Собибор. Нужно ли идти на подвиги, если о них узнают только семьдесят лет спустя?
Во французском Страсбурге, в кинотеатре «Одиссея» 5 мая состоится мировая премьера фильма Константина Хабенского «Собибор». Показывать будут в оригинальной версии на русском языке без субтитров и дубляжа. Сеансы не только для тех, кто русский язык понимает – в фильме много реплик ещё на четырёх распространённых языках. А вот в Польше мировая премьера 11 мая. Названия городов, где покажут «Собибор» можно продолжать. Но самое необычное в этой ситуации то, что этот список вообще есть, что мы можем написать именно то, что пишем: что фильм о подвиге лейтенанта Красной Армии, спланировавшего и осуществившего единственное в истории Второй мировой войны массовое восстание в фашистском концлагере, показывают не просто в рамках какого-то фестиваля, а гораздо шире во многих городах Европы и мира.
Официально, фильм вышел в прокат 3 мая. Но уже были предпремьерные показы, в том числе, один из первых - 24 апреля в Варшаве. В эти дни в новостных лентах идут сообщения о показе фильма в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в российской Госдуме, в Кнессете Израиля, в посольствах России в разных странах. Хочется надеяться, что это только начало, и показу фильма на широких киноплощадках не смогут помешать ни политика, ни кризисы в отношениях между странами, ни денежные отношения, ни зависть, ни корысть, ни другие общественные преграды. Фильм должны увидеть жители разных стран, потому что всех их эта тема касается, всех их она может коснуться, все могут с ней столкнуться не только на экранах телевизоров и кинотеатров. «Тема нацизма, геноцида будет, увы, актуальна всегда, – сказал Константин Хабенский перед премьерой. – Мы видим, что люди ненавидят и убивают друг друга за «неправильный» язык, вероисповедание, цвет кожи, разрез глаз. Нацизм – предельная степень сгущения зла, сопротивление такому абсолютному злу как раз и порождает беспримерные образцы героизма, остающиеся в веках. Из таких героев был Александр Печерский».
Именно поэтому и смотреть, и делать такие фильмы сегодняшние люди должны вместе. Как это и получилось у создателей «Собибора». В съёмочную группу были приглашены специалисты, актёры из разных стран, многих национальностей: «Мы понимали, что история этого восстания из тех, которые могут быть понятны любому человеку в мире, где бы он ни жил. И значит, наш проект должен быть международным», – объясняет Константин Хабенский. Так, главные роли в картине, кроме самого Константина Хабенского, сыгравшего Александра Печерского, исполнили Кристофер Ламберт, миллионы зрителей помнят его по фильму «Горец», Михалина Ольшанска, успешно сыгравшая роль в картине «Матильда», который ещё недавно сотрясал общественное пространство в России, Филипп Рейнхардт, запомнившийся по другому фильму о войне - «Сталинград», Мария Кожевникова – одна из звёздных участниц фильма «Батальон», Фелиция Янкель, Дайнюс Казлаускас, Гела Месхи, Сергей Годин, Роман Агеев. В массовых сценах участвовали около тысячи жителей Литвы, где осенью 2016 года и снимали фильм. Оператором-постановщиком «Собибора» стал известный литовский мастер, член Европейской киноакадемии Рамунас Грейчюс.
И поэтому не случайно, что герои кино «Собибор» говорят на пяти языках - русском, немецком, польском, голландском, идише, потому что и реальные узники, реальные герои Собибора говорили на пяти и более языках.
Лагерь смерти Собибор фашисты устроили на юго-востоке Польши весной 1942 и до 14 октября 1943 там были убиты около 250 тысяч человек. Но в тот осенний день ужасный счёт был остановлен самими узниками, ведомыми лейтенантом Печерским.
«Мы стремились к максимальной достоверности, во всем – в каждой детали, каждом кадре, – понимая, что если не будет этой внешней убедительности, то и разговор со зрителем о добре и зле состояться не сможет, – рассказывает о работе над картиной Константин Хабенский. – Поэтому важно было, чтобы и немцы говорили по-немецки. Тут есть и еще один момент. Зритель видит людей, говорящих на разных языках, из разных стран, с разным жизненным опытом, и понимает, как трудно было Печерскому весь этот вавилонский муравейник объединить, превратить, по сути, в небольшую армию. Это титанический труд, уверенность в себе, харизма, ярость – все то, что зритель должен почувствовать в Печерском».
Да, в фильме есть что критиковать, считают те, кто видел: местами слабовата драматургия и сам сценарий, нет прописанных характеров героев и их предысторий, пропадают логические связи в отношениях между ними. Но, знаете, всегда лучше, когда есть что критиковать, значит, есть варианты в будущем сделать ещё лучше. Не будем забывать, что для Хабенского эта картина режиссёрский дебют: «В какой-то момент я почувствовал, что мне хочется взглянуть на всю эту историю в целом, «сверху», понять, как соотносятся между собой разные линии, как они объединяются в общий узор, – рассказывает Константин Хабенский. – Я работал с замечательными режиссёрами, знаю, как они подходят к этому процессу. Важную роль сыграла и тема – о войне снято много фильмов, но историю людей в лагерях смерти в нашем кино показывали не так часто».
Остаётся сожалеть, что и фильм, и отдание почестей бывшим узникам Собибора, и самому Александру Печерскому опоздало – уже нет в живых ни самого геройского лейтенанта, ни его товарищей по восстанию. Печерскому на протяжении всех послевоенных десятилетий не могли отдать должного – даже наградить толком не смогли. Лишь в феврале 2016 года, когда уже вовсю шла работа над фильмом, указом Президента России Александр Печерский был посмертно награжден орденом Мужества.
Нужно ли совершать подвиги, зная, что о них могут вспомнить лишь семьдесят лет спустя? Хорошо, что настоящие герои об этом не думают, когда идут на подвиг – они устроены по-другому. Иначе, героев могло бы не быть совсем.
В современной ситуации, когда в мире обострились конфликты, когда фашизм и нацизм – это понятие совсем не из прошлого, когда людям, живущим в разных странах, пытаются внушить, что в соседней стране живут враги, фильм Хабенского может сделать значительно больше, чем любая дипломатия и иные официальные формы убеждения.
Фильм уже в прокате в Пскове, в Петрозаводске, в Великом Новогороде, в Санкт-Петербурге, в других городах России. Один мой приятель после показа в Страсбурге спросил: «А будут ли показывать «Собибор» в Париже?». Конечно, будут. И этот фильм обязательно нужно увидеть.
Игорь ДОКУЧАЕВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Поделиться с друзьями: