться нелепыми или неуместными, их может быть слишком много, и ответы на них есть далеко не всегда, но, разговаривая с ребёнком, родители помогают ему мыслить и рассуждать самостоятельно. Педагог не раз говорил на своих семинарах: главное, что требуется от родителей – воспитать в себе терпение. Это значит, не пытаться контролировать любую ситуацию, в которой ребёнок видит и ведёт себя не так, как от него ожидали.

На своих «философских» семинарах Бренифье общался не только с детьми, но и с родителями тоже, и у него накопился порядочный запас историй, когда ему крайне трудно было найти общий язык с матерями. На одной выставке, рассказывает Бренифье, к нему подошла девочка. Он спросил, как её зовут, но ответить та не успела – мама ответила за неё, сказала, что девочку зовут Маша. Бренифье спросил у женщины, почему та отвечает за ребёнка, и услышал в ответ, что девочка стесняется. «Эта мама была нетерпелива, и она считала, что она всё знает (она знает, как зовут её дочь и что та стесняется). Всё, зачем ждать 30 секунд, просто чтобы посмотреть, что будет – что скажет или сделает её дочь? Но говорить с мамой об этом было невозможно. Она элементарно не может создать пространство, где ребёнок будет другим», - делает вывод Бренифье и призывает в своих книгах не поучать детей и не принимать решения за них, а приучать к самостоятельности и ответственности за слова и поступки и учиться самим – слушать, говорить и выстраивать диалог с ребенком. Так что в роли педагога Бренифье выступает и по отношению к родителям тоже.

Объясняет он очень легко, ненавязчиво и, что важно, очень доступно, с помощью наглядно-иллюстративного метода. Пособия оформлены в стиле детских комиксов. Иллюстрации рисовал Жером Рюйер – они незатейливые, довольно, схематичные, больше похожие на карикатуру – но смешную, безобидную. Подробной, с деталями картинки в книжках не встретишь ни одной. Иллюстрации больше похожи на карточки для игры в ассоциации – помогают направить мысль в том или направлении. «Фишка» воспитания по Бренифье в отсутствии «правильного» варианта ответа на сложный вопрос или «правильной» реакции на поставленную задачу. Рассматриваются все варианты. Детям предложено «проиграть» взрослые ситуации, представить себя в них и свою роль в них. А родителям, в свою очередь, предстоит абстрагироваться от нарочито серьезного отношения к жизни, забыть хотя бы на полчаса о том, то есть «взрослые дела», куда детям совать нос не положено, и поговорить, с ребенком, например, о своей работе.

Бренифье к детям привык и знает: не бывает глупых или чересчур наивных вопросов, которые можно проигнорировать. А родителей предложение обсудить с ребенком, нужно людям работать или нет, наверняка шокирует. Ну, что тут обсуждать, казалось бы: конечно, нужно!

Секрет в том, что это очевидность для взрослого, а ребёнку к такому выводу ещё только предстоит прийти, и задача родителей – помочь ему разобраться в этом вопросе, так, чтобы потом он сам на него мог ответить, да ещё и аргументы найти. Такой воспитательной задачей, похоже, и продиктована логика построения каждой главы.

Открывается глава заглавием – на красочном фоне, как правило, тематически оформленном, крупным шрифтом указана тема для очередной беседы. Глава про работу, например, открывается картинкой с башенным краном.

Обсуждать предлагаемые Бренифье вопросы можно в произвольном порядке – необязательно следовать плану точно, как в книге – всё-таки это не руководство по воспитанию, а только рекомендации. Материалами Бренифье можно также воспользоваться как подсказкой для общения с ребёнком на любую тему – помимо тех, что предложены в его книгах.

Продолжая разговор о работе, точнее, о том, нужно человеку вообще работать или это необязательно, педагог предлагает возможные варианты развития темы. Что можно ответить, если ребёнок задаст вам такой вопрос: что угодно, кроме одёргивающего: «Не задавай глупых вопросов!» Может быть, это будет такой вариант: «Да, только если нам этого хочется или мы любим нашу работу». Или такой: «Да, потому что иначе не было бы нужных нам вещей». Есть вариант объяснить ребенку что работать надо, чтобы зарабатывать на жизнь или поговорить о том, что ничего не делать – это плохо. Каким бы ни был ваш ответ, Бренифье призывает не «отделываться» односложными репликами, а развивать тему. Он не бросает взрослого, на которого обрушился шквал вопросов, он помогает – бросает зацепки-якоря для продолжения разговора – подсказывает, о чём в свою очередь можно спросить ребенка, чтобы привести его к тому или иному выводу.

Скажем, беседа свелась к теме заработка: Бренифье предлагает мыслить шире и поговорить с ребёнком о том, можно ли потратить жизнь впустую, если проводить её на работе, обязательно ли зарабатывать на жизнь только работой или есть другие способы, могут ли другие работать, чтобы обеспечивать нас, и т. д.

Когда начинает казаться, что ребёнок не поймёт таких тем, вспомните советы Бренифье: он не раз и не два проводил с детьми «философские семинары», он занимался этим долгие годы и убедился: детям только поначалу кажется неудобно, неловко и страшно обсуждать «взрослые» темы, потом они втягиваются и с удовольствием разговаривают обо всём на свете, потому что по природе своей любознательны.

Можно усадить 7,8,11-летнего ребёнка рядом и попросить его представить, смог он бы жить один, совсем один на планете. Такой разговор может быть полезен родителям, чтобы убедиться, что у сына/дочери всё в порядке с коммуникацией: ребенок умеет выстраивать отношения с другими, имеет своё мнение и свою позицию, не подвержен давлению, травле со стороны сверстников, у него есть друзья, он не одинок. Порой на прямо заданный вопрос ответа не добиться, а с помощью косвенных, наводящих вопросов можно выйти на обсуждение самых что ни на есть «больных» для ребёнка тем. Что, например, помогает понять беседа про одиночество, Бренифье поясняет в конце главы. Любую тему он подытоживает фразой «Задай себе этот вопрос, чтобы…» и дальше приводит короткие выводы. Глава-фантазия про ребенка, который остался один на Земле, предлагается юному читателю, чтобы он: понял, что потребность в других не мешает ему быть свободным, признал, что другие помогают жить ему и он – другим, понял разные связи, объединяющие людей в обществе.

Бренифье, кстати, не считает, что в разговоре с детьми есть какие-то запретные темы. У него есть, например, кейс для беседы о старости, болезнях и потере близких. Он не старается придумать для детей сказки, не пытается обмануть их. Бренифье предлагает им посмотреть на фотографии своих прабабушек и прадедушек и понять: их уже нет в живых, и это судьба каждого человека – познать новую таинственную реальность, когда жизнь подойдёт к концу. Люди не могут всегда жить вместе: одни уходят, другие рождаются – это данность. Дети, которые занимались с Бренифье, предположили, что так происходит оттого, что люди устают, или хотят освободить место другим, или хотят перейти в рай. Педагог говорил об этом с ними, чтобы те не боялись жить – даже зная, что когда-то им тоже придётся уйти. Ограждать детей от подобной информации, руководствуясь соображениями их безопасности, для Бренифье недопустимо. Полнейшая неосведомлённость по той или иной теме не защищает человека, а обезоруживает. Только знание может помочь ребёнку стать умнее, отвественнее и в чём-то даже взрослее своих лет.

Мария ХАЗОВА

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам может быть интересно:

Сказки, которые надо читать современным девочкам

В детской литературе мало ролей, которые подошли бы подрастающим девочкам

Дельфин написал книгу для детей

В книжные магазины Пскова поступила новинка.

Вкусы жителей российской глубинки

10 любимых книг россиян, проживающих в Северо-Западном регионе 

 

 

 

2902 просмотра.
Теги: Книги

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу