Интернет-газета. Псков
16+

Татьяна Комиссаровская об огне любви, пространстве «чёрной дыры» и как получают удовольствие актёры «Ахтеатра!»

11 мая 2018 г.

В Пскове, когда говорят о театре, почему-то представляют лишь академический театр драмы имени Александра Сергеевича Пушкина, чаще всего, забывая, что в Пскове есть ещё несколько театральных коллективов. И среди них студенческий «Ахтеатр!», действующий в стенах Псковского государственного университета. Театру, кстати, уже скоро пять лет.

С самого начала на роль режиссера и руководителя была приглашена Татьяна Александровна Комиссаровская, расставшаяся к тому времени театром драмы имени Александра Сергеевича Пушкина, где несколько лет работала директором.

Татьяна родилась в Пскове, но само знакомство с профессиональным театром произошло в Ленинграде в 9 классе. А когда Татьяна поступила в  ЛГИТМиК (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии), искусству режиссуры её обучали такие именитые режиссеры как: Владислав Андрюшкевич, Аркадий Иосифович Кацман. Вернувшись в Псков, продолжила обучение у Вадима Иосифовича Радуна, который пригласил её поставить спектакль «Стеклянный зверинец».


От автора: Мне хотелось побеседовать с режиссёром театра, поскольку я сама пока не использовала шанс поступить учиться на режиссера, чтобы связать свою жизнь с театром и кино. Причина – неуверенность, которая шептала мне, что результат моего выбора будет безуспешным и бессмысленным. Беседа с Татьяной Комиссаровской, открыла глаза на многое. Мы не вспоминали прошлое, мы говорили о том, что на душе сегодня: о трудностях, вопреки которым существует и продолжает работать «Ахтеатр!», о победах, о почти семейной обстановке внутри коллектива, об «огне любви» и уважении к делу, которым занимаешься.


- Какое место театр занимает в вас, и где вы находите место в театре?

- Всегда осознавала, что причастна к театру. С малых лет, как и многие другие девочки, мечтала о сцене, но когда началась настоящая взрослая жизнь, всё пошло не по детскому сценарию. Когда закончила факультет режиссуры, актрисой быть я не то, что не мечтала - не хотела. Ведь профессия «режиссёр» полностью забирает у тебя всё, что предполагает актёрское мастерство. Ты проигрываешь каждую роль, сочиняешь все образы в спектакле. Все! А сейчас, имея дела с актёрами, которые не обучены актерскому мастерству - без этого и невозможно. Режиссер сочиняет историю в сценическом пространстве «чёрной дыры» со стороны зрительного зала, и теперь уже трудно себя представить действующим на сцене. Тем не менее, судьба сложилась так, что меня постоянно - то притягивало к театру, то отталкивало. Но, в конечном итоге, я всё равно оказалась в этой профессии и с большой любовью и желанием в ней живу.

- Что вам больше всего нравится в вашей работе?

- Я делаю то, что люблю.

- На выходе из вашего театра зрители могут пожертвовать деньги, опустив их в раскрытый футляр для скрипки? Почему именно скрипичный футляр, а не шляпа, не коробка?
- Футляр от скрипки - это метафора – это один из символов уличных музыкантов. И мы так же играем. Как может родиться драматический спектакль без таких важных компонентов как: реквизит, декорации, костюмы! Наш театр существует практически без финансирования - мы всё делаем сами!

- А каким вы видите будущее студенческого театра?

- Я не заглядываю в будущее, я живу сегодня. Театр это живой организм ему необходимо развиваться и в пространстве, и во времени. Проблем и пожеланий много, перечислять их можно долго… Начиная, от несуществующего гардероба для артистов, места для хранения декораций, костюмов (созданных большей частью своими руками и на собственные средства), за которыми мы ухаживаем, чтобы использовать в последующих постановках. Но вопреки всем испытаниям, через которые проходит театр, он продолжает развиваться: количество публики растет, мы продолжаем выступать для людей, участвуем в различных фестивалях, где занимаем и первые места. Но у самого понятия «театр», конечно, будущее есть. Мы, в том числе, и есть его проявление.

- Вам удаётся сочинять, создавать что-то своё в спектаклях?

- Когда режиссер увлекается материалом, тогда и идёт сочинительство. Я сочиняю с помощью артистов историю, рассказанную автором произведения, которое мы воплощаем. Чтобы сочинить жизнь, надо прочесть полностью материал и понять его мысль. При чтении надо стремиться к совпадению взглядов самой себя и автора, дабы на сцене воплотить всё-таки идеи автора, а не свои собственные.

- Как вы думаете, современные отечественные театры имеют воздействие на сегодняшнее общество или молодёжь этим уже не живёт?

- Я думаю, что такое воздействие если и есть, то минимальное. Потому что в театр молодежь сегодня ходит мало. Да, театров много, но они больше напоминают не театры, а массовые развлекательные комплексы, где молодежь вовсе не вовлечена в то театральное состояние, которое театр должен нести. С приходом телевидения, Интернета, современных гаджетов, театр и наше отношение к нему изменились до неузнаваемости. Раньше для меня театры были храмами, я дышала театральным воздухом. И театральная эстетика была иной.  На сегодня могу назвать режиссеров, которым поклоняюсь: Римас Туминас, Марк Захаров, Роман Виктюк, Геннадий Тростянецкий. Но эта плеяда прошлого, где такие таланты как Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Пётр Фоменко, Олег Ефремов. А продолжение, то есть их непосредственные ученики так не вдохновляют. Нет того потрясения.

- Можно ли стать известным актёром, режиссёром, получая образование в небольших российских городах?

- Известным актёром, режиссёром можно стать при любых обстоятельствах. Внутри нас есть божественное состояние, то начало и то движение, которые дают возможность быть таким. Кому-то талант дан с самого рождения, и он его не использует. А у другого и таланта нет, но есть мечта, и дано трудолюбие, и он своим ежедневным, ежечасным трудом идёт к цели. Но таких единицы. Да, возможность есть, но главное - желание и каждодневный труд.

- А нравится ли современное кино, что можете сказать?

- Кино мне сейчас не нравится. Не снимают шедевров, которые смогли бы зацепить за душу. Если раньше мы смотрели кино взахлеб, то теперь возникает желание переключить. И вот что… сегодня кино - продюсерское, а не режиссерское. Режиссёр - именно он должен выбирать артистов для картины, но никак не продюсер, у которого должны быть просто свои обязанности. Теперь на экране сплошь и рядом всё псевдо, в том числе, чувства, и всё так одинаково, мыльно, что зритель сразу понимает - не про меня. В нашем театре мы как раз получаем удовольствие от создания настоящих чувств и искренних переживаний. Удовольствие идёт от правды, а ложь просто невозможно терпеть. В театре очень  важны эмоции – внутренняя реакция на то, что происходит на сцене. Эмоция должна родиться внутри зрителя, и через актера режиссер рождает эмоцию в зале.

- Какой совет вы бы дали себе 20 лет назад?

- Себе - никакого. Надо просто жить, свободно, без советов. Каждый день ощущать счастье и находить его в чём угодно, в любом проявлении, будь то человеческая улыбка или красота природы. И при этом не только копить в себе это счастье, но и не забывать делиться им с другими.

Николь МИЛЛЕР

Фото Игоря ДОКУЧАЕВА

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

3400 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу