Дружба теперь не всем по карману? Социологи говорят о новой форме социального неравенства
Говорят, что дружбу не купишь, но теперь люди озабочены тем, что поддерживать близкие отношения становится слишком… дорого, особенно молодым людям. Об этом пишет издание Собака.ru. Проблема с поддержанием дружеских связей не только у россиян, её сейчас обсуждают и в иностранных СМИ. Уже сложился общий термин – friendflation, или френдфляция. Слово образовано от английских слов friendship - дружба и inflation - инфляция).
«В соцсетях буквально все проводят время с друзьями, в увлекательных поездках и необычных активностях», - пишет Собака.ru, а позволить себе подобный образ жизни могут не все. Петербуржцы говорят, что интересный мастер-класс может стоить около 4 тысяч рублей, плюс около тысячи-двух посидеть в кафе, в итоге за один вечер можно потратить до 5-6 тысяч, что для многих серьезная сумма. Но проблема не только в тратах на кафе, бары и путешествия. Непростые времена повлияли и на нематериальную сторону отношений между людьми.
Жанна Чернова, ведущий научный сотрудник Социологического института РАН, говорит, что люди испытывают в дружеских отношениях моральное давление, и оно растёт, и многим легче снять с себя обязательства, связанные с «настоящей» дружбой и перевести общение в формат ситуативного общения без «лишних обязательств» и моральной нагрузки.
Явление, которое называется friendflation, в социологии понимают ещё и как форму неравенства. Исследования показывают, что дружба, социальные отношения распределяются все более неравномерно. Стабильные социальные связи доступны тем, у кого есть ресурс – финансовый, временной, эмоциональный, эти связи – социальный капитал, и в обществе далеко не у всех равный доступ к нему.
«Современность изменила саму форму социальных связей, логику отношений, когда дружба становится одним из жизненных проектов, реализация которого требует все больше различного рода ресурсов, усилий, саморефлексии и постоянной поддержки», - говорит Жанна Чернова (цитата здесь и дальше Собака.ru).
Бедность теперь связана не только с отсутствием дохода, но с ограничениями в общении. Сильные социальные связи становятся привилегией, а не нормой, люди из разных классов реже пересекаются друг с другом, друзья чаще всего люди одного круга и уровня дохода. Общество «атомизируется», говорят социологи, и это явление - социальная капсуляция - формирует в людях толерантность к экономическому неравенству, заставляет их меньше замечать разрыв доходов и реже задумываться о том, что ресурсы распределены несправедливо.
«Если в краткосрочной перспективе это может даже снизить градус напряжения в обществе, на более длинной дистанции это может привести к тому, что предпосылки к кризису могут накапливаться вместе с поляризацией в обществе», - считает Жанна Чернова.
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам может быть интересно:
Ольга КРАВЦОВА: как жить в эпоху онлайн-агрессии
Игорь Леонтьев: своей головой надо уметь пользоваться
Зачем нужно отмечать День одиночества
Поделиться с друзьями:




