Куда в Пскове исчезают поэты?
Несколько лет назад о ней писали газеты, посвящённые сулили ей прямую дорогу большую в поэзию, выход в свет многочисленных сборников. И вдруг она пропала…
Маргарита Никандрова. Стихи пишет с детства. Но признаётся, что осознанно занимается этим со времени окончания школы. Среди интересов: лирическая поэзия, написание текстов песен и переводы. В юном возрасте публиковалась в псковских поэтических сборниках таких, как «Первоцветы» и др., Потом искала свой путь. Филологическое образование дало неплохую теоретическую базу, возможность познакомиться и наработать технику стихосложения. В 2011 году выпустила первый сборник стихов «Я не могу услышать пенье птиц». По словам Маргариты, сейчас она «счастливый человек, который может позволить себе писать, когда этого хочется».
- По-твоему поэт - это состояние души и оно никуда не исчезает, или это ремесло, промысел, профессия и они могут меняться в человеке?
- Поэт – это не состояние души, потому что состояние может меняться. Поэт точно не ремесло. Хотя наличие определенных техник необходимо. Это, скорее, как присутствие некого дополнительного органа, а конкретнее, второго голоса. Он просто есть, как данность. Когда ему есть, что сказать, он говорит, когда нечего – молчит. Ощущение в себе поэта, как ощущение собственной левой руки. Можно ею что-то делать, можно ничего не делать. А вот ощущаешь ее только когда болит, ну или когда думаешь о ней.
А еще поэзия - это шикарный дополнительный механизм реализации себя и самозащиты, и развлечения. Как жало у скорпиона... Используется по мере необходимости.
- А в тебе поэт исчез?
- Исчезнуть поэт, в принципе, не может. По моему глубокому убеждению, любой человек, во внутренней сущности которого живёт поэт, может и должен писать лишь тогда, когда есть что сказать и говорить хочется.
- Что влияет, какое состояние, или что нужно, чтобы ты начала сочинять вновь? Или это вообще всего лишь пыл юности?
- Как ни странно, для того, чтобы писать, нужен душевный дискомфорт. Неплохие вещи рождаются, когда ты счастлив, просто отличные – когда несчастен. А вот, когда «все гладко, да сладко» - это не поэтическая почва. Замечаю не только по себе, но и по знакомым поэтам, что взрывы поэтической активности приходятся на периоды именно выхода из зоны комфорта: разрушаются сильные влюбленности, смена работы, вхождение в новые коллективы, поездки дальние, люди новые, интересные, а еще необходимость утверждения права на собственное бытие (особенно характерно для нетрадиционно ориентированных коллег). Так что – враг поэзии номер один - это покой. Отсюда вывод, писать еще буду, как только что-то изменится в сторону неустроенности и волнения души. Начну писать и сбрасывать вес до состояния прозрачности.
- И что, вообще, не хочется ни строчки?
- Почему же… Пока развлекаюсь периодически, без этого ж все равно скучно. Вот, например, из свежего - «Диета». Так называется стихотворение…
О сексе не принято в свете
То скромность мешает, то честь.
Нам можно, мы – люмпены, дети.
Я дико хочу тебя! (Съесть).
Так, чтоб не осталось ни грамма,
Слизать…заглотить, пожевать…,
Чтоб в танце зашлась моногамном
Фокстротовым ритмом кровать.
Пускай все случается в будни,
Мне пот в каплях – та же роса,
Ты только давай, амплитудней!
И пялься нежней мне в глаза.
Скрипи механизмом дивана,
Прекраснее музыки нет,
Плетями исхлещет нирвана.
Ты – мой!!! (Самый вкусный обед).
Все клетки с разрывом ракеты
«Земля – воздух» выпрыгнут в раз.
Я знаю одно – все диеты
Писали совсем не для нас.
- А, вообще, поэзия сейчас нужна, как считаешь?
- Поэзия в чистом виде сейчас нужна и интересна только тем, кто ею занимается. Как, например, страйкбол, или обклеивание разных вещей салфетками (не помню, как называется, кажется декупаж), интересны только тем, кто увлечён именно этим. Для круга увлеченных и поэзия интересна. Другое дело поэзия песенная. Музыку любят многие, причем именно в песенном выражении. На мой взгляд, только тут есть будущее у современных поэтов. Так что если и возвращаться в «большую» поэзию, то только в качестве поэта-песенника.
- А твои нынешние коллеги знают о твоем поэтическом стремлении и таланте? Пользуются при случае или поэзия не востребована на таких уровнях?
- Мои коллеги не просто знают, но и самым активным образом эксплуатируют мои способности. Кому только я не писала поздравительных посланий, причем не только в области, но и за ее пределами. И среди непосредственных руководителей области у меня немало почитателей. А еще не стоит забывать о сценариях внутренних праздников, которые принято называть «корпоративами». У нас поэтические вечера – не редкость.
- Поэзия в Пскове - это для дурачков-энтузиастов, для высоких интеллектуалов, для барышень-студенток и их вздыхающих одноклассников. Где её искать, поэзию, и может лучше не забивать головы этим?
- Поэзия в Пскове – это в душе для каждого, а в официальном эквиваленте – для пенсионеров с нездоровым пристрастием к алкоголю. Мой опыт общения с поэтической элитой подсказывает, что любому начинающему поэту я бы посоветовала: «Беги от них! Ты – одинокий рейнджер». Искать – кличем, отметая сразу всех, кто состоит в загадочных поэтических объединениях. Дружить, общаться с ними можно, но в группы вступать – никогда.
Поэты хороши каждый по одиночке, а вместе мы – куча неуравновешенных людей с жаждой посмертного признания и, при том, как можно скорее.
- А как должны реагировать родители, взрослые люди, если юный человек рвется в поэты?
- Если юный рвется в поэты, не мешать, в первую очередь. Если это подлинное, то все равно не помешаешь. А если нет – само пройдет. Да, поэзия и музыка в чистом виде не кормят, но стоит подумать о том, что и этот дар так или иначе может быть востребован в реальности: реклама, песни, креативные агентства. А вообще поэт везде хорош. Ну что плохого в том, что человек чуть более чутко относится к миру? В любом деле нужен хоть один сотрудник, способный взглянуть на проблему под другим углом.
Пётр Байк, «Прессапарте»
Поделиться с друзьями: